Поиск по сайту
Подробно
05.10.2024 09:40

Что думают о своей работе нижегородские учителя

Задали одни и те же вопросы молодому и опытному педагогам.
Нижний Новгород. 05 октября. NewsRoom24.ru -

5 октября мы поздравляем учителей с профессиональным праздником, благодарим их за нелегкий труд и выражаем восхищение такой непростой, но чрезвычайно важной работой. А что о своем ремесле думают сами преподаватели? Newsroom24 решил провести эксперимент и задал шесть одинаковых вопросов двум педагогам – молодому (по просьбе героини мы не называем ее имени) и опытному. И вот что они ответили.

Е.К., учитель русского языка и литературы школы в Ленинском районе

Почему вы решили стать учителем?

Мысли о преподавании посещали меня уже в школе. Я всегда думала: «А можно ли объяснить как-то по-другому? Попроще? А зачем так нагнетать с ОГЭ и ЕГЭ? Вот если бы я...»

И вот она я. Объясняю по-другому, попроще, стараюсь не нагнетать с экзаменами. Конечно, самым важным фактором выбора профессии стало знание предмета и умение это знание передавать. Ни в одной другой сфере не получается делиться тем же опытом, когда то, что когда-то стало для тебя открытием, теперь является открытием для других.

Если бы вы не пошли работать в школу, то какую профессию выбрали?

Сложный вопрос. Наверное, это было бы что-то творческое, вроде писательства. Или, наоборот, стабильное, по типу работы в архиве. Учитель в школе – это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ты всегда выполняешь кучу разных задач в короткие сроки: от подготовки учебных материалов до рисования плакатов, от оформления документов до съёмки творческого видеопоздравления.

Устраивает ли вас зарплата? Какой размер зарплаты для учителя вы бы назвали достойным?

Ох, какая больная тема. На зарплаты учителей без слёз не взглянешь. Это либо слёзы от смеха из-за абсурдности происходящего, либо слёзы горечи от тщетности бытия. Ставка учителя – это настолько маленькая сумма, что иной раз думаешь: «Я правда страдала ради этого?». Конечно, всегда что-то добавляет администрация: за классное руководство, за кабинет, за внеурочную деятельность. Но этого всё равно мало.

За тот труд, что делают учителя, нужно платить достойно. В нашем регионе хотелось бы как минимум полтора миллиона рублей в год. Никто же не запрещает помечтать.

Что вызывает больше всего трудностей при работе с детьми, а что наоборот радует?

Подростки – это очень сложные организмы, и никогда не знаешь, что случится на этот раз. Как я прочитала в одной книге: вроде и обошла грабельки, а они уже обогнали тебя и снова под ноги легли. Дети, которым тяжело даётся учёба, проблем не вызывают. Очень демотивируют те самые наглецы и хамы, срывающие уроки своими выкриками и бросанием бумажек. Мне всё равно, усвоят они материал или нет. Однако очень грустно видеть лица других детей, которые осознают необходимость учёбы, но не могут получить знания в нужном объёме из-за каких-то... нехороших одноклассников.

Я мечтаю, что будет принят закон, по которому школа сможет исключать всех «паршивых овец», не боясь за свой рейтинг.

Когда вы учились в школе, какой предмет был у вас самым любимым?

Мне очень нравился русский язык, потому что я всегда его понимала. Всё просто: если у меня получается, то учить комфортно. Люблю чувствовать себя уверенно, а именно это я и испытывала, когда изучала в школе русский язык (до сих пор помню и использую на своих уроках стишки-запоминалки, которые теперь помогают и моим ученикам).

За что вы любите свою работу?

Люблю свою работу за долгий отпуск. Шучу. Не только за это. Мне нравится быть среди детей: так я чувствую, что остаюсь в молодёжной среде, знаю их приколы и темы. Мне нравится находить разные подходы к объяснению материала: запоминалки, картинки, задания. Мне нравится, что всегда есть какие-то мероприятия: конкурсы, концерты, выступления. В общем, мне нравится.

Вера Александровна Иванова, учитель русского языка и литературы

«Школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85»

Почему вы решили стать учителем?

С одной стороны, мой выбор профессии был абсолютно детски-наивным: мечтала исправлять красной пастой ошибки в тетрадях учеников и писать мелом на доске. Ни о каких сложностях профессии или о зарплате я даже не задумывалась.

С другой стороны, мне всегда было интересно общение с детьми. В школе, например, я с удовольствием занималась шефской работой с ребятами из младших классов. Мне кажется, у меня неплохо получалось. И многие взрослые советовали мне стать учителем. Следовательно, выбор все-таки не был случайным.

Вера Александровна Иванова

Если бы вы не пошли работать в школу, то какую профессию выбрали?

Поверьте, за 35 лет работы в школе я никогда не пожалела о выборе профессии и не задумывалась о смене ее. Хотя за эти годы случалось всякое: были ошибки, разочарования, порой доходило и до отчаяния от осознания собственной беспомощности в решении сложных вопросов. При этом всегда рядом находился кто-то, кто поддерживал меня, отмечал мои удачи и вселял надежду, что я смогу преодолеть трудности и состояться в профессии. Важно и то, что в глазах учеников я видела неподдельный интерес, и понимала, что не могу не оправдать их ожидания.

Сейчас я думаю, что могла бы работать в журналистике или даже заниматься наукой, если бы тогда, много лет назад, решилась на это. Но не случилось. Значит, это все же не мое. А творчества или исследовательской деятельности в моей каждодневной работе хватает с лихвой.

Устраивает ли вас зарплата? Какой размер зарплаты для учителя вы бы назвали достойным?

Давайте скажем честно: профессия учителя – это не про зарплату. Тот, кто хочет заработать, в школу не пойдет. Поэтому нынешние выпускники педагогических вузов предпочитают заниматься чем угодно, но не работать по специальности. И я не осуждаю их за это. Однако гораздо хуже, на мой взгляд, что престиж профессии педагога в нашем обществе по-прежнему остается на крайне низком уровне. И пока никакие попытки что-либо изменить в этом направлении не принесли желаемого результата.

Что вызывает больше всего трудностей при работе с детьми, а что наоборот радует?

Радует то, что заметно растет материально-техническая база школ. А это открывает педагогам новые возможности, помогает уйти от рутины, сделать процесс обучения более интенсивным, разнообразным, живым и даже более современным, если хотите.

Радуют дети: своей непосредственностью, любознательностью, искренностью, отзывчивостью. С возрастом я все больше ценю свою профессию за это счастье общения с ними, такими разными и замечательными.

А еще я горжусь нашими общими успехами и достижениями! Например, в прошлом учебном году моя команда семиклассников стала абсолютным победителем в грандиозном интернет-проекте – Всероссийской сетевой пушкинской регате «Я в гости к Пушкину спешу», которая прошла в рамках Всероссийского образовательного просветительского фестиваля «Пушкинское слово в красках и звуках». Организатором данного образовательного события явилась общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках Национального проекта «Образование». О масштабе данного мероприятия говорит тот факт, что участие в нем приняли более 100 команд из разных уголков России.

Что касается трудностей, скажу так: в любой профессии они есть, но не они определяют общие тенденции. В канун праздника говорить о проблемах не хочется. Извините.

Когда вы учились в школе, какой предмет был у вас самым любимым?

Когда я была ученицей, моим самым любимым предметом была история. Но учителем истории я не стала. И не жалею об этом! Ведь я преподаю такие важные предметы, как русский язык и литература. С особым трепетом и вниманием отношусь к преподаванию литературы. Ведь это не просто одна из школьных дисциплин – это единственный школьный предмет, который посвящен человековедению! (Именно так называл литературу Максим Горький).

За что вы любите свою работу?

Я люблю свою профессию за то, что в ней нельзя останавливаться на достигнутом. Убеждена: учитель – это человек, который не только учит, но и учится всю жизнь. Ежегодно меняются программы и появляются новые стандарты. Поэтому самообразование и повышение своего профессионального уровня – неотъемлемая часть жизни любого учителя.

А еще профессия учителя уникальна тем, что дает возможность почувствовать себя и режиссером, и художником, и дирижером, и артистом... Только моя сцена – у школьной доски. А каждый урок – это ответственная премьера спектакля. И тут уж нет права на ошибку. Как невозможно во время выступления сделать ещё один дубль, так невозможно и в середине занятия начать все заново.

Если позволите, я бы хотела поздравить коллег с нашим профессиональным праздником и подарить им свое стихотворение.

Вам, коллеги!

В осеннем танце листопада

Стремитесь Вы к своим птенцам,

К девчонкам Вашим и мальчишкам,

Неугомонным сорванцам.

Стремитесь в лабиринте жизни

Им путь надежный подсказать,

Их прочно на крыло поставить

И от падений удержать.

Стремитесь знаньями наполнить

Их неокрепшие умы,

А души осветить любовью,

Чтоб никогда не знали тьмы.

Ведь так уж повелось от веку:

Учитель – свет, учитель – Бог!

Дает он самый главный в жизни

Любви и Мудрости урок!

Бесценные мои коллеги -

Творцы, трудяги, мастера!

Пусть жизнь Вас холит и лелеет

И будет к Вам всегда добра!

Пусть вам почаще солнце светит,

Обходят грозы стороной,

Добро, любовь, цветы и дети

Заполнят пусть Ваш мир собой!

 

Редакция Newsroom24 присоединяется к поздравлениям. Желаем всем учителям стойкости, сил и терпения в обучении ребят и исключительно положительных эмоций от работы.

Фото предоставлено Верой Ивановой; обложка – Newsroom24.

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений