Поиск по сайту
Транспорт
03.09.2015 09:10

Российский авторынок меняет лицо

Автоконцерны ищут способы выживания в условиях резкого падения продаж.
Нижний Новгород. 03 сентября. NewsRoom24.ru -

Российский авторынок не первый год развивается в условиях падения продаж. Но если раньше причины падения были обусловлены сокращением доходов населения из-за кризиса и западными санкциями, то в 2015 году проблему усугубило еще и падение курса рубля и цены на нефть. В этих условиях Ассоциация Европейского бизнеса ухудшила свой прогноз по продажам в России на 2015 год – с минус 24% до минус 36%. Однако есть и более пессимистичные прогнозы – падение до 50%.


Из-за снижения спроса производители меняют стратегию продаж и предложение. Сужение модельного ряда игроков, традиционно присутствующих в России, и приход новых позволяет говорить в перспективе о перераспределении сил на авторынке. Среди других тенденций, усиленных кризисом – увеличение затрат на локализацию производства и как следствие – рост количества автокомпонентных производств и технопарков, а также усиление экспортной составляющей в продажах. Очевидно, что к моменту возврата на докризисный уровень (по прогнозу Минпромторга РФ – к 2020 году), российский авторынок изменит свое лицо.


Производство

Из-за падения продаж – в среднем по рынку за полгода – минус 36% - автопроизводители, имеющие локальные производства в России, перераспределили объемы в пользу местной сборки. Импортеры вынуждены были сократить объемы поставок. Но самым громким событием первого полугодия, а возможно, и всего 2015 года, стал практически полный уход General Motors из России.

В марте компания заявила о том, что до декабря 2015 года полностью выводит с российского рынка бренд Opel, самые популярные модели бренда Chevrolet, закрывает (консервирует) завод в Санкт-Петербурге, контрактную сборку Chevrolet Aveo на ГАЗе в Нижнем Новгороде и сборку Opel и Chevrolet на калининградском «Автоторе». Также GM заявила о том, что ее стратегия в России ограничится продвижением автомобилей в высоком ценовом сегменте, спрос на которые не сокращается. В итоге в России у GM остались бренд Cadillac, три модели Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe и совместное предприятие с «АвтоВАЗом», выпускающее Chevrolet Niva.

Причины ухода менеджеры GM объясняют экономическими причинами, в частности нежеланием инвестировать в рынок с сомнительными перспективами. В частности, в феврале продажи Opel и Chevrolet упали на 86 и 74%. «Чем меньше уровень локализации, тем сложнее выдерживать конкуренцию на рынке, — прокомментировал уход американского автогиганта глава Минпромторга Денис Мантуров, словам которого цитировали информагентства. — Что касается GM, то это ошибка изначальная в стратегии компании, в части модельного ряда и уровня локализации. 25% (уровень локализации) — естественно, при сегодняшнем курсе рубля к иностранной валюте невозможность конкурировать с южнокорейскими компаниями, которые свой уровень локализации уже подняли свыше 50%».

Однако не все российские эксперты могут объяснить подобные шаги с точки зрения бизнеса и склонны видеть в этом политические решения. Позиции, которые занимали на нашем рынке Opel и Chevrolet, могли бы позволить им переждать кризис, а продажи остающегося в России Cadillac всегда были крайне низкими. С другой стороны, этот пример может спровоцировать к уходу другие компании с низким уровнем локализации. И они не заставили себя ждать.

Из-за экономической нецелессообразности в 2015 году расторгнуто и соглашение по производству Toyota Land Cruiser Prado на дальневосточном СП «Соллерс-Буссан». Теперь Land Cruiser Prado будет импортироваться из Японии. Проблема этого производства – в низкой локализации, однако углублять ее ради одной немассовой модели собственники не планируют. Однако Toyota уже собирает Camry в Санкт-Петербурге и пока не отказалась от планов запустить там RAV4 в 2016 году.

На неопределенный срок отложил строительство завода по сборке легковых автомобилей Mercedes-Benz, хотя еще в июне Daimler рассматривал площадки под строительство в Московской области и Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что конвейеры завода «ПСМА Рус» в Калуге весной и летом постоянно останавливались из-за падения спроса, гендиректор группы PSA Peugeot Citroën в России и странах СНГ Кристоф Бержеран опроверг слухи об уходе брендов из России. Но рассказал о планах сократить модельный ряд почто вдвое: из 30 моделей обоих марок, продающихся сегодня на российском рынке, в ближайшей перспективе останется 15-20. При этом, компания намерена поднять уровень локализации с 35 до 50%: среди последних проектов – локализация производства аккумуляторов, в планах – проект легкосплавных дисков.

Стратегию производства в России не намерен менять Nissan. В России он производит Nissan Teana, Murano, X-Trail, Pathfinder (Санкт-Петербург), Nissan Terrano – в Москве, Nissan Almera, Sentra и Tiida – на заводах АВТОВАЗа (Тольятти и Ижевск). Производитель в течение года останавливал сборку, если спрос падал. Тем не менее, в октябре компания планирует запустить сборку Qashqai в Санкт-Петербурге, который сейчас импортируется из Великобритании.

Однако есть и противоположная тенденция: несмотря на кризис продаж и санкции, производители закладывают новые автозаводы. Например, китайский концерн Great Wall начал строить завод в Тульской области, при том, что у компании уже есть две сборочные площадки – в Гжели и Липецкой области, где собирают Hover H3 и H5. Аналогично ведет себя и Lifan, заложивший в середине июля новое производство в Липецкой области.

А в сентябре на российский рынок планирует выйти китайский бренд Zotye: собирать две модели компании будет «Алабуга-моторс», резидент особой экономической зоны «Алабуга».

О намерениях начать производство легковых автомобилей в России в июне заявила и Volvo. Наиболее вероятными площадками для этого эксперты называют ГАЗ и калининградский «Автотор», у которых освободились мощности после ухода General Motors.


Импорт

Падение продаж заставляет пересматривать модельный ряд не только производителей, но и импортеров: кто-то уходит из-за падения спроса, а кто-то, наоборот, приходит.

Так, в марте, после заявление GM об уходе с российского рынка, южнокорейская SsangYong сообщила о том, что не будет поставлять автомобили в Россию из-за ослабления рубля. Однако производство в России не закрывается: бренд будет представлен двумя внедорожниками, которые производятся во Владивостоке на Mazda Sollers Manufacturing RUS.

А вот китайская компания BYD, не имеющая производства в России, покинула наш рынок совсем: официальный дилер закрыл свой бизнес.

Из-за низких продаж Honda, тоже не производящая автомобили в России, приняла решение убрать с российского рынка Civic и Accord – с начала года продажи производителя упали на 86%. Уходить с рынка совсем компания не собирается и планирует в этом году обновить кроссовер CR-V и внедорожник Pilot, которые у нас пока продаются.

Аналогичная ситуация – у Suzuki и Subaru, но они заявили о том, что менять стратегию на российском рынке не намерены, даже несмотря на сильную зависимость стоимости автомобилей от курса рубля.

Из-за низкого спроса Hyundai прекратила в августе продажи седана Grandeur, а Nissan с июля не поставляет пикапы Nissan Navara и NP300.

Но противоположная тенденция тоже есть. Например, китайская марка Haval 25 июня открыла в Москве первый в России дилерский центр. Компания выходит на российский рынок с полноприводным внедорожником H9. Еще одна модель – H8 SUV с полным приводом – появится у нас в октябре 2015 года. В следующем году модельный ряд планируется расширить кроссоверами Н8, Н7, Н6 Coupe, а также компактными Н2 и Н1.


Экспорт

Компенсировать падение продаж на российском рынке производители пытаются и за счет экспорта, благо этому способствует девальвация рубля.

Так, «Группа ГАЗ» начала продажи «ГАЗель Next» в Сербии. До конца года производитель планирует выйти в Боснию и Герцеговину, Черногорию и Македонию. Также на Балканах ГАЗ планирует продавать «Соболь». По сообщению пресс-службы «Группы ГАЗ», выход в балканские страны – это первый шаг на европейский рынок.

Также в качестве сборочных площадок «Группа ГАЗ» рассматривает Литву, Кубу и, возможно, Венесуэлу – сообщается в открытых источниках. Они дадут возможность компании возможности для продвижения в Латинской Америке и в странах Восточной Европы. Кроме того, у ГАЗа уже есть сборочная линия в Турции для рынков Юго-Западной Азии.

Но в этом году поддерживать российский автоэкспорт более активно стало государство. В частности, делегация российских автопроизводителей – ГАЗа, ВАЗа и КамАЗа - во главе с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым посетила Египет, где проводились переговоры о создании совместных производств.

Также появились планы о производствах во Вьетнаме. 3 июня было подписано соглашение о создании зона свободной торговли с Вьетнамом. В одном из его пунктов говорится о том, что в течение 10 лет Вьетнам обнулит ввозные пошлины на автомобили из России и других стран Евразийского экономического союза, которые сейчас для легковых машин составляют 50-70%. Одновременно прорабатывается вопрос о запуске сборочных производств российских брендов, с последующих экспортов в другие Азиатские страны. Хотя, по мнению экспертов и участников рынка, это вопрос не ближайшей перспективы.

Продолжает закрепляться на иностранных рынках и АвтоВАЗ. Так, по итогам первого полугодия 2015 года в Европе зарегистрировано на 25% автомобилей Лада больше, чем за аналогичный период прошлого года, хотя экспорт сократился на 45,9%. Выросли продажи и в Казахстане – с 30,4 до 32,3%. Здесь спрос на Лады растет за счет падения цен в тенге из-за ослабления рубля. Кроме этого, АвтоВАЗ начал экспорт в Тунис и подписал контракт с Ливаном о продажах через сети Nissan.

Иностранные концерны, имеющие производства в России, тоже пытаются заработать на импорте. Например, Hyundai планирует начать экспортировать в Египет и Иран автомобили, которые собирает в Санкт-Петербурге.

Другими словами, экспорт дает дополнительную возможность российским производителям для выживания в кризис.

18+

Автор: Ольга Панова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений