Поиск по сайту
Интервью
03.10.2022 11:08

Юрий Шалабаев: «Рад, что после рывка к 800-летию мы не останавливаемся»

Мэр Нижнего Новгорода дал большое интервью Newsroom24.
Нижний Новгород. 03 октября. NewsRoom24.ru -

Вопреки ожиданиям многих, в 2022 году, после своего 800-летия, Нижний Новгород хорошеть не прекратил – напротив, благоустроенных пространств становится все больше, а событийная программа этим летом, пожалуй, оказалась даже насыщеннее праздничной. Но говорить о том, что в городе не осталось проблем, безусловно, рано – основные из них мы и обсудили с мэром Юрием Шалабаевым. Поговорили о том, что волнует нижегородцев больше всего: не всегда справляющихся с аномальными осадками ливневках и станциях снеготаяния, ломающихся общественных туалетах, проблемах с запахом воды в отдельных районах и многом, многом другом.                                

Юрий Владимирович, этим летом было много обсуждений и споров на тему ливневок – снова выпало аномальное количество осадков, и не везде они справились. Давайте еще раз обозначим, почему ливневую канализацию невозможно отремонтировать всю сразу и единовременно вложить в это 9 млрд рублей? 

Дело в том, что ни финансово, ни технологически мы не сможем разово вложить такую огромную сумму и провести полную модернизацию. Во-первых, будет коллапс – весь город придется перерыть для того, чтобы сделать ливневку. Во-вторых, по срокам это невозможно. Ну и эти пресловутые девять миллиардов нигде просто так не возьмешь. Поэтому нужно идти по этому пути постепенно и в первую очередь решать наиболее острые локальные проблемы. Здесь далеко ходить не надо: это Алексеевская и Ковалихинский коллектор, набережная Гребного канала, где часть колодцев не подключена к магистральному коллектору, стадион «Водник», пересечение улиц Большой Печерской и Нестерова. Достаточно проблемных мест в Сормовском, Канавинском, Московском районах – вот по таким участкам необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию и выполнять строительно-монтажные работы. Поставлена задача, чтобы каждый год на ремонт уже имеющихся и строительство дополнительных ливневок выделялось около 200 млн рублей.   

Это и предполагает программа по ливневкам до 2033 года? Значит ли это, что затапливать отдельные улицы Нижнего Новгорода перестанет только в 2034-м? 

Начнем с того, что Нижний Новгород затапливало всегда, потому что ливневок никогда не было. Ими начали заниматься только с 2020 года, выделять средства на их ремонт, прочистку, содержание и где-то – реконструкцию. Выделяем больше 100 млн в год, в зависимости от смет, и это уже приносит свои плоды: даже после залповых ливней вода уходит примерно в течение 20 минут, потопа нет. А ведь еще в 2018 году, когда был очень сильный ливень, вода стояла на улицах несколько часов, потому что ливневка была забита, местами – не отремонтирована. Оставлять все как есть мы не собираемся: я поручил разработать программу модернизации ливневой канализации до 2033 года, чтобы постепенно вкладывать средства. 

Ведь еще два года назад были планы по ремонту ливневки по концессии. От них отказались? То есть каждым участком будет теперь заниматься отдельный подрядчик? 

Да, рассматривали возможность модернизации в рамках концессионного соглашения. Но эта модель, к сожалению, не сложилась. Подрядчик не обязательно должен быть отдельный на каждой площадке. Просто по каждому участку вопрос будет решаться в ходе конкурсных процедур. На каждый год будет определено количество участков, на которых разрабатывается проектно-сметная документация и проводятся строительно-монтажные работы, и на это будут выделяться средства по результатам конкурсов. 

А что с новыми территориями? Заходит, к примеру, застройщик на площадку, строит дома – он сам должен обеспечить их ливневками? 

Это зависит от вводных технических условий. Если на участке уже есть какой-то коллектор, то застройщику могут выдаваться техусловия, чтобы он к нему присоединился. Определенные работы он, безусловно, должен произвести, но магистральный коллектор строить точно не заставят – иначе возводить жилье в этом месте будет уже не выгодно. Если застройщик заходит на депрессивную территории, принуждать его вкладывать огромные средства в инфраструктуру – это путь в никуда. 

А провалы на дорогах, в том числе на недавно отремонтированных дорогах – тоже как-то связаны с отсутствием ливневок? 

Во-первых, провалы на дорогах, где проводился капремонт, все-таки происходят редко. Причины разные: где-то размывает грунт, бывает, что и из-за отсутствия ливневки; где-то ресурсники проводили работы и не восстановили дорогу должным образом. Но на самом деле причина не так важна, главное – вовремя такие провалы устранять. 

Скоро зима, и снова встанет вопрос об уборке снега. Что с нашими станциями снеготаяния – сколько будет работать в этот раз? 

На данный момент реализован проект по концессии с водоканалом в Нижегородском районе, где никогда не было станции снеготаяния. Строительство станции уже завершилось. Мощность хорошая – 7 тысяч кубометров в сутки. В планах – тоже по концессионному соглашению – модернизация станции снеготаяния в Советском районе, ее мощность хотим тоже довести до 7 тысяч «кубов». Ну и в следующем году планируем начать работу по созданию станции в Московском районе, которая также сможет обслуживать Сормово и часть Канавина. Частная концессионная инициатива уже поступила. Понимаю, что такому крупному району, как Автозаводский, тоже нужна своя станция – возможно, вместе с Ленинским. Там пока идет подбор земельного участка. 

Хотелось бы поговорить и об электросамокатах. Вроде бы и допустимую скорость для них снизили, и «запретные» места определили. Но самокатчиков на улицах и в парках все меньше не стало, и правила соблюдают не все. Не планируется ли выделить для них специальные дорожки, чтобы обезопасить пешеходов? 

Мысли, конечно, были. Но не везде возможно сделать полосы для электросамокатов – не везде это предусмотрено схемой расположения улицы. Но там, где это возможно, и на новых общественных пространствах мы стараемся прокладывать велодорожки, предназначенные в том числе для электросамокатов. А, например, в Автозаводском районе я поручил разработать концепцию единой велодорожной сети как «пилот». Думаю, в будущем такая сеть охватит все районы Нижнего Новгорода. Это нужно в том числе для повышения безопасности пешеходов. 

На Автозаводе единая велосеть заработает уже в 2023 году? И как этот процесс будет проходить в других районах? 

Начнем с того, что на данный момент велодорожная сеть Нижнего Новгорода представляет собой отдельные разорванные участки. Где-то эти участки протяженные, но их немного. Это Нижневолжская набережная, Гребной канал. В Автозаводском районе сейчас делается ремонт Южного шоссе по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» – там предусмотрена достаточно протяженная велодорожка. Уже сделано благоустройство улицы Веденяпина по нацпроекту «Жилье и городская среда», там тоже есть велодорожка, которая выходит на проспект Ленина. В следующем году проложим по проспекту Ленина велодорожку вдоль проходных ГАЗа до станции метро «Автозаводская» либо «Пролетарская». В 2023 году на проспекте Бусыгина тоже будет благоустройство, жители за него проголосовали – и там будет предусмотрена велосипедная дорожка. Если мы их соединим – дорожки на проспектах Ленина и Бусыгина – они дойдут до улицы Пермякова, где уже тоже есть велодорожка. То есть соединяем их частями и получаем велодорожку протяженностью уже около 20 км. Таким путем мы планируем пойти во всех районах – соединять уже действующие маршруты и строить новые. 

Еще одна тема, которая сильно волнует горожан – это общественные туалеты. Этим летом некоторые уже установленные туалеты долго не открывались, некоторые ломались. Почему так? 

Чаще всего уже открытые общественные туалеты не работают из-за бытового вандализма. К счастью, сейчас таких случаев уже меньше. А вот когда их только начали открывать, раз в неделю точно была какая-то поломка. Некоторые поломки приводят к тому, что нужно покупать новые запчасти. Заказываем, ждем, пока они приедут. Приезжают – устанавливаем и запускаем заново туалет. Его опять ломают. Если поломка не связана с заказом запчастей, то ее устраняют достаточно быстро. В целом, я считаю, что вопрос обеспеченности уличными туалетами в Нижнем Новгороде сдвинулся с мертвой точки. У нас теперь в парках много туалетов, на общественных пространствах. Их содержанием занимается специализированный оператор – обслуживает, ремонтирует. А недавно мы ввели в нашей информационной системе управления городом новый раздел – с его помощью на примере парка «Швейцария» отслеживается количество посещений туалетного модуля и наличие технических проблем. Это позволит быстрее реагировать и ремонтировать сломавшиеся модули. 

Туалетов стало действительно больше, чем раньше, но ведь сейчас их количество не окончательное? 

Ну, на Большой Покровской только один стационарный туалет. Мы его сдали в аренду, а оператор отремонтировал, на мой взгляд, достаточно удачно. Но все же один туалет на Большую Покровскую и площадь Горького – это маловато. Поэтому будем развиваться дальше, увеличивать количество точек. Конечно, зимой это не так актуально, так как людей на улицы выходит меньше. А вот летом рассмотрим добавление еще одного туалетного модуля на набережной Федоровского, потому что один с большим наплывом туристов не справляется. Подумаем над установкой новых модулей на Верхневолжской набережной и изучим наполняемость туалетов в парках: везде ли достаточно туалетных модулей и везде ли они соответствуют требованиям. 

На зиму уже открытые туалеты закрывать не будут? 

Нет. Только в случае какой-то поломки, временно. 

Недавно вы начали вести прямые эфиры в соцсетях. Как вам такой новый вид взаимодействия с жителями? 

Если одним словом – динамично. Поступают вопросы от жителей прямо во время эфира, стараюсь сразу на них отвечать. По итогам таких эфиров я дал 215 поручений, и около 70% из них уже исполнены, остальные в процессе исполнения. У меня есть отдельный перечень поручений, которые даются по результатам эфиров. Сами по себе они достаточно эффективны, потому что все главы районов и руководители департаментов смотрят трансляцию, и решения находятся достаточно быстро. И я больше рассматриваю прямые эфиры не как инструмент решения проблем, а как инструмент обратной связи с нижегородцами. Объективный и оперативный, такой больше нигде не получишь. 

А главы районов тоже начнут проводит прямые эфиры? 

Мне задавали такой вопрос, но пока я до конца не определился. Честно, не вижу смысла в том, чтобы главы районов проводили эфиры. Во-первых, потому что не весь функционал находится в их компетенции – многие из вопросов решаются структурными подразделениями администрации города. А во-вторых, если мне задают вопрос из компетенции глав районов, он все равно передается им. 

В том числе во время прямых эфиров жители Автозавода периодически жалуются на проблему с запахом воды из-под кранов. Когда ее возможно будет решить, и как со своей стороны в этом помогает город? 

В Автозаводском районе поставщиком воды является частная компания. Но мы не уходим от проблемы, пытаемся решить ее вместе. Начнем с того, что система водоснабжения там была спроектирована с большим количеством тупиковых веток. И, как правило, летом, когда потребление снижается, вода в этих тупиковых ветках просто стоит. При том, что и качество воды в самой Оке в жаркую погоду ухудшается – это естественно. Но по опыту прошлого года с поставщиком провели большую работу: он построил новые трубопроводы без тупиковых участков, мы вместе усовершенствовали систему мониторинга и контроля. Если нам поступает жалоба, мы сразу передаем ее поставщику, а он приостанавливает подачу воды и быстро промывает трубы. Кстати, ухудшение качества воды может зависеть и от внутридомовых систем – в таких случаях мы привлекаем ДУКи. И сегодня можно сказать, что проблема все-таки стала менее острой, чем год назад. 

В Нижнем Новгороде продолжается благоустройство общественных пространств – едва ли не более динамично, чем в год 800-летия. Все ли объекты удастся сдать в срок? Не срывают ли контракты подрядчики? 

Сразу скажу, что срыв сроков благоустройства – это одно, а нарушение сроков выполнения контракта – другое. Если, допустим, подрядчик на неделю задержал исполнение контракта по погодным условиям, мы, конечно, примем меры – мы обязаны. Но это срыв сроков? Скорее нет. 

Конечно, все запланированные работы будут выполнены. Это стало возможным потому, что мы перешли в большинстве случаев от выбора подрядчика по аукционам к конкурсным процедурам. Если при проведении аукционов решающей была цена, и контракты получали фирмы из других городов, то теперь мы можем предъявлять к участникам конкурсов дополнительные требования – по опыту, финансовой и технической обеспеченности. Соответственно, мы выбираем подрядчиков, которые способны довести пространства до конца, создать новые точки притяжения. 

Сможете назвать ваш топ таких новых точек притяжения, которые появились в этом году? 

Совершенно точно это площадь Киселева в Автозаводском районе. Сквер Марата. На мой взгляд, хорошее пространство получилось на бульваре Рокоссовского в Советском районе, площадь Советская – да много новых пространств. Я рад, что после рывка к 800-летию мы не останавливаемся. Нет сомнений, что все пространства, запланированные к открытию в этом году, будут сданы. Если где-то есть нарушение сроков – можете не сомневаться, мы применим все санкции, предусмотренные и законом, и контрактом.

 

 

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений