Поиск по сайту
Жизнь
02.12.2013 12:22

Юридическая клиника – инструмент повышения качества юридического образования, — Сергей Мурзаков

NewsRoom24 публикует интервью с  заместителем декана факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и членом НРО АЮР.
Тема интервью Сергея Мурзакова, заместителя декана факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и члена Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России, — проблема оказания бесплатной юридической помощи в контексте взаимодействия студенческих клиник и социально-ориентированных НКО.

Напомним, встреча нашего корреспондента с Сергеем Мурзаковым состоялась вскоре после конференции, на которой эти проблемы обсуждались. Первую часть интервью читайте здесь.  

— Сергей Иванович, вы не раз высказывали мысль о том то НКО и студенческие клиники, сотрудничая в сфере оказания бесплатной юридической помощи, имеют принципиально разные цели. Поясните свою мысль, пожалуйста. 

 — Цели у нас действительно разные. Оказывая бесплатную юридическую помощь, некоммерческий сектор, как правило, специализируется на своем клиенте, на своей целевой группе. Например, это защита прав потребителей, работа с людьми с ограниченными возможностями. Главная же задача вуза – повысить качество образования. Поэтому при всей внешней схожести наши цели разные, и они никогда не совпадут. 

— «Повысить качество образования» — что за этими словами? 

 — В последнее время руководство страны любит говорить о перепроизводстве юридических кадров (очередная идея, подводящая к сокращению числа вузов). Но по количеству юристов на душу населения мы наоборот отстаем от стран Америки и Европы. С другой стороны, многие, получившие диплом юриста, идут работать в сферу, далекую от юриспруденции (хотя в последнем факте я как раз не вижу проблемы — не будет хуже, если возрастет число людей с юридическим образованием, знающих хотя бы минимальный объем своих прав и обязанностей).

 Появление юридических факультетов в неюридических вузах тоже критикуют, считают неправильным. Но давайте рассмотрим пример: юридический факультет в Академии водного транспорта. Специфика подготовки судоводителей и той инфраструктуры, которой занимается водная академия, требует специфических юридических знаний. Это международные перевозки, морское право и т. д. И зачастую юрист, не знающий этих тонкостей, судовождения, торгового права, в некоторых ситуациях будет буксовать. Так как же можно говорить, что юридический факультет — инородное тело в транспортном вузе? Всем понятно, что есть доктор-хирург и доктор-стоматолог. В юриспруденции, как и в медицине, каждый трудится в своей нише. Нет такого универсального юриста, который одинаково хорошо ориентировался бы во всех отраслях права.

 Теперь вернемся к повышению качества юридического образования. Начнем с того, что у разных компаний различаются и требования к качеству подготовки юристов. Один работодатель нуждается в учете электронных документов, другому нужен юрист, который хорошо работает в команде большого юридического отдела, третьим нужен универсальный суперспециалист. Во всех этих случаях выпускник, который приходит на работу, нуждается в определенной дополнительной подготовке. Происходит «заточка» специалиста под конкретную фирму, своего рода тюнинг. Стоит такой тюнинг дорого, и не все компании готовы это делать. 

Мы не может делать учебные программы, не понимая, чего хочет работодатель. Давайте обратим внимание на требования к соискателю работы, перечисленные в описании вакансии. Помимо отраслевых компетенций, всегда есть позиция «с опытом работы». Откуда у выпускника возьмется опыт работы в два-три года? Далее, добрые две трети требований никак не связаны со знаниями закона: это коммуникативные навыки, умение работать в команде, брать на себя ответственность в принятии решения и т. д. Это некий универсальный набор.

 — Да где же студенту можно наработать такие практические навыки? 

— Как раз юридическая клиника такую возможность дает. Например, есть клиенты агрессивные и пассивные, замкнутые. Умение разговорить и того и другого дается практикой либо тренингами, на которых мы «настраиваем» такие навыки. Интервьюирование, консультирование, анализ дела — все это наши студенты получают в практической работе, оказывая бесплатную юридическую помощь. Я заметил, что после года работы в клинике у студентов меняется мотивация и понимание того, что они хотят от получаемого образования. 

И, поскольку, наш работодатель требует от соискателя опыта работы, мы снабжаем выпускника документом с шапкой городской думы, который свидетельствует о его работе в юридической клинике. Знаете, как работодатели любят этот документ? Это свидетельство уже имеет определенный авторитет, хотя и лишено юридического статуса.

 В клинику идут отнюдь не все, это студенты определенного типа. Как правило, это крепкие середнячки, иногда троечники. Приходя в студенческое правовое бюро и встречаясь с конкретной проблемой клиента, они отчетливо понимают, что от их решения зависит конкретная судьба клиента; права на ошибку нет. Это очень сильно меняет сознание студентов. Они чувствуют ответственность за предложенное решение, предлагая различные варианты действий, и клиент сам делает выбор. В таких условиях ребята, как правило, показывают себя очень хорошо в профессиональном плане. Они понимают социальную ответственность профессии юриста. 

А поскольку студент не имеет права на ошибку, и глаз его не замылен, он копает землю глубоко и подчас оказывает помощь более профессионально, чем иные юристы с большой практикой. Он не зашорен в отношении бесперспективности дел и поэтому имеет больше свободы в поиске выхода и решений. 

— Правильно ли, что вы поощряете бесплатную работу студентов? 

 — Чтобы стать адвокатом, нужно пройти стажировку, заплатив за нее адвокатской конторе. Мы же даем студенту возможность еще на теоретическом этапе получить практический навык. В нашем вузе возникает красивый симбиоз: еще на стадии теоретического обучения (а в нашем вузе отличная теоретическая подготовка) студент получает и практический опыт, и возможность посмотреть, как на деле работает полученная теоретическая база, и навыки общения с людьми.

 — Получается, что студенческое правовое бюро — это особая форма образования? 

— Это именно так, поскольку программа не интегрирована в учебный план (в других вузах она внедрена как учебная дисциплина). Восемь лет назад клиника создавалась по студенческой инициативе. Студенты пришли с предложением к декану, получили согласие. Позже присоединилась городская дума. Сейчас мы имеем три опоры, благодаря которым стоим устойчиво: вуз, НКО и местное самоуправление. Наши постоянные партнеры – фонд жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ г.Н.Новгорода», «Инватур», «Право на жизнь», многие некоммерческие организации и городская дума. Центров же у нас открыто уже десять. Причем, один из них — по требованию председателя совета, поскольку слава о нас все же идет. 

 Главное, чем вуз мотивирует студентов, приглашая их в клинику, - возможностью получить навыки, которым на аудиторных занятиях научить нельзя. На первом курсе мы рассказываем им о существовании СПБ, а со второго курса берем в стажеры. После прохождения определенного обучения и сдачи внутренних экзаменов, стажер становиться консультантом и уже в этом качестве оказывает помощь населению. Самые рабочие курсы – второй и третий. На третьем курсе они уже не только консультируют клиентов, но и обучают стажеров, руководят их подготовкой, контролируют выполнение поручений. 

СПБ – это не только оказание бесплатной юридической помощи, но и дополнительная возможность повысить свои знания и навыки, путем участия в различных мероприятиях, мастер-классах от ведущих практикующих юристов нашего города, конференциях, круглых столах, тренингах (на командообразование, интервьюирование, консультирование, работу со сложным клиентом). Еще одно важное направление деятельности — это правовое просвещение населения. Кроме того, особенности нашей клиники позволяют студентам получить навыки даже в управленческой деятельности. 

Многие вопросы, с которыми приходят клиенты, являются стандартными, и ответы на них накоплены в базе. Но если студент получает необычный вопрос, он самостоятельно работает над проблемой, показывает подготовленный ответ преподавателю, а получив подсказки или одобрение, на повторной встрече уже излагает эту информацию клиенту. Кстати, некоторые ситуации требуют того, что клиент приходит и два, и три раза. 

Наконец, часы приема надо соотнести с учебным расписанием. После всей организационной работы наши студенты проводят в центрах несколько часов в неделю. 

— Давайте обратимся теперь к итогам конференции. Какие результаты дала вам конференция? 

— При помощи Центра развития клиник нам удалось собрать представителей всех юридических клиник, которые работают на территории Нижнего Новгорода и почти все НКО, которые работают в этой сфере. 

 Цель любого мероприятия, прежде всего, – непосредственный контакт, возможность перезнакомиться, завязывание связей и т. д. Затем, презентации; в частности, Марина Голуб («Право на жизнь») презентовала свою программу и пригласила к сотрудничеству клиники других вузов. 

 Конечно, мы обсудили проблемы. В изменении законодательного поля нуждаются, как оказалось, все. Прежде всего, речь идет о том, чтобы получить возможность потратить бюджетные деньги на информирование о том, что мы оказываем такую помощь, о категориях граждан, которые имеют на эту помощь право, о направлениях бесплатного консультирования. 

 — Обозначились ли на конференции новые, неожиданные проблемы? 

— Спорным был вопрос, нужно ли создавать специализированные клиники. Было предложение ряд клиник специализировать, например, на семейных, наследственных и т. д. аспектах. Но вся наша работа развивалась так, чтобы приблизить пункты оказания помощи к населению. Специализация же приведет к тому, что для решения вопроса человеку придется ехать с Автозавода, например, в Верхние Печеры. 

Еще одна проблема – необходимость оказывать юридическую помощь в районах области. Здесь решение проблемы взяла на себя НРО АЮР, имеющая опыт выездных консультаций в области. 

— Как предоставляется помощь людям с ограниченными возможностями? Для них добраться до центра оказания помощи — большая проблема. 

— «Инватур» периодически проводит нам тренинги по общению с такими людьми. Мы не выезжаем на дом для консультаций. Как правило, приходят их представители, в таких случаях мы даем письменные консультации. 

— Можно ли назвать три самых болевых вопроса, с которыми приходят люди? 

— Лидируют гражданское право (наследственное право и ЖКХ), затем защита прав потребителей и права лиц с ограниченными возможностями , поскольку иногда они даже не знают своих прав и возможностей в полном объеме. Еще одна проблема с подачи городской думы – это правовое просвещение населения. Любая линия власти, если она не понятна и не разъяснена населению, встречает большое сопротивление. Вспомните, какую бурю вызвало введение ОДН, сколько было неправильных подсчетов! Тогда мы подготовили специальный семинар для населения, провели детальный разбор часто задаваемых вопросов с юристами домоуправляющих компаний и другими экспертами, а потом обнародовали полученные материалы в целой серии просветительских семинаров почти во всех районах города. 

— Как сегодня вкратце можно охарактеризовать юридическую грамотность среднего горожанина? 

— К сожалению, население юридически неграмотно. И виной этому правовой нигилизм и нежелание знать существующие законодательные основы. Правовое просвещение населения – важная, жизненно необходимая задача, решать которую должны во взаимодействии юридические клиники, некоммерческий сектор, органы власти.

 — Люди уверены, что правды не найти? 

— Все клиенты, обращающиеся к нам, в итоге понимают, что правду найти можно. Они приходят, полные пессимизма, но в итоге (если, конечно, не пришли слишком поздно) получают квалифицированную помощь, и проблемы разрешаются. 

 Материал опубликован в рамках рубрики «ЮрИнформНадзор»

18+

Автор: Светлана Кукина
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений