Поиск по сайту
Жизнь
16.10.2012 12:25

Услуга «трезвый водитель» может стать легитимной в России

Предлагается изменить порядок и условия ОСАГО водителей автомобилей таким образом, чтобы оформлять страховку на гражданина, а не транспортное средство.

 Сегодня на пленарном заседании Госдумы России народные избранники обсудят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка и условий обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств». Как указывают его идейные вдохновители, действующая в настоящее время система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренная ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , не в полной мере отвечает интересам граждан-страхователей по целому ряду причин.

Так, пунктом 1 статьи 4 вышеназванного действующего закона установлено, что владельцы транспортных средств обязаны в соответствующем порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В действительности же, отмечают в комитете ГД РФ по финансовому рынку, ОСАГО фактически осуществляется в отношении конкретного транспортного средства, поскольку действующая страховая система обязывает человека страховать риск своей гражданской ответственности в отношении каждого автомобиля, используемого им.

В результате, отмечают разработчики законопроекта, гражданин, который периодически использует два или более транспортных средства, должен быть вписан в каждый полис ОСАГО на каждый используемый им автомобиль или страховые полисы должны быть оформлены без указания лиц, допущенных к управлению транспортным средством, что влечет значительное увеличение страховой премии.

«Учитывая, что наличие в семье более одного транспортного средства (автомобиля, мотоцикла и иных транспортных средств) не является редким случаем, то невозможность застраховать свою гражданскую ответственность влечет необоснованные ограничения прав граждан-страхователей, – отмечают законотворцы в пояснительной записке к законопроекту. – Другим существенным недостатком действующего порядка страхования ОСАГО является то, что страхователь несет бремя финансовой ответственности за лиц, которые указаны в страховом полисе, при заключении договора ОСАГО или его продлении».

Кроме того, в настоящее время на размер страховой премии влияют возраст и стаж водителей, допущенных к управлению автомобилем и указанных в полисе ОСАГО. И если в полисе ОСАГО указано более одного лица, допущенного к управлению транспортным средством, то к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению машиной. Таким образом, подчеркивают идеологи нового законопроекта, подлежащая уплате страховая премия зависит не от возраста и стажа самого страхователя (который обычно и управляет своим транспортным средством), а от возраста и стажа лиц, вписанных в полис, даже если они садятся за руль этой машины лишь изредка. Однако все это позволяет страховой компании в настоящее время применить более высокий коэффициент. Кроме того, если по вине гражданина, указанного в полисе ОСАГО, случались ДТП, то даже при безаварийной эксплуатации транспортного средства самим страхователем его расходы при перезаключении договора ОСАГО возрастают значительно. Соответственно, действующая при определении страхового тарифа структура коэффициентов возлагает на страхователя ответственность за возраст, стаж, аварийность других водителей, которые указываются в полисе.

«Следует также отметить, что в жизни часто возникают ситуации, когда собственник транспортного средства вынужден передать право вождения лицу, не вписанному в страховой полис, по самым разным обстоятельствам, о которых он не предполагал во время заключения договора обязательного страхования, – напоминают авторы законопроекта. – Так, например, человек может случайно оказаться в ситуации, которая заставит его воспользоваться услугой «трезвый водитель»».

Как известно, эта услуга давно распространена во многих странах мира, а с некоторых пор стала предлагаться и в России – на страх и риск ее потребителей. Ведь в случае возникновения ДТП владелец автомобиля не сможет получить страховку, поскольку вызванный им водитель не вписан в страховой полис.

Аналогичная проблема может возникнуть при совершении так называемой «валет парковки»: собственник транспортного средства, подъехав к гостинице, ресторану, аэропорту, вокзалу и так далее вправе воспользоваться услугами водителя, который припаркует автомобиль на парковочной стоянке или даже подъедет в назначенное время к указанному владельцем месту. Подобная услуга тоже широко распространена во многих странах мира. Однако в случае возникновения ДТП владелец машины опять-таки не сможет получить страховку, по той же причине.

Наконец, может возникнуть ситуация, когда собственник транспортного средства по состоянию здоровья не может сесть за руль, например, в случае критической ситуации. Однако его супруг, сын, дочь или просто друг не вправе сесть за руль автомобиля, чтобы доставить человека в больницу, если они не вписаны в страховой полис. И если возникнет ДТП, владелец также не получит страховую выплату. Более того, КоАП РФ предусматривает наказание за управление ТС водителем, не указанным в страховом полисе в виде штрафа в размере 300 рублей. Таким образом, любые услуги, связанные с передачей управления транспортным средством любому лицу, если он не вписан в страховой полис, запрещаются законодательно.

Проект федерального закона, к обсуждению которого депутаты приступят сегодня, предлагает изменить порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств таким образом, чтобы гражданин, обладающий правом управления транспортным средством, оформлял ОСАГО лично на себя, без привязки к тому или иному автомобилю. Согласно замыслу законотворцев, обладая личным страховым полисом, водитель будет вправе управлять любой собственной автомашиной. Также при наличии соответствующей доверенности, с согласия или в присутствии владельца иного транспортного средства, водитель будет вправе управлять этим транспортным средством без необходимости вписывания его в страховой полис. А на размер страховой премии, уплачиваемой страхователем, будет влиять лишь его собственный возраст, стаж и аварийность.

По прогнозам комитета ГД РФ по финансовому рынку, принятие вышеназванного законопроекта позволит значительно упростить процедуру получения полиса ОСАГО и удешевить страховую премию.  

18+

Автор: Ирина Славина
Источник: http://cs301108.userapi.com
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений