Праздник жертвоприношения является частью обрядов хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия). Последующие за Курбан‑Байрамом три дня (то есть 11, 12 и 13 числа месяца зуль‑хиджа) являются продолжением праздника и называются днями "ташрика".
Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.
Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. За три недели не принято веселиться, устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан‑Байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.
Начиная с захода солнца накануне дня Курбан‑Байрам и до праздничного намаза, мусульмане громко читают такбир (славословие Аллаху). Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях. Мужчины читают громко, а женщины про себя.
Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, заканчивается чтение предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13‑го числа месяца зуль‑хиджа.
Ночь накануне праздника Курбан‑Байрам или хотя бы часть ночи мусульмане проводят в молитвах.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве.
Время совершения праздничного намаза наступает через 15‑20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети праздничный намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца. После его окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам‑хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду.
Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в Судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в Рай по тонкому мосту - Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.
Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай.
Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.
Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.
18+