Поиск по сайту
Технологии
27.12.2018 15:40

#Заточисто – мы делаем города умными

Сервис #Заточисто – это набор автоматизированных систем, позволяющий повысить безопасность жизни в городе.
Нижний Новгород. 27 декабря. NewsRoom24.ru -

На втором региональном конкурсе «IT-проект года» в номинации «Лучший социальный IT-проект» третье место занял сервис « #ЗАТОЧИСТО», разработанный группой компаний «Два Аякса» из города Саров.

Год спустя мы решили узнать, что сегодня происходит с проектом, ведь не секрет, что даже самые интересные стартапы зачастую не проходят проверку временем и умирают. Поэтому мы попросили рассказать о проекте генерального директора компании-разработчика ГК «Два Аякса» Артема Мочалова, который так же является одним из авторов программы.

Что такое #Заточисто

Сервис #Заточисто – это набор автоматизированных систем, позволяющий повысить безопасность жизни в городе. Его задача – оперативно обрабатывать поступающую от жителей информацию о различных городских проблемах в сфере благоустройства, чтобы ответственные городские службы могли с ними так же оперативно бороться. #Заточисто – это удобный интерактивный инструмент, позволяющий жителям города взаимодействовать с администрацией.

Как появился сервис

Изначально сервис назывался «Колючий депутат», с помощью которого любой житель города мог отправить запрос в любую городскую структуру. Модератор, обеспечивающий работу сервиса, переадресовывал эти запросы непосредственно специалистам, контролировал процесс реагирования на них и публиковал ответы и решения в специальном разделе сайта «Колючий Саров» и в газете – бумажной версии сайта. Сервис продолжает работу и сегодня. При этом часть его функционала послужила отправной точкой в создании новой системы. Важны были наглядность, прозрачность и автоматизированная система сортировки и реагирования.

Что конкретно предлагает сегодня сервис

Сегодня сервис в режиме онлайн позволяет осуществлять сбор информации о проблемах ЖКХ, городского хозяйства и других проблемах, связанных с благоустройством и безопасностью города.

Полученные данные автоматически пересылаются для реагирования в соответствующие службы. Весь процесс контролируется, что позволяет осуществлять прогнозирование, анализ, оперативное реагирование на поступающую информацию, организацию диспетчеризации.

Сервис состоит из публичных и непубличных элементов (мы называем их «слои»). Публичные элементы видны любому, кто пользуется сервисом, непубличные – только диспетчерам и представителям городских структур, отвечающих за конкретное направление. Имеется возможность настройки напоминаний для конкретного исполнителя и электронные формы для заполнения на каждом этапе, что позволяет избавиться от бумажного документооборота и упростить весь процесс.

Что такое диспетчеризация

На начальном этапе работы сервиса мы самостоятельно контролировали его работу, но с увеличением объемов стало ясно, что для эффективной деятельности проекта необходимы люди, занимающиеся только этой задачей. Так появилась диспетчерская служба. Ее сотрудники проверяют корректность запросов, устанавливают сроки выполнения задач в программе.

Контролируют все процессы: от постановки задачи до ее выполнения на каждом этапе. Действует сквозная, прозрачная система – запрос в электронном виде уходит руководителю конкретной структуры, тот, в свою очередь, назначает ответственным одного из своих сотрудников, определяет сроки и в итоге передает администратору сервиса итоговый ответ или решение по конкретной проблеме, и все это полностью автоматизировано.

Служба диспетчеризации постоянно развивается, улучшает свою работу. Предполагается, что ее работа станет круглосуточной.

Какие слои у вас сейчас работают

Из публичных слоев на сегодняшний момент доступны:

Слой «Проблемы»

Это интерактивная карта города, на которой житель может отметить конкретную проблему: яму на дороге, неубранный транспорт, несанкционированную свалку мусора, объект незаконного предпринимательства и т. д. В принципе сервис позволяет отметить любую проблему (для этого существует кнопка «прочее»), приложить фотографию и подробное описание беспокоящей жителя ситуации.

На сегодняшний день жителями было обозначено 803 городские проблемы, из них решено 678.

Слой «Транспорт»

На нем в режиме реального времени с помощью GPS-модулей отображается передвижение автобусов и маршрутных такси. По каждому из которых видна вся полнота информации: маршрут следования, номер. Это позволяет так рассчитывать свой выход из дома или с работы, что ожидание на остановке сокращается до минимума.

Слой «Уборка улиц»

Полезен для автовладельцев. Бывает, человек собрался куда-то ехать, а его личного автомобиля на месте парковки нет – эвакуировали специальные службы для обеспечения возможности уборки улицы. С помощью этого слоя можно получать оперативную информацию о том, на каких улицах будет проводиться уборка в ближайшие дни.

Еще всем доступны слои «Депутаты», «Округа», «Погода», «Учреждения», в разработке еще целый ряд слоев.

Но это только то, что видно жителям, а основной функционал находится в закрытых слоях.

Тот же слой «Проблемы» в закрытой части позволяет отследить все этапы решения проблем, сроки, сократить документооборот и время, затрачиваемое сотрудниками на решение. «Транспорт» позволяет отследить нарушение расписания с указанием точного времени и номера конкретного автобуса. Проверить выполнение муниципального контракта. Оптимизировать маршруты и графики, так же экономить время сотрудников, отвечающих за данное направление.

Слой «Служебный транспорт»

Позволяет подключить к сервису служебный и муниципальный транспорт. Для отслеживания передвижения транспорта система использует GPS-датчики и камеры уличной системы видеонаблюдения.

Кроме того, на основании получаемых таким образом данных, можно получать информацию о пробках, затруднениях движения, работе светофоров, что позволяет анализировать и оптимизировать транспортную инфраструктуру города.

Слой «Видеонаблюдение»

Позволяет осуществить профилактику и пресечение преступлений и правонарушений, оперативного реагирования на нештатные ситуации, отслеживание загруженности транспортной сети.

Камеры видеонаблюдения рассредоточены по всему городу и нанесены на нашу интерактивную карту, транслируя видео онлайн. С ростом серверных мощностей увеличится и полнота поступающей информации.

Подключены модули для распознавания номерных автомобильных знаков. Планируется подключение модулей для распознавания лиц. Рассматривается возможность подключения модулей, реагирующих на нестандартные для городской среды звуки – выстрелы, взрывы, громкие крики. Реагируя на такие звуки, модуль включает запись видео на находящихся в непосредственной близости камерах и оповещает о возможной нештатной ситуации сотрудников специальных служб.

Слой «ЖКХ»

Содержит информацию о каждом доме города – год постройки, даты ремонта, количество жителей и другие данные, получаемые с ГИС ЖКХ.

При аварии или чрезвычайной ситуации можно выделить район, в котором расположен, например, очаг возгорания, и мгновенно получить информацию о жителях, сделать какие-то выводы, которые будут учтены при борьбе с кризисом.

Слой «Zabbix»

Позволяет мониторить различные датчики, установленные на любых объектах. Например, на дверях мусорокамер, подвалов, чердаков. В соответствии с правилами ГО и ЧС, все эти входы должны быть закрыты и находиться под контролем.

Спектр датчиков можно постоянно расширять. Сегодня существуют пожарные датчики, датчики, регистрирующие затопление, отключение электричества. Все это позволит очень оперативно реагировать на возникающие проблемы даже тогда, когда с ними еще не столкнулся кто-то из специалистов или жителей города.

Слой «Земляные работы»

Для того, чтобы проводить какие-либо земляные работы на муниципальной земле – установить рекламную конструкцию, проложить кабель и т. д. – необходимо оформить земельный ордер. Ранее процесс его получения был связан с серьезной бумажной волокитой. На сегодняшний день все ордера в электронном виде заносятся в наш сервис. Таким образом, ответственный сотрудник может передвигаться по городу со своим личным смартфоном, с помощью которого он может оперативно проверять наличие земельного ордера. Если работы ведутся без ордера или по ордеру с истекшим сроком, сотрудник может принять решение о наложении штрафа на виновного.

Слой «Строительство»

Все разрешительные документы видны пока в непубличном слое для сотрудников администрации. Возможно, в будущем часть этой информации будет доступна и жителям в публичном слое. Если запросов о законности строительства будет много, мы предоставим горожанам возможность с ней знакомиться без посылки запросов в администрацию. Таким образом, мы полностью исключаем дополнительную нагрузку на специалистов и обеспечиваем им больше времени для решения конкретных проблем.

Слой «Коммуникации»

На карту активно наносятся все коммуникации и распределительные устройства, что также можно учитывать при планировании работ по прокладке новых коммуникаций как муниципальными, так и частными структурами.

Слой «ГО и ЧС»

На территории города размещены точки оповещения ГО и ЧС. Специальные громкоговорители, каждый со своей зоной охвата, призваны оповещать жителей о возникающих чрезвычайных ситуациях. Конкретные точки можно дистанционно включать с единого диспетчерского пульта. С помощью интегрированной в сервис карты можно определить, какие зоны города остаются неохваченными – в таких случаях в конкретный район можно отправить автомобиль, оснащенный громкоговорителем.

На сегодняшний момент реализовано 19 служебных слоев, в разработке еще около 10-ти.

Развитие

Наш сервис постоянно улучшается, пополняется дополнительными функциями. Город Саров, таким образом, выступает полноправным партнером разработчиков и базовым объектом, на котором мы тестируем и отлаживаем работу сервиса. Решать подобные вопросы без привлечения органов местного самоуправления значительно сложнее.

Поэтому нам очень приятно, что глава администрации Алексей Викторович Голубев оценил наш проект и оказывает ему всестороннюю поддержку.

По его инициативе была проведена работа по координации взаимодействия всех ведомств, департаментов, организаций, отвечающих за жизнеобеспечение города и решение различных проблем. На базе предприятия «ТКС» создан ситуационный центр. Поэтому можно сказать, что Алексей Викторович является полноценным соавтором проекта.

Свою задачу при реализации проекта администрация города видит в предоставлении жителям удобного инструмента обратной связи с исполнительной властью. Вместе мы делаем город чистым, удобным, благоустроенным и безопасным.

«Умный Саров»

Таким образом, совместный с администрацией проект получил название «Умный город». Адрес проекта в сети интернет: умныйсаров.рф. При этом, мы надеемся, в ближайшее время сервис будет тиражирован на другие города. Сегодня мы разрабатываем и отлаживаем как программный, так и аппаратный комплексы. При этом мы можем предложить как полный пакет слоёв, так и любые по отдельности, либо разработать новые под нужды конкретного города.

Крупный город с серьезными возможностями может самостоятельно обеспечивать работу сервиса, а малый – воспользоваться нашими человеческими и аппаратными ресурсами. Высокий уровень автоматизации и профессионализм наших сотрудников позволют реализовывать саровскую схему работы и в других городах.

Подытоживая рассказ, можно смело говорить, что мы создали современный и эффективный сервис в направлении развития «Умных городов».

А важность реализации программ «Умных городов» очень хорошо понимает президент Российской Федерации Владимир Путин. При его содействии на разработку таких инновационных решений выделяются серьезные средства.

Наша компания «Два Аякса» привыкла самостоятельно решать подобные задачи. Программирование, дизайн оформления сервиса реализуются нашими сотрудниками. Но сейчас подходят к финалу переговоры с инвестором, средства которого позволят ускорить процесс работы над сервисом и сделать продукт мирового качества.

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений