Поиск по сайту
Интервью
14.11.2022 08:30

Павел Алехин: «В образе Авабуки я обретаю свободу»

Артист рассказал о трех своих образованиях, жизни на Валааме и съемках в новом фильме.
Нижний Новгород. 14 ноября. NewsRoom24.ru -

«Самый смешной клоун!» - именно так чаще всего отзываются дети об Авабуке (мы проверяли). И все же Павел Алехин не просто веселый клоун, хоть и, без сомнений, самый популярный среди маленьких нижегородцев и их родителей. Выпускник духовной семинарии, филолог с высшим образованием, артист пластического театра, актер кино – вот вам неполный список его амплуа. А еще Алехин оказался бесконечно интересным и душевным собеседником. Newsroom24 он рассказал о своем тернистом, но уникальном пути к сцене, путешествии на Валаам, съемках в новом фильме и многом, многом другом.

Паша, ты учился на филологическом факультете и запомнился многим преподавателям. Один из них упоминал некий перфоманс, который ты устроил на защите диплома. Расскажешь подробнее?

Да, я писал о поэте Велимире Хлебникове. Его сторонники манифестировали, что слово должно быть не только звучащим, но и воплощенным материально, и мне эта мысль понравилась. Я подумал: почему мы должны свою дипломную работу как-то скучно защищать? Надо ведь из всего делать праздник, и из экзамена в том числе – я всегда старался придерживаться такого подхода.

Меня осенило, что в имени и фамилии Велимира Хлебникова всего 16 букв. И если каждую из них написать на отдельном кубике, а затем соединить их вместе, то получится один большой куб. Из него можно вычленять любую букву, начинать читать работу, вращая его по кругу, а затем переходить к следующему маленькому кубику и так далее. На защиту диплома я пришел с огромной коробкой, которая занимала два стола. Комиссию, конечно, удивил, но преподаватели иногда устают от скучных, однообразных работ, а эта для них стала событием. Театрализация такого непростого действа, как защита диплома, пошла на пользу и мне, и остальным.

После филологического факультета ты с головой ушел в творчество. Поддержала ли семья твое решение податься в театральное искусство?

Я из многодетной семьи: у меня четыре брата и две сестры. Родители не успевали за нами следить и говорили, что главное – заниматься любимым делом и самому выбирать свой путь. За такую свободу семье я очень благодарен. Я с детства мечтал быть актером, смотрел фильмы с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым, Анатолием Папановым. Хотел быть похожим на них: музыкальным, натанцованным, веселым. В восемь или девять лет я впервые увидел немые фильмы Чарли Чаплина и был просто восхищен. Не мог оторваться от экрана телевизора и думал: «Неужели вообще возможно быть настолько смешным человечком и всех радовать?». Тогда я решил, что вырасту и сам стану таким человечком, буду веселить людей.

Но ведь при этом ты учился в церковной семинарии. Как попал туда?

В 13 лет меня начали мучить мысли о смысле жизни. Казалось, что все тлен, суета, надо было срочно в чем-то себя найти. Однажды я зашел в храм – и для меня все встало на свои места, мироздание словно разложилось по полочкам. Тогда я с головой ушел в богослужения, а актерская стезя отошла на задний план. Так в 15 лет я поступил в Нижегородскую семинарию. У нее тогда было золотое время: студенческое рвение, единение с ректором, педагогами. По вечерам мы обсуждали современные проблемы, думали, как улучшить обитель и учебный процесс. Семинария и сейчас существует внутри меня как стержень, она заложила основной фундамент моего мировоззрения.

После семинарии ты не сразу поступил в театральный, а пошел на филологический факультет. Почему?

Я пробовал поступить в театральные вузы после семинарии, но навыков не хватило. Единственное, что меня спасало на экзаменах, – это хорошее пение. Когда я исполнял песню братьев Жемчужных «Доля моя цыганская», комиссия ухахатывалась. Но все пять театральных вузов Москвы тогда меня не взяли. Энергию все-таки надо было куда-то девать, поэтому я решил поступить на филфак: подтянуть знания по литературе и русскому языку, чтобы блеснуть ими перед комиссией на следующий год. Но в итоге филологический факультет затянул меня надолго, а сам я записался в театр-студию пластики и пантомимы «Малиновая гряда» при ДК Свердлова.

Почему ты выбрал именно пантомиму? Ведь в городе достаточно классических театров, студий.

Я наткнулся на статью о пантомиме. В киоске висела газета, на обложке которой был Слава Полунин в желтом балахоне, с шарфом и трубкой телефона. Его клоун Асисяй смотрел на меня большими глазами. Тогда я понял, что пантомима – очень интересная и близкая для меня область. Не надо использовать слова, чтобы донести какую-то информацию – сделать это можно путем пластики и жеста. Отыскав студию, где этому обучают в Нижнем Новгороде, я немного успокоился и вложил туда всю энергию. А образование стал получать на филфаке и там тоже реализовывал свой творческий посыл. И уже получив диплом, я поступил на режиссерское отделение в Московскую академию театрального искусства к Илье Григорьевичу Рутбергу, два с половиной года проучился там заочно. Получается, чтобы стать профессиональным «дураком», иногда надо получить три образования.

А потом случился питерский театр «DEREVO»…

Да, когда я увлекся пантомимой, мне было интересно все, что связано с движением. А «DEREVO» на тот момент гремел как лучший андерграундный театр пластического искусства – попасть туда было чем-то нереальным. Я тогда только собирал о них газетные вырезки и знал, что есть какой-то театр лысых, где и девушки, и парни специально бреют головы, чтобы сохранить особый стиль. Он идет от режиссера Гордона Крэга, который проповедовал актера как сверхмарионетку: быть как пластилин, уметь изображать все что угодно.

Я попал на мастер-класс к создателю «DEREVO» Антону Адасинскому в Санкт-Петербурге. Мне так понравились система и подход этого театра, его мощь и энергия, что я понял: это мое место. Оказалось, что и Антон ко мне уже присматривался, думал взять к себе. А через месяц он позвонил с предложением о работе. Так я поехал в Германию участвовать в проекте у Дрезденской галереи на фонтане. Мы делали водную историю «Белая крепость». На улице, в воде, среди вечерних огней и старинных зданий галереи мы показывали спектакль четыре дня подряд. Это была красивая история о человеке, его борьбе и жизненном пути. В итоге пять лет я проработал в театре «DEREVO». Мы побывали в Эдинбурге, Индии, на сценах Лондона, Италии, Франции, Польши, Чехии, изъездили всю Германию. Благодаря театру сбылась моя мечта попутешествовать по свету.

Каковы твои планы на ближайшее время? Кажется, ты сейчас готовишь рождественский спектакль?

Да, традиционно я делаю «Рождество с Авабукой» каждый год и стараюсь удивлять зрителей интересными репризами. С 15 декабря планирую запустить новую работу, чтобы в очередной раз порадовать взрослых и детишек, которые придут на елку.

Дети действительно рады тебе всегда. Как тебе удается подобрать ключик к каждому маленькому зрителю?

Ты просто должен стать как они, вернуться к себе самому, каким ты был в этом возрасте. Дети ведь всегда непосредственны и свободны. Только со взрослением они узнают законы, которые запрещают вести себя тем или иным образом, загоняют в футляр. Мне нравится быть клоуном, потому что в его образе я обретаю свободу и сам становлюсь ребенком.

Не возникают ли у тебя мысли о том, что ты «засиделся» на одном месте, остановился в развитии? И как ты с ними борешься?

По заветам Славы Полунина, я все время проверяю себя. Он говорил о том, что каждые три года надо приходить на речку, опускать ноги в воду и размышлять о том, каким путем ты идешь. Если чувствуешь, что не тем, то нужно думать, как это изменить. Иногда можно впасть в удобную форму существования, когда тебе комфортно, спокойно, но нет никакого развития. Поэтому, если чувствую, что где-то начинаю сачковать, я стараюсь что-то менять в своей жизни.

Однажды я остро почувствовал необходимость в обновлении. Тогда раздал все вещи друзьям, оставив только рюкзак, и на три года отправился на остров Валаам. Жил среди природы в древнем монастыре, занимался огородом, выращивал цветы, варил варенье. Мне было интересно, смогу ли я заниматься чем-нибудь, кроме театра. В этом проявилась свобода – оказалось, что я ничем не обременен и могу прожить на острове, если захочу. А через три года театр опять меня вдохновил. Я вернулся домой уже с новым ощущением жизни, и тогда Слава Полунин взял меня актером в свое «Снежное шоу» (6+).

А как сейчас обстоят дела с гастролями «Снежного шоу» (6+)?

Они до сих пор проходят в России. Недавно был Сибирский тур. В шоу есть несколько команд: одни работают за рубежом, другие у нас. Я вхожу в российскую команду.

Недавно стало известно, что ты снялся в фильме «Гром: Трудное детство» (16+). Как ты попал на съемки?

Еще до Валаама я снялся в фильме «Викинг» (12+), в котором мы командой театра «DEREVO» играли язычников, прислуживающих при капище. Сейчас история повторилась: нам снова предложили играть волхвов, только уже египетских. Моего учителя Антона Адасинского пригласили в фильм на роль глашатая бога Анубиса, а ему нужна была команда, которая его сопровождает и поддерживает. Он собрал 16 актеров пластического театра, среди которых оказался и я. Для египетской сцены нас красили в золото, в красную глину – думаю, будет очень зрелищная картинка. Для меня это полезный опыт: в кино все-таки редко приглашают сниматься. Съемки, кстати, проходили в Санкт-Петербурге, в декабре уже должна быть премьера на кинофестивале в Москве.

Вносил ли ты свои предложения в процессе съемок? 

Да, для этого фильма я предложил один ход. В юности я несколько дней подрабатывал помощником пастуха и наблюдал, как мычат коровы: это утробный звук, идущий от живота. Они выводят его вперед, чтобы хозяйка издалека услышала, что корова приближается к дому. Мой герой в сцене ритуала вдруг закричал как корова этим утробным, идущим изнутри звуком. Режиссеру понравилось такое решение, и оно вошло в фильм. Получается, вокальные способности пригодились даже в кино.

В твоей жизни много театра, детских спектаклей, теперь появилось кино. А что ты считаешь своим главным достижением к концу 2022 года?

Думаю, то, что я продолжаю жить настоящим. Именно в процессе есть то эмоциональное и волнительное, что свойственно человеку. Ты выполняешь какую-то миссию и понимаешь, что находишься на своем месте, идешь своим путем. Мне нравится, что я могу подарить людям радость и заставить человека улыбнуться. Чем больше улыбок будет на свете, тем радостнее и солнечнее станет наш мир. А мне нравится быть таким маленьким солнышком, которое светит и поддерживает других.

Фото: из личного архива Павла Алехина

Беседовала Дарья Воробьева

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений