Поиск по сайту
Интервью
18.11.2024 10:50

Марк Сартан: «Школьная форма не устраняет социальное неравенство»

Директор образовательного учреждения – о борьбе с буллингом, зарплатах педагогов и хиджабах.
Нижний Новгород. 18 ноября. NewsRoom24.ru -

Пожалуй, ни одной нижегородской школе не уделялось столько внимания, как в последние годы «Школе 800». Ажиотаж вокруг нее начался еще на этапе строительства и не утихает до сих пор – и это вполне ожидаемо, ведь речь идет о крупнейшей школе столицы Приволжья, заявившей о нестандартном подходе к обучению, и к тому же не муниципальной. Как в учреждении организован образовательный процесс? Сталкиваются ли ребята с буллингом в его стенах? Почему там нет формы единого образца? Эти вопросы мы задали директору образовательного учреждения Марку Сартану. А еще спросили о запрете на гаджеты, отношении к религиозной одежде в школе и многом другом. И вот что он ответил.

Марк Сартан

Тяжело ли детям и их родителям привыкать к критериальной системе оценивания, в которой нет привычных отметок?

У нас есть такое регулярное событие – называется «кефир с директором». Мы собираемся с активом детей, пьем кефир и разговариваем о том, что в школе вообще происходит. На одной такой встрече мальчик из седьмого класса мне по полочкам разложил, как ему стало здорово с критериальной системой оценивания по сравнению с предыдущей школой. Как она его мотивирует, заставляет не пропускать занятия, стимулирует достигать результатов. Я, вдохновленный, предложил ему на родительском собрании рассказать об этом. Он погрустнел и сказал: «Ну вот маме я уже пять раз объяснял». 

Из этой истории все становится ясно.

Для учителя это, конечно, сложная задача, особенно в начале. Трудность критериальной системы заключается в том, что нужно много всего подготовить до запуска, большая часть работы приходится на период подготовки. Для родителей это очень непривычная система, они все равно просят комментировать успехи детей в привычных координатах: двойку, тройку, четверку или пятерку их ребенок получил. Дети же быстрее всех эту систему схватывают, примеряют к себе и уже живут в ней. Не помню случаев, чтобы у них это вызывало сопротивление.

Кефир с директором

А можете выделить плюсы и минусы критериальной системы по сравнению с 5-балльной?

Во-первых, в критериальной системе оценивания невозможен произвол оценок. Нельзя поставить отметку за плохое поведение, опоздание, зеленые волосы – словом, за все, что не является образовательным результатом. И это рождает сложности у того учителя, который привык пользоваться оценкой как единственной дубинкой.

Второе: невозможно пропускать занятия и подменять образовательный результат другой деятельностью. Как сами дети рассказывают про классическую школу: «Если увижу, что оценочки у меня не очень, я учительнице кактус полью, она мне пятерку поставит». С критериальной системой таких подмен не бывает. И все пропуски надо «отработать»: у нас есть целая система, как нужно сдавать те задания, которые не были выполнены ранее.

Третье, что невозможно с такой системой, это слепые зоны. По всем школьным предметам у всех детей мы видим достижение всех образовательных результатов. Когда в обычном журнале ничего не стоит в клеточке – мы не знаем, усвоил ученик материал или нет. Это слепая зона. А критериальная система оценивания всегда дает нам полную картину. 

Что касается ее достоинств, то это в первую очередь адекватность оценки, которую можно обсуждать. В ней нет произвола, ведь ребенку все критерии предъявлены заранее. Если он не согласен со своими баллами, то может подойти к учителю и начать их разбирать. В таком случае оценка превращается из инструмента воздействия в инструмент взаимодействия, а это уже совсем другая культура.

Кроме того, критериальная система требует от детей постоянной включенности – мы считаем, что это важное достоинство. Получить несколько пятерок в начале триместра и до его конца ничего не делать не получится: нули за не достигнутый образовательный результат будут накапливаться и потихоньку текущий процент будет снижаться. Ребята очень хорошо это чувствуют. 

Ну и в-третьих, мы получаем релевантные данные, реально понимаем, что в школе происходит с успеваемостью.

Теперь про сложности. Одну из них мы уже обсудили – родители долго привыкают. Мне кажется, прошел год или даже больше, пока они не перестали задавать вопросы.

Второе: у часто пропускающих детей возникают трудности. Речь идет либо о болеющих, либо о занятых спортом или дополнительными занятиями. Для таких ребят мы специально придумали облегченную систему сдачи. Выполнить все задания им все равно надо, просто это делается немного другими способами.

Ну и главная сложность – это большой объем работы, прежде всего для учителя. Все задания, критерии, фонд оценочных средств и всю разбалловку нужно разработать сначала. 

Получается, практически на каждом уроке ребенок должен себя как-то проявить, чтобы не потерять в баллах?

Некоторые учителя пытались идти таким путем, но быстро поняли, что это невозможно – нельзя все выносить на балльное оценивание. Тогда образовательный процесс превращается в постоянный набор баллов. Все-таки и у детей, и у учителей должна быть жизнь. Поэтому у нас есть такое понятие – поддерживающее оценивание. Это устная обратная связь, без выставления баллов. Но, тем не менее, большая часть образовательных результатов оценивается в ходе уроков и контрольно-проверочных работ, и к этому все быстро привыкают. 

школьники10.jpg

Применимы ли к ученикам термины «двоечник» и «отличник» при критериальной системе оценивания? Как их определяют?

Мы говорим, что если ученик освоил образовательную программу на 86% и больше, то она освоена полностью. Этот результат родители приравнивают для себя к пятерке и считают своего ребенка отличником. Если у учащегося есть хотя бы один предмет, который он освоил меньше чем на 50%, значит, этот предмет он не освоил вообще. И это в классическом понимании скорее двоечник. Но мы очень не любим эту терминологию, потому что она наклеивает ярлыки. 

Мне кажется, правильнее говорить именно о степени освоения образовательной программы, и тогда вместо ярлыка появляется необходимость помощи. Мы смотрим, где у ребенка лакуны, недоработки, предоставляем консультацию, возможность доработать пропущенный материал.

В «Школе 800» нет формы, но введен дресс-код. А как вы относитесь к форме единого образца? Согласны ли с тем, что она помогает избежать травли на почве финансовых возможностей?

Я из семьи учителей, и вот эту легенду о том, что форма уравнивает, нивелирует социальные различия, слышу с детства. И даже тогда у одних девочек были сапоги за 120 рублей, а у других – за 15. И это было очень хорошо видно. Поэтому – нет, школьная форма не устраняет социальное неравенство. Существуют еще разные аксессуары, соцсети, где выкладывают фотографии с Мальдив, которые никакой школьной формой не закрыть. Кроме того, есть исследование, которое показывает, что никакому коллективизму школьная форма не способствует. Поэтому мы пошли по пути требований к внешнему виду – дети их, в общем-то, неплохо соблюдают.

В конце прошлого учебного года часть наших учеников съездила в гости в замечательную гимназию имени Примакова в Подмосковье и вернулась с идеей школьной формы. К этому моменту некоторые ребята начали проверять границы и нарушать дресс-код. Тогда мы во всех классах провели общешкольные дебаты, чтобы решить, будет ли у нас школьная форма или нет. Нетрудно догадаться, к какому ответу дети пришли, причем их к нему никто не подталкивал. Тогда мы поставили условие: либо учащиеся соблюдают требования к внешнему виду, либо мы вводим форму.

И сейчас у нас проблем с одеждой нет. Если кто-то из учеников нарушает требования, ему о них напоминают. При этом у нас и для сотрудников есть дресс-код. Например, мы на работу в джинсах не ходим. Но еще у нас есть день свободной одежды, когда ребята приходят в чем хотят. И ничего из ряда вон выходящего не случается: ну наденут они яркую футболку или брюки расклешенные – это не страшно.

Как вы относитесь к запрету на ношение хиджабов в школе, который сейчас обсуждается в ряде регионов?

Я за то, чтобы школа была светским учреждением, и это, собственно, в законе об образовании написано. Вся ритуальная сторона при дружбе и общении с разными конфессиями остается за стенами учебного заведения, поэтому в школе демонстрации религиозных символов быть не должно. Многие носят классический православный крестик, но он скрыт под одеждой, никого ни на что не провоцирует. Хиджаб же воспринимается как конфессиональный знак. Я все-таки выступаю за то, чтобы все дети в школе выглядели светским образом.

В «Школе 800» нет учениц, которые носят хиджаб?

Нет, но и запроса такого не было.

школьники13.jpg

Не секрет, что во многих школах дети нередко сталкиваются с буллингом. Есть ли такая проблема в «Школе 800» и какие меры вы предпринимаете, чтобы предотвратить травлю?

Проблемы нет, но случаи бывают, как и везде. Первое, что мы делаем, – никогда не отмахиваемся. Для школы позиция однозначная: буллинг – неприемлемая история. «Детки разберутся, все через это проходят, это нормально» – нет, мы категорически против такой точки зрения. В «Школе 800» нулевая терпимость к травле, она неприемлема. 

Дальше мы разбираемся. Буллинг психологически очень сложная история, и в ней участвуют не две стороны, а три. Всегда есть жертва, агрессор и окружение. Кстати говоря, психологическую травму окружение получает не меньшую, чем жертва. И чтобы с этим справляться, надо работать не только с агрессором и жертвой, но и со всем классом, где происходит травля. 

Мы работали с несколькими случаями, все исчерпались, на сегодня последствий нет. Воспитательная служба с руководителем и детьми прорабатывает все неприятные моменты. Обращу внимание и на то, что у нас открытые пространства: все друг друга очень хорошо видят, особо не спрячешься. Но сегодня буллинг часто уходит в онлайн, а это другие, в некотором смысле даже более жестокие способы травли.

Добавлю еще, что чем более замкнутая группа, тем больше вероятность возникновения буллинга. В этом смысле хорошо помогает перемешивание групп, потоковое обучение, которое начинается у нас с пятого класса. Также сокращает риски травли школа полного дня, когда дети оказываются в совершенно другом окружении.

А психологи с ребятами работают?

И психологи, и воспитательная служба – ведется комплексная работа. Ведь ликвидировать буллинг – это не только задача психолога. Да, он поможет, но решить этот вопрос внешними силами невозможно, его нужно разбирать в классе. И тут никуда без классного руководителя, директоров по воспитательной работе. Это сложный комплексный процесс, который занимает не один день и даже не один месяц. Но со всеми случаями, которые возникали, мы справились.

Запрещены ли в «Школе 800» гаджеты?

Запрета нет, но есть правила пользования. Чтобы их выработать, мы провели огромную работу с активом учащихся и советом родителей. Взрослые и дети в своих классах обсудили, какие требования к использованию гаджетов они считают нормальными, а после передали общее мнение в администрацию. В результате мы ввели запрет на телефоны во время уроков. К тому времени уже появилась федеральная норма, но мы и между собой договорились. И нужно сказать, что такие договоренности действуют сильнее, чем внешняя рамка.

Также у нас запрещено пользоваться телефонами в движении. На время уроков сдавать их не надо, но доставать из рюкзаков и сумок нельзя. А в начальной школе ребята могут сдать телефоны на полдня, до самоподготовки, но только по соглашению между родителями и учителем.

Против полного запрета на телефоны первыми выступают мамы и папы, которые хотят иметь с ребенком связь хотя бы во время перемен. Утвержденные нами правила работают, больших проблем с ними не видим. Важно, что это происходит по договоренности. Дети же пришли и сами сказали: «Да, мы считаем, что на уроках телефоны должны быть убраны в сумки и рюкзаки». Это действует гораздо сильнее, чем если бы я самостоятельно такой запрет принял.

Как отбирают педагогов для «Школы 800»?

Формирование коллектива – отдельная большая задача. Начну с того, что к нам стоит очередь из педагогов. За прошлый учебный год было 1497 анкет от желающих работать в школе, а в результате мы выдали 137 офферов, предложений о работе. Полторы тысячи желающих мы проинтервьюировали по телефону, у всех внимательно посмотрели анкеты на соответствие требованиям, и 274 человека были приглашены на ассессмент. Мы никого не берем в школу мимо этой процедуры, даже тех, кого хорошо знаем.

В ходе ассессмента кандидаты проводят у нас полдня. Они проходят обучение, знакомятся со школой, системой критериального оценивания, выполняют под наблюдением групповые работы. Заканчивается все предметным тестированием для учителей-предметников и собеседованием с будущими руководителями. После этого некоторым мы делаем предложение о поступлении на работу. Вот такая серьезная воронка отбора. Всех желающих мы не берем – строго по соответствию портрету педагога.

А каков он – портрет педагога?

Надо сказать, что это даже не портрет педагога, а портрет сотрудника. Для школы очень важно, чтобы педагогические и непедагогические работники находились в едином смысловом поле, имели единые смысловые ценности. Все не педагоги – хозяйственная служба, водители – тоже учат детей. Своим внешним видом, поведением, отношением к делу.

Во-первых, сотрудник способен создавать вокруг себя атмосферу уважения и доверия. Кстати говоря, в ходе ассессмента очень хорошо видно, кому это удается, а кому нет. Сотрудник наслаждается профессиональной деятельностью. Он способен понимать и анализировать свои состояния и действия, что тоже в ходе ассессмента легко проверяется. Сотрудник разделяет ценности открытости и достоинства осознанного выбора; никогда не перестает учиться; внимателен к детям, заботится об их благополучии. Он широко и глубоко понимает предмет своей деятельности и уместно применяет широкий спектр профессиональных технологий. Вот такой портрет сотрудника.

А какой уровень заработной платы у учителей в «Школе 800» по сравнению со средней по городу?

Уровень зарплат слегка превышает среднюю по региону. При этом хочу обратить внимание, что достигается это не повышенной аудиторной нагрузкой, как часто бывает, а возможностью большой методической работы. Конечно, иногда при наличии свободной вакансии нам приходится совмещать ставки, но это не цель. Зарплата – важная часть пакета, который мы предлагаем, она компенсирует трудозатраты. Но цель наших педагогов не заработок, а скорее профессиональная самореализация.

Как вы считаете, размер зарплаты учителя влияет на качество образования?

На этот вопрос нельзя ответить ни да, ни нет, потому что все будет неправдой. Любой труд должен оплачиваться достойно. Работа учителя непростая, невероятно важная и социально значимая – конечно, ее оплата должна быть адекватной. В этом смысле размер зарплаты влияет на качество.

Но больше он влияет на то, сколько человек придет в школу. А на того, кто пришел, начнут воздействовать другие факторы – например, профессиональный рост. Мы очень серьезно вкладываемся в то, чтобы у сотрудников была возможность повышения квалификации. У нас есть педагоги, которые говорят: «Если бы не «Школа 800», я бы вообще в школу не пошла». Есть педагоги, которые, по их словам, за три месяца у нас узнали больше, чем за 13 лет работы на предыдущем месте. И вот это привлекательный фактор. А зарплата – это компенсация трудозатрат.

В сентябре 2023 года родители учеников «Школы 800» жаловались на подаваемую в столовых холодную еду. Как сейчас обстоят дела с организацией питания?

Когда в прошлом году начались вопросы по питанию, мы поняли одну важную вещь: родители, которые предъявляют претензии по качеству, на самом деле этой еды не видели и не пробовали. Поэтому мы ввели родительский контроль, условно говоря, дежурство. Ежедневно в каждом корпусе один человек из совета родителей приходит в обеденное время и пробует блюда с раздачи, после чего заполняет опросник.

Мы видели некоторые проблемы, в частности с температурой блюд, связанные с тем, что еда стынет быстро, школа большая, а на то, чтобы накрыть на стол, требуется некоторое время. Если поставить тарелку за пять минут до конца урока, а учитель еще на пять минут ребят задержит, за это время еда успеет остыть. Поэтому мы с оператором питания решали проблему вместе. Мы договорились, чтобы учителя вовремя приводили детей в столовую, а они – чтобы тарелку ставили на стол как можно ближе к этому моменту. В результате к концу учебного года родители начали массово отказываться от контроля, потому что их все устраивало. Тем не менее, по моей просьбе они довели дело до конца и написали заключение, указав, что проблем к концу прошлого года с питанием не имеется. 

столовая, школа 800 2.jpg

То есть оператора питания вы не меняли?

Да, оператор остался прежним, с ним продлили контракт. Сейчас родительский контроль продолжается. Конечно, все равно могут появляться какие-то вопросы, но они все решаются в рабочем порядке. Массовых проблем с питанием я не вижу. 

Правительство Нижегородской области исключает из концессионного соглашения по «Школе 800» центр дополнительного образования на Бору. Значит ли это, что в регионе больше не появится ни одного нового корпуса? И можете рассказать, какие проблемы возникли при строительстве?

Концессионное соглашение устроено очень сложно, в нем много сторон. И это все-таки соглашение между бизнесом и правительством области. Я не могу комментировать решения региональных властей, понимая прекрасно, что они вызваны реальными рабочими соображениями. 

Как директор скажу: дайте эти три корпуса переварить. Школа огромная, здания расположены очень далеко друг от друга. Мы любим шутить, что для перемещения между ними нам нужен не автомобиль, а вертолет. И это все не главный корпус и филиалы, а одно учреждение с общей программой и едиными требованиями. Мы очень много внимания уделяем тому, чтобы в Сормове было так же хорошо, как в Верхних Печерах. Иначе получится разделение на первый и второй сорт, а этого допускать нельзя. Поэтому на сегодня ответ про новые корпуса таков: дайте доработать существующие.

Но концессия механизм рабочий, правительство по нему школы строит и сейчас. Уверен, перспективы у этого способа есть.

Для понимания тем, кто думает о поступлении в «Школу 800»: как здесь проходит учебный день ребенка? Он приходит к 08:00 и…

Ребенок приходит пораньше, в 8:10 у него уже начинается первый урок. Но тут ничего особенного сказать не могу – это классика. У нас есть уроки, есть время на самоподготовку, дополнительные занятия, кружки, секции и прочее-прочее. Обучение организовано по принципу школы полного дня, когда образовательный процесс продолжается и после обеда, просто уже в рамках дополнительного образования. У нас очень широкий спектр пространств, который мы стараемся расширять.

Для меня критерий простой: хорошая школа – та, из которой не хочется уходить. И когда воспитательная служба в полвосьмого вечера проходит по этажам и последним оставшимся детям напоминает о том, что вообще-то уже неплохо бы и домой пойти, это говорит о том, что детям здесь хорошо, они хотят тут остаться.

Еще один пример приведу. У нас в прошлом году было 72 девятиклассника. Из них 69 поступали в «Школу 800» в десятый класс. Это ответственный момент, который показывает, что учащиеся у нас дети и их родители в другое учреждение уходить не желают.

Школьники5.jpg

Индикатор качества образования в школе – результаты экзаменов. Как вы оцениваете результаты ваших учеников на ОГЭ в прошлом году?

Напомню, что девятиклассники, которые в прошлом году проходили государственную итоговую аттестацию, учились в «Школе 800» всего год. Их результаты – заслуга не только наша, но и тех учителей, с которыми они работали раньше. Баллы за экзамены по всем предметам они получили выше, чем в среднем по области. 

Фото: пресс-служба «Школы 800», Newsroom24

Беседовала Дарья Воробьева

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений