Поиск по сайту
Интервью
06.11.2021 13:10

Владимир Радченко: «Дистанционка не может полностью заменить традиционное образование»

Глава нижегородского депобра рассказал о переходе школ на пятидневку, сроках ликвидации очередей в ясли и надежности охраны в учреждениях образования.
Нижний Новгород. 06 ноября. NewsRoom24.ru -

Родители нижегородских школьников с напряжением ждут решения об окончании каникул, на которые их дети из-за сложной ситуации с COVID-19 ушли досрочно – с 25 октября. А пока региональные власти определяются с дальнейшим форматом обучения, Newsroom24 пообщался с Владимиром Радченко. Директор департамента образования Нижнего Новгорода рассказал о своем отношении к дистанционке, оценил вероятность перехода городских школ на пятидневку и оценил антитеррористическую защищенность образовательных учреждений областного центра. Также мы поговорили об очередях в детсады и попросили прокомментировать ситуацию с уволенным директором Еленой Моисеевой.

Из-за обострившейся ситуации с ковидом все больше школ в регионе переводят классы на дистант. Как вы считаете, онлайн-образование – менее качественное или хорошая альтернатива очному обучению? И почему дистанционку так не любят родители?

Конечно, ничто не сможет полностью заменить личное общение ученика и педагога, глаза в глаза. Но реалии современного мира таковы, что онлайн-обучение становится необходимость: из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы. Но на практике как дети и их родители, так и учителя сталкиваются с серьезными трудностями: отсутствие технических и фактических условий вне школы, порой неграмотная организация обучения со стороны образовательной организации в части объема учебного материала, выносимого на самостоятельное изучение. Но могу сказать, что анализ результативности обучения за три учебных года с 2018 по 2021 не показал существенного снижения как уровня и качества знаний, полученных школьниками.

Мое глубокое убеждение – использование исключительно дистанционной формы обучения в школе возможно только при крайних обстоятельствах, и не может продолжаться длительное время, а тем более, полностью заменить очную традиционную форму обучения.

Перейдем к еще одной насущной проблеме. По данным на конец июня во вторую смену учились около 25 тысяч детей в 97 школах. Сейчас ситуация не изменилась? Каким образом и когда «многосменность» в Нижнем Новгороде наконец канет в лету?

Действительно, количество детей, обучающихся во вторую смену, пока велико. Для решения этой задачи в городе идет активное строительство новых школ. И это не только Школа 800. В марте 2021 года открыта школа № 34 на 675 мест в ЖК «Гагаринские высоты». Готовится к открытию школа № 132 на 550 мест в ЖК «Окский берег». Завершается строительство школы на 1 550 мест на территории ЖК «Новинки Смарт Сити» и ведется строительство школы на 1 225 мест в ЖК «Новая Кузнечиха».

Также Нижний Новгород принимает участие в программе по капитальному ремонту существующих школ. С одной стороны, это замечательно: дети вернутся в обновленные, чистые, современные помещения учебных заведений. Но с другой стороны, на время ремонта ученикам ремонтируемой школы приходится учиться в других образовательных учреждениях. И, как показывает практика, организовать такое обучение возможно только во вторую смену. В любом случае держим этот вопрос на контроле. Стараемся принимать участие во всех возможных программах, которые позволят увеличить количество мест в учебных заведениях города.

Еще один вопрос о переполненности школ. Перед началом этого учебного года 77 будущих первоклассников не смогли попасть в школу №103 по прописке. А сколько детей рискуют не попасть в ближайшие к дому школы в будущем году из-за их перегруженности?

Начнем с того, что все дети, проживающие на территории города Нижнего Новгорода, обеспечены местами в муниципальных школах. Закрепление микроучастков за школами необходимо для учета детей, проживающих на данной территории, для организации всеобуча.

К сожалению, точечная застройка города и требования Роспотребнадзора по количеству обучающихся в классе не всегда позволяют обеспечить всех детей местами в школах по микроучастку. Но это не значит, что ребенок останется неучем. Кстати, есть родители, которые выбирают для своего ребенка школу не по прописке, а по каким-то другим критериям: близость к месту работы, дому бабушек, престижности, уклона или программ, по которым учатся дети. Так что мест хватит всем.

Еще весной министр образования Ольга Петрова пообещала, что нижегородские школы начнут массово переходить на пятидневку в 2022 году. Готовы ли к такому переходу в Нижнем Новгороде? Как вы сами относитесь к пятидневной учебной неделе – возможно ли это во всех школах?

Выбор графика и режима работы школы по пятидневной или по шестидневной учебной неделе относится к компетенции образовательной организации. Решение принимается исключительно педагогическим коллективом школы с учетом мнения родителей. На сегодняшний день практически во всех школах учащиеся начальных классов учатся в режиме пятидневной учебной недели. А во многих школах, в том числе лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, обучение в режиме пятидневной учебной недели ведется с 1-го по 11-й классы.

Всем школам направлены методические рекомендации Нижегородского института развития образования по переходу на пятидневку. Однако повторяю, решение остается за образовательной организацией и часто зависит от объективных условий: перегруженности школы, особенностей учебного плана в части реализации программ профильного уровня, взаимодействия в ВУЗами и других. Мое мнение – школа должна качественно работать с максимальным учетом запросов участников образовательных отношений и условий работы.

В связи с недавними трагическими событиями в Казани и Перми встает вопрос об охране школ. Расскажите, как охраняют школы Нижнего Новгорода? Заключены ли договоры с охранными организациями, дежурят ли на входах профессиональные охранники?

На сегодняшний день во всех общеобразовательных организациях установлены кнопки тревожной сигнализации. Кнопки установлены как стационарно, так и мобильно. Стационарная кнопка монтируется там, где ее не увидят и не достанут дети, посетители, а сотрудники смогут легко и быстро воспользоваться. Мобильная тревожная кнопка обычно выполняется в виде брелока. Это позволяет подать сигнал, находясь в любом месте здания или на улице, не привлекая внимания преступников.

Вместе с тем, руководителями общеобразовательных организаций проведена работа по заключению договоров на выезд по экстренному сигналу ЧС и техническом обслуживании кнопки тревожной сигнализации. Договоры заключаются ежегодно за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода с ФГКУ «УВО ВНГ России по Нижегородской области». Вопрос по организации физической охраны находится на постоянном контроле руководителей общеобразовательных организаций. В 2021 году в 40% нижегородских школ были также заключены договоры на физическую охрану с частными охранными предприятиями. В остальных общеобразовательных организациях охрана организована штатными сотрудниками, в дневное время вахтерами и гардеробщиками, в ночное время – сторожами.

Сейчас департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода прорабатывается вопрос выделения дополнительного финансирования на антитеррористическую безопасность образовательных организаций города Нижнего Новгорода на 2022 год.

А что с турникетами и видеонаблюдением? Сколько еще школ планируется оснастить системами безопасности в ближайшее время?

В ведомстве департамента образования администрации Нижнего Новгорода находится 492 образовательные организации, в том числе 153 школы. На сегодняшний день все школы оборудованы кнопкой тревожной сигнализации. Системами видеонаблюдения оборудовано 98% общеобразовательных организаций. Установку систем видеонаблюдения в оставшихся 2% образовательных организаций планируется завершить до конца 2021 года.

Системы управления контроля доступом установлены в 73% общеобразовательных организациях. Работу по установки СКУД планируется продолжить в 2022 году.

Начало учебного года было омрачено массовым заражением детей кишечной инфекцией в гимназии №13. При этом родители младшеклассников пожаловались, что их детям просто некому было оказать медпомощь – медика в корпусе просто не оказалось. Как так получилось? И все ли школы города имеют оборудованные медкабинеты с постоянно работающими врачами?

Раньше медик числился в штате школ. Сейчас по действующему законодательству медицинская помощь организуется территориальными медицинскими организациями. Школа предоставляет и оборудует кабинет для работы врача, заключает договор на оказание первичной медико-санитарной помощи. График работы медицинских работников устанавливает медицинская организация, с которой заключен договор. При возникновении ситуации, требующей вмешательства медицинских работников, администрация образовательной организации вызывает скорую помощь.

В октябре стало известно, что в 29 школах города откроются психолого-педагогические классы. Чем они будут отличаться от обычных? Когда и в каких школах они появятся?

В этом году в семи школах города Нижнего Новгорода, № 52, № 97, № 123, № 19, № 135, № 18 и № 169, начали работать классы психолого-педагогической направленности. Основное их отличие – включение в содержание рабочих программ учебных предметов «Русский язык», «Литература», «История», Обществознание» модулей, связанных с педагогической направленностью. Например, в курсе литературы будут изучаться произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога; на уроках русского языка для анализа будут предлагать учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой; на уроках истории - знакомить обучающихся с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.

Перейдем от школьного образования к дошкольному. Познакомьте нас с актуальной статистикой по очередности в детские сады. Сколько детей стоят в очередях в разных возрастных группах? Когда планируется ликвидировать очередность – в частности, в ясли?

В Нижнем Новгороде все дети с 3-х до 7-ми лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях. В текущем году на 1 октября не обеспеченными местами в детском саду осталось 1687 детей в возрасте с 1 года до 3-х лет, в том числе: 659 в возрасте от 1 до 2 лет и 1028 детей в возрастной группе 2-3 года. Совсем нет очередей в детские сады Автозаводского, Ленинского, Московского и Сормовского районов. Полностью ликвидировать очередность в детские сады планируется к 2024 году.

И наконец, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с уволенным директором школы №24 Еленой Моисеевой. Планирует ли депобр и в дальнейшем отстаивать его законность? Назначен ли новый директор «Школы диалога»?

Вопрос о восстановлении в должности бывшего директора МБОУ «Школа № 24», рассматривается судом. Новый директор школы пока не назначен.

История с вашим появлением в «родительском чате» школы после увольнения Моисеевой – фейк?

Абсолютный.

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений