Поиск по сайту
Жизнь
03.09.2020 15:06

Порочная газификация: кто ее устраивает и как с ней бороться

Нарушение правил подключения к сетям привело к плачевным последствиям в Борском районе.
Нижний Новгород. 03 сентября. NewsRoom24.ru -

Что-то неладное происходит с газификацией в Борском районе Нижегородской области. Жители платят деньги фирмам, на которых указывает администрация, фирмы эти строят для них газопроводы… Но почему-то так интересно строят, что трубы потом оказываются ничьи, и поставщик газа отказывается пускать по ним «голубое топливо». Ситуация «зависает» на долгие месяцы и даже годы – как было, например, в деревне Жуковка. Впрочем, даже после того, как долгожданный пуск происходит, остается целый ворох проблем, которые «выстреливают» через несколько лет самым неприятным образом. Бесхозные и смонтированные задешево трубы дают течь, и газ отключают в аварийном порядке – это в лучшем случае. Совсем недавно, а именно в августе 2020 года, такой инцидент произошел в СНТ «Труд», где прорвало подземный газопровод (произошла утечка газа на подземном газопроводе). К счастью, скопившийся в колодцах газ был вовремя обнаружен, и сдетонировать он не успел… В чем же причина этих явно нездоровых инцидентов? И как избежать их тем жителям, которые добиваются газификации сегодня? Давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, стоит отметить, что на сегодняшний день нет такой проблемы, как несовершенное законодательство. Чтобы застраховать потребителей от переплат, отключений, утечек газа и прочих рисков, на федеральном уровне принят целый ряд нормативных актов, касающихся газификации. Один из наиболее важных документов – Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ №1314 в 2013 году (последняя редакция – 19.03.2020 года).

Опишем вкратце алгоритм, установленный законодателями.

1. Если необходимо спроектировать и построить газораспределительную сеть, идущую от трубы высокого давления к поселку и «оплетающую» поселок, в качестве инвестора может быть только юридическое лицо: местная администрация, газораспределительная организация в случае, если объект строится по программе газификации, либо инвестор, заключивший договор о подключении с газораспределительной организацией, в этом случае строительство и подключение осуществляет ГРО. Важно отметить, что физические лица (то есть жители поселка) инвесторами быть не могут.

2. Чтобы смонтированная газораспределительная сеть функционировала, ее надо подключить к действующей трубе, по которой уже циркулирует газ. Услугу такого подключения выполняет газораспределительная организация (ГРО), владеющая «действующей трубой» – и только она. Если точка подключения предусмотрена в участок газопровода, которым владеет кто-то другой (например, администрация), то подключение осуществляет та ГРО, к чьей трубе этот участок присоединен.

3. Инвестор в целях создания газораспределительной сети обращается с заявкой в газораспределительную организацию, владеющую существующей сетью газоснабжения. Приняв заявку, ГРО в течение рабочей недели должна выдать обратившемуся юридическому лицу ТУ.

4.Опираясь на выданные техусловия, инвестор делает проект, собирает пакет документов, получает необходимые разрешения и строит газораспределительную сеть. Повторимся, что данный вариант строительства сети возможен только при включении объекта в одну из программ газификации. 

5. После окончания монтажа ГРО, выдавшая технические условия, подключает построенную сеть к своей действующей трубе. При этом бремя содержания и обслуживания газопровода возложено на инвестора.

6. Для подключения жилых домов жителям необходимо обращаться в ГРО, эксплуатирующую вновь построенный газопровод. Между жителем и ГРО заключается договор о подключении, согласно которому ГРО выполняет подключение и пуск газа в домовладение. Важно отметить, что сегодня цены за подключение регулируются государством и утверждаются региональной службой по тарифам.

7. До завершения процесса подключения жителям необходимо обратится к поставщику газа для заключения договора поставки. Поставщик газа запрашивает у ГРО наличие технической возможности. Если возможность подтверждается, с абонентами (по их заявлению) заключается договор и происходит пуск газа.

Если бы все участники процесса неукоснительно следовали этим правилам, проблем с газификацией было бы гораздо меньше. Но время от времени некоторые игроки допускают некоторые нарушения, что и приводит к неприятным задержкам в подаче «голубого топлива» и к утечкам/отключениям.

Перечислим наиболее серьезные нарушения.

- В качестве ключевого инвестора строительства газораспределительной сети выступают жители, а не юридические лица. Они собирают средства и отдают их неким подрядчикам, которые берутся газифицировать населенный пункт. Никто, конечно, не запрещает жителям вкладываться в инвестпроект. Но в том-то и дело, что по закону это должен быть именно инвестпроект, включенный в адресную инвестпрограмму газификации.

Если же роль организаторов берут на себя жители, это в ряде случаев приводит к серьезным юридическим пробелам, из-за которых пуск газа под большим вопросом. Но главное – это часто приводит к неоправданным тратам со стороны жителей. Так, например, произошло в деревнях Подкопайки и Королево Борского района. Там жители собрали деньги и заказали строительство сети у одной фирмы, а когда все уже было смонтировано, оказалось, что инвестированием должна была заниматься местная администрация по имеющемуся у нее плану. Более того, на газификацию этих населенных пунктов даже были выделены бюджетные деньги.

- Жители (а не юридические лица) обращаются к ГРО за выдачей технических условий на создание новой газораспределительной сети. И если эта ГРО не совсем добросовестная, она эти техусловия им выдает. После этого физические лица – в нарушение имеющихся правил – становятся организаторами процесса. Со всеми вытекающими.

- Фирма, которую нанимают жители и которая не является официальным инвестором, не согласовывает процесс строительства с государственными и надзорными органами. Это дает ей возможность вывести процесс из-под государственного контроля, не получая необходимых разрешений на производство работ, смонтировать сеть, используя, например, некачественные но более дешевые материалы. То есть сэкономить на безопасности. К чему это может привести, догадаться нетрудно.

- Технические условия получает одно юридическое лицо, а в качестве инвестора-организатора выступает другое. Эта схема дает игрокам возможность уйти от обязанности соблюдения требования программы газификации, оформлять построенный объект в собственность и, как следствие, делает невозможным ввод нового газопровода в эксплуатацию.

Например, в деревне Жуковка Борского района технические условия на создание газораспределительной сети получила администрация в лице МКУ «Борстройзаказчик», но объявлять торги и заключать контракт с подрядчиком, как это положено по закону, она не стала. Вместо этого она просто передала ТУ сторонней фирме, которая, договорившись как-то с жителями, и построила сеть. Это привело к тому, что поставщик газа не мог на законных основаниях заключить с жителями договор на подачу «голубого топлива». Ведь по имеющимся у него документам все закончилось на выдаче техусловий. Официальный организатор процесса (то есть администрация) дальнейших шагов не предпринял – значит, строительства как бы не было. Ситуация не могла разрешиться в течение нескольких месяцев – и только после того, как администрация оформила новые трубы, в деревне появился газ.

- Технические условия на создание газораспределительной сети выдает организация, которая не имеет права этого делать.

Именно такой случай произошел недавно в мкр-оне Баталово 4 (городской округ Бор). Там одна ГРО выдала техусловия на подключение жилого дома к не принадлежащему ей газопроводу. Причем было изначально известно, что данный газопровод подключен к сетям совершенно другой ГРО. Поставщик газа не имел законных оснований заключить договор с жителями. Таким образом, жители стали заложниками недобросовестных «газификаторов» и, вложив собственные немалые средства, до сих пор имеют весьма размытые перспективы получения «голубого топлива».

Как видим, установленные правила газификации страхуют жителей от опасных инцидентов, а их нарушение как раз и приводит к неоправданным тратам, к утечкам и отключениям. К сожалению, сегодня эти нарушения продолжаются, и у надзорных органов почему-то не хватает ресурсов (а может быть, политической воли), чтобы пресечь эту порочную практику.

Но в каком-то смысле на эту практику могут повлиять обычные жители, нуждающиеся в газификации своих населенных пунктов. Для этого им необходимо:

1. Запросить в администрации имеющиеся у нее планы по газификации, посмотреть, какие населенные пункты есть в этих планах;

2. Запросить в администрации информацию о ГРО, которая владеет ближайшими к населенному пункту действующими трубами;

3. Если фирма будет предлагать построить газораспределительную сеть «быстро и задешево», - стоит запросить у представителя, в рамках какой инвестпрограммы планируется газификация, утверждена ли данная программа, является ли эта организация газораспределительной.

4. Если фирма предложит подключить имеющуюся у нее газораспределительную сеть непосредственно к домам, - проверить, есть ли у такой фирмы статус ГРО, является ли она на самом деле владельцем сети и существует ли эта сеть на самом деле (вся эту информация должна быть в местной администрации);

5. Ни в коем случае как частное лицо или группа частных лиц не становиться спонсором строительства газораспределительной сети, не запрашивать ТУ, не нанимать строительных подрядчиков. Напоминаем, что этим должны заниматься только юридические лица;

6. Если появляется информация, что одно юридическое лицо передает полученные на себя ТУ другому без законных оснований, или же что инвестор, которому выдали техусловия, не оформляет право владения на построенный газопровод, - есть повод забить тревогу и обратиться в надзорные органы.

Вооружившись знаниями об установленных на сегодняшний день правилах игры и приведенным выше простым алгоритмом, нуждающиеся в газификации жители могут избежать множества неприятных и опасных инцидентов.

СПРАВКА.

Основным отличительным признаком газораспределительной организации является оказание услуг по транспортировке газа по сетям газораспределения, к которым будет подключен газифицируемый объект.

Транспортировка газа является регулируемым видом деятельности. Тарифы на оказание услуг устанавливаются Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

Соответственно, организация, которая может быть исполнителем по договору о подключении, должна осуществлять транспортировку газа и иметь тариф на оказание услуг по транспортировке газа, установленный ФАС России.

Сети газораспределения, к которым планируется подключение (технологическое присоединение) жилых домов граждан и других объектов капитального строительства еще до момента заключения договора о подключении должны находиться в законном владении газораспределительной организации (в собственности, в аренде).

Отсутствие у организации хоть одного из перечисленных выше признаков делает заключенный договор и выполненное подключение незаконным.

Список газораспределительных организаций нашего региона размещен на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений