Поиск по сайту
Подробно
25.01.2025 11:30

Два мэра Нижнего Новгорода рассказали о своих студенческих годах

Воспоминаниями с Newsroom24 поделились Юрий Шалабаев и Юрий Лебедев.
Нижний Новгород. 25 января. NewsRoom24.ru -

Студентов бывших не бывает, подумала редакция Newsroom24 и решила узнать, как свои годы учебы в вузе проводили нижегородские политики. О выборе университета, внеучебных активностях, списывании на экзаменах и других аспектах студенческой жизни нам рассказали два мэра: нынешний – Юрий Шалабаев и бывший – Юрий Лебедев. В День студента делимся их историями с вами.

Юрий Шалабаев, мэр Нижнего Новгорода

Я закончил ННГУ имени Лобачевского, финансовый факультет в 2002 году. Пошел туда, потому что увлекался классической экономикой. Затем пришел на работу в министерство финансов. Это было моим полностью осознанным желанием.

После окончания университета не переставал учиться: Волго-Вятская академия госслужбы, потом РАНХиГС, конкурс «Лидеры России». От каждого курса брал «по максимуму». Сейчас также продолжаю учиться. Без этого нет развития.

Юрий Шалабаев в годы студенчества

Наверное, мне повезло: трудностей с пониманием предметов и последующей сдачей экзаменов никогда не испытывал. Поэтому был уверен в своих силах, на которые полагался во время сессий. Хотя волнение, конечно, было.

Во время учебы я жил дома, поэтому такой аспект студенчества, как жизнь в общежитии, я не познал. Но бывал в гостях у друзей, которые там жили. Было весело.

Не могу про себя сказать, что был «активистом». Мы своей компанией больше любили заниматься спортом, но, если для какой-нибудь студенческой самодеятельности нужна была наша помощь, всегда были рады помочь. Получалось классно.

Юрий Лебедев, мэр Нижнего Новгорода с 1998 по 2002 годы, депутат Заксобрания Нижегородской области

Я учился в Горьковском педагогическом институте имени Максима Горького (сейчас НГПУ имени Козьмы Минина) на литературном факультете. После второго курса нижегородский райвоенкомат призвал меня в армию. Когда вернулся, пошел в Высшую партийную школу и через пять лет получил диплом, в котором было написано, что я могу быть преподавателем истории. А уже когда стал мэром, решил пединститут все-таки окончить. Помню, весь город тогда следил, как сдаю экзамены – очень волнительно было, приходилось попотеть. Но преподаватели никак меня не выделяли, относились как к обычному студенту.

Пойти на педагога я решил благодаря маме – она у меня учительница начальных классов. С самого моего детства она говорила: «Сынок, у тебя организаторские способности, ты должен преподавать». Заманивала меня тем, что у учителей отпуск 48 дней, летом два месяца отдыхать можно. Больше того, когда мы жили в Семенове и я учился в музыкальной школе, она заставляла меня вести уроки пения у своих учеников. Позже я понял, что мама делала это специально – чтобы прививать любовь к профессии, к ребятишкам. И у нее это получилось, ведь в итоге я стал учителем.

Юрий Лебедев

Одно из самых ярких воспоминаний тех лет – о том, как я поступал в институт. Все экзамены сдал на четыре и пять, оставался только немецкий. А нам в пятом или шестом классе учительница немецкого сказала: «Вам этот язык не пригодится, потому что на нем говорят наши враги». Я и подумал: «А зачем же его тогда учить, раз он не пригодится?» В итоге у меня в школьном аттестате за него единственная тройка стояла. И вот поступаю в институт, а там надо сдавать экзамен. И мне достался вопрос о том, как я провожу свой день.

Ну, я на немецком языке объяснил, что проснулся во столько, позавтракал, потом поужинал и лег спать. Все три педагога смеются: «Ну ладно, мы тебе тройку ставим за то, что ты парень. Нам парни нужны». А я включил наглость, говорю: «Подождите, подождите. Мне не хватает одного балла для поступления. Я на четыре немецкий знаю». Они опять смеются: «Нет, тебя и так примут. Мы тебе три ставим, нормально все».

Во время учебы я, разумеется, подрабатывал. Во-первых, каждую субботу собиралась бригада с нашего факультета, с группы и с моей комнаты – всего нас было четверо. Мы загружали в вагоны костную муку на мясокомбинате в Щербинках. Загрузить один такой вагон стоило, как сейчас помню, 40 рублей. Получалось по 10 рублей на человека – а это очень хорошие деньги.

Стипендию я не получал. Ну, какое-то время получал, а потом, видать, не заслужил. И мама мне давала на неделю 10 рублей. И вот, получается, уже 20 рублей у меня было – подспорье хорошее. И еще я работал дворником. На площади Свободы длинное здание, раньше там был институт «НижегородгражданНИИпроект» (сейчас МБУ «Нижегородгражданпроект»). И вот тротуар с правой стороны этого здания я разгребал. Не помню, сколько платили за это, наверное, около 40 рублей. Каждое утро я туда к шести приходил.

Юрий Лебедев на картошке

Все деньги тратил на себя любимого: и в театр ходил, и в кино, и винцо любили выпить. Было такое вино – «Солнцедар». Стоило рубль и 20 копеек, как сейчас помню. И мы с ребятами из комнаты это дело любили, особенно с любительской и докторской колбасой. Не скажу, что часто, но периодически вот так собирались.

В общежитии я жил на пятом этаже. Когда меня там заметили, то месяцев через пять сделали председателем студкома общежития пединститута на улице Бекетова, 6. Год я пробыл на этом месте, а потом меня избрали заместителем председателя профсоюзного комитета института. Ну и жизнь в общаге, конечно, была просто супер. Даже не могу вспомнить, что меня там не устраивало, потому что запоминается только хорошее.

Юрий Лебедев с товарищами

10 рублей, которые давала мама, заканчивались где-то к среде. Это потом мы сообразили, что можно подрабатывать, а поначалу денег не хватало. Мы с ребятами вечером выходили в коридор и шли мимо комнат знакомых девчонок. Чувствуем – отсюда картошкой пахнет. Ну, мы в эту комнату заваливались под каким-то предлогом, а девчонки все были приветливые, доброжелательные, угощали нас. А мы как раз за этим и пришли – вроде как бы и за конспектом, но на самом деле просто сильно хотели покушать.

Потом мы, конечно, поняли, что ведем себя неправильно. Мама очень удивилась, когда я из дома стал возить мясо, капусту, грибы – мы их девчонкам отдавали, говорили: «Мы к вам придем». Вот так с ними скооперировались, они нас очень сильно поддерживали.  

Из студенческих активностей вспоминается, как участвовал в театре. Была такая историческая личность – Володя Карпей и его компаньон Юра Адясов. Они выступали в Высшей лиге КВН, а у нас в пединституте создали театр миниатюр. И мы раз или два в неделю ходили на репетиции, а потом выступали с этими смешными сценками на разных вечерах. Это нам очень нравилось.

Юрий Лебедев с баяном

На экзаменах в университете я, бывало, списывал, но не попадался – иначе бы помнил об этом. Но такое, по-моему, происходило редко, потому что на нашем факультете можно было подсматривать в программку. Читаешь вопрос по литературе или истории и понимаешь, что к нему не готовился. Посмотришь в программку – вспомнил, вспомнил. И, исходя из того, что там написано и что самому удалось воспроизвести в памяти, начинаешь отвечать. Но иногда, конечно, списывал. Все-таки я не отличник был, дело житейское.

Вот еще одно яркое воспоминание. Мне одна девушка очень нравилась с моего курса, в общежитии жила. Один раз я приехал в отпуск из армии – ребята тогда еще учились. В общежитие меня не пустили, и я по трубе полез на пятый этаж. Товарищи открыли мне окно в туалете, и так я попал внутрь. Недавно проезжал мимо этого общежития и даже остановился. Думаю: «Ну ты и дурак был!». Расстояние от трубы до стены общежития – метр-полтора точно. Тогда, конечно, не задумывался об этом, но взрослым ни за что бы не полез.

Еще был случай, за который мне стыдно. Там, где сейчас находится ресторан «Безухов», раньше был знаменитый пивбар, кажется, назывался он «Скоба». Мы с ребятами однажды пошли туда, взяли с собой водочки, разбавили ее пивом. Выпили, поели, довольны, хохочем. И что нам в голову стукнуло? Решили забрать с собой в общежитие две пустые кружки. Причем были бы мы нетрезвые сильно – я бы еще понял. А тут просто «на слабо» друг друга взяли.

Утром просыпаемся, две кружки стоят у нас на столе. Стыдно стало, и мы поехали с одним парнем в этот пивбар их отдавать. Но на нас не ругались – там молодые ребята работали. Иногда вспоминаю, думаю: «Ну зачем, зачем?». Но было и такое.

Губернатор Глеб Никитин о студенческих годах публично не рассказывал, но делился фотографией тех лет.

Глеб Никитин в годы студенчества

А вот что на День студента раньше писал спикер регионального Заксобрания Евгений Люлин: «Быть студентом – значит быть свободным. Студент – это творец! В середине 80-х, когда мы собирали в Горьком рок-фестивали, студенты стали их движущей силой. Были тогда и «культовые» места: «Серая лошадь», кафе «Олень» на площади Минина, ДК имени Орджоникидзе. Сколько свиданий там назначалось!»

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ!

18+

Фото: личные архивы и соцсети Юрия Лебедева и Юрия Шалабаева, телеграм-канал Глеба Никитина

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений