Поиск по сайту
Интервью
25.06.2021 13:50

Организатор фестиваля «Место» Никита Nomerz: Уходить из Нижнего Новгорода нам неинтересно

Художник поделился впечатлениями от прошедшего фестиваля и рассказал, какое будущее его ждет.
Нижний Новгород. 25 июня. NewsRoom24.ru -

Несколько дней назад в Нижнем Новгороде закончился пятый, юбилейный фестиваль уличного искусства «Место». Впрочем, говорить о «Месте» в прошедшем времени было бы неправильным, ведь, как говорится, художники уехали – работы остались. Каждый из нас может убедиться в этом лично – достаточно пройтись по маршруту мастеров стрит-арта, которые побывали здесь за последние пять лет, и увидеть, как наш город преобразился благодаря им. А сейчас, когда до 800-летия Нижнего остается совсем чуть-чуть, руку к его предпраздничным приготовлениям приложили и зарубежные художники. Да, в этом году нижегородское «Место» стало международным! И, кстати, во второй раз проходил при поддержке «Центра 800». О том, как фестиваль изменился с момента своего появления, какое будущее его ждет и насколько велико его значение для Нижнего Новгорода, мы решили спросить у создателя и организатора «Места» Никиты Nomerz.

Никита, в этом году фестиваль «Место» отметил свое пятилетие. Как он изменился за это время?

- Изначально, конечно, фестиваль был более компактным по участникам, по количеству работ. С каждым годом масштаб фестиваля увеличивается. Растет команда волонтеров, которые к нам присоединяются. В этом году в фестивале участвовало около 60 художников с разных уголков России, а также несколько из-за рубежа. Впервые, как раз в юбилейный год, получилось организовать приезд зарубежных гостей. Это художники из Австрии, из Сербии, Белоруссии.

Изменился сам масштаб объектов. И раньше для работ использовали фасады зданий, но сейчас размер их стал больше. Я уже говорил о волонтерах. И приятно осознавать, что есть люди, которые специально едут из других городов, даже берут отпуск, чтобы поучаствовать в процессе подготовки. Ну и сам Нижний Новгород, наши жители, проявляют все больше и больше интереса. Наши экскурсии хотят посещать все больше и больше человек. Их мы проводим не только в рамках фестиваля. Но в дни его проведения можно застать художника в процессе работы. Кто-то из них может рассказать о своем произведении. Маршруты построены таким образом, что можно посмотреть работы прошлых лет и свежие. Все художники, которые приезжают на фестиваль «Место», заряжают своей энергией Нижний Новгород.

Вы ожидали, что проект приобретет такой масштаб, фактически международный?

- Если честно, на первом фестивале я не думал, что он станет ежегодным. Как мне казалось, эта история будет разовым проектом. Я хотел презентовать свой фильм «В открытую» в Нижнем Новгороде и вокруг этого события образовалась программа с лекциями, мастер-классами. И после окончания фестиваля мы получили большой фидбэк и от жителей, и от художников. И стало понятно, что эту историю стоит продолжать. Чаще всего люди думают, что фестиваль ограничивается четырьмя днями. Но по факту происходит иначе. Во-первых, и сами художники приезжают раньше, чтобы начать работу на объекте – многие из них требуют гораздо больше времени. Но и за всем этим процессом стоит большое количество работы. Начиная от согласования, переговоров с художниками, с партнерами. И с 2017 года для меня, как организатора, это такой бесконечный процесс. Потому что подготовка к следующему фестивалю начинается тогда, когда заканчивается текущий. Но когда ты видишь людей на экскурсии, которые смотрят произведения с большим интересом, то это греет душу.

Фестиваль этого года включен в событийную программу празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Как это на нем отразилось?

- Все началось с того, что мы выиграли грант по программе «Нижний 800». Так фестиваль вошел в программу 800-летия. На творческую составляющую это никак не повлияло. Мы всегда трепетно относимся к выбору места, чтобы произведения художников смотрелись там наиболее гармонично. Но при этом у нас нет какого-то ТЗ (техзадания, прим.) для авторов, нет общей темы, которая бы их ограничивала. Наша главная задача – показать все разнообразие уличного искусства.

Благодаря поддержке «Центра 800» наш проект замечают, его считают важным и значимым, а не каким-то маленьким культурным явлением. Сейчас фестиваль стал одним из самых крупных в сфере уличного искусства в стране и знаковой историей для многих художников.

«Полотном» для произведений уличного искусства становится городское пространство. За эти пять лет стало проще согласовывать использование объектов для стрит-арта?

Начну с того, что уличное искусство – это своего рода партизанская история. Это больше про идею, про концепт. Если граффити, например, это какие-то шрифты, тэги, которые понятны только представителям этой субкультуры, то стрит-арт – это диалог с любым прохожим. Здесь нет ограничений, стилей, и техник очень много. В граффити инструментом работы в 90% случаев является аэрозольный баллон, а в стрит-арте это может быть что угодно – баллон, кисть, валик, скотч, уличные проекции. Благодаря фестивалю «Место», лекциям, встречам с художниками, мы стараемся донести эти моменты. Чтобы люди понимали, что не все то, что рисуют на улицах – это граффити, которое и сегодня можно назвать хулиганством.

Что касается согласования, то и раньше были художники, которые делали работы и ответственно подходили к выбору места. Все это привело к тому, что с каждым годом человека, рисующего на улице, воспринимали более нормально, без агрессии и вызова полиции. И пройти согласовании в администрации, получить разрешение у жителей становится проще, потому что нам все больше доверяют как экспертам. И с каждым годом у нас на фестивале получается реализовывать более смелые истории, которые пять лет назад было бы сложнее согласовать.

Насколько Нижний Новгород удобен для стрит-арта с его архитектурой, деревянными домами?

- В течение нескольких лет уличные художники в Нижнем Новгороде работали именно с этим пространством, деревянными домами. И это сложилось в своеобразный почерк, который отличает нижегородское уличное искусство от стрит-арта в других городах. Это стало фишкой. Это подмечают и художники, и любители уличного искусства. Художникам интересно работать в таких локациях, пропитанных историей, атмосферой. Многие через свои работы пытаются обратить внимание на эти дома. Мне кажется, это все появилось естественным образом. Расскажу еще, что у нас есть два проекта вместе с фестивалем «Том Сойер Фест». На улице Короленко на одном из домов, который ждет реставрация, московский художник Алексей Luka сделал ассамбляж на одном из торцов дома. Получилось очень естественно и гармонично. Алексей работает с деревом, и в своей композиции использовал элементы старых домов, которые он собирал по Нижнему Новгороду.

Сейчас в рамках фестиваля мы стараемся сделать объекты в других районах, потому что город большой, и во многих районах пока мало уличного искусства. В такой форме мы пытаемся заполнять эти городские пустоты и сделать новые точки притяжения в этих районах. Мне кажется, это положительно влияет на городское пространство.

Можно ли назвать Нижний столицей стрит-арта России?

- Мы, художники, воспринимает такие звания с иронией. Это некий ярлычок, штамп. Но если его откинуть, то станет понятно, что в России два города стали ключевыми в сфере уличного искусства. Это Нижний Новгород и Екатеринбург. В этих городах много активности, связанной и с фестивальными практиками и просто с работами локальных художников. Даже Москва и Санкт-Петербург на фоне Нижнего Новгорода и Екатеринбурга не так выделяются, потому что именно на улице там мало что происходит. Да, там огромное количество авторов, но почти все они работают в мастерских. Зачастую рисовать на улицах они приезжают в другие города.

Кстати, в Москве в парке «Зарядье» открылась выставка фестиваля «Место», на которой представлены работы уличных художников из Нижнего Новгорода.

Какое будущее ждет фестиваль, по-вашему?

Подготовка к фестивалю берет много сил. И я переживаю, что не в полную силу могу работать как художник. Команда шутит надо мной, потому каждый год я говорю, что этот фестиваль последний. Сложно сказать сейчас, что будет дальше. У нас есть разные идеи о том, что будет, и даже о том, чтобы закончить фестиваль на такой красивой ноте. Есть идеи другого формата проведения проекта. Ближе к осени станет понятно, каким будет «Место».

Насколько вероятно, что место для «Места» и  для уличного искусства вообще закончится?

- На самом деле места не заканчиваются. Потому что какие-то произведения утрачиваются, закрашиваются. Где-то, наоборот, строят новые здания. Нижний Новгород большой город и еще есть очень много районов, которые обделены уличным искусством. С другой стороны, может в какой-то момент возникнуть перенасыщение. Поэтому мы и стараемся захватывать какие-то территории, которые сейчас пустуют. В любом случае уходить из Нижнего Новгорода в другой город нам неинтересно, потому что это наш город, и «Место» неразрывно связан с ним.

***

Лично мы верим, что фестиваль «Место» ждет большое будущее, какой бы формат для него не выбрали. А еще – с предвкушением ждем, когда работы художников увидят сотни тысяч гостей, которые приедут на 800-летие в Нижний Новгород. А вы уже успели оценить наследие «Места-2021»? Если нет, предлагаем вам прогуляться по маршруту, который мы составили специально для вас. В нем собраны 11 работ, созданные нижегородскими, российскими и иностранными художниками в Нижнем Новгороде и для Нижнего Новгорода – в подарок к его будущему юбилею.

Суетинская, 10

Этот спортивный стрит-арт создал художник Роман Мураткин из Серпухова. С недавнего времени он украшает весь фасад дома на улице Суетинской в центре города. Парусники, гребцы на этом месте возникли неслучайно. Именно здесь, на фасаде дома №10 по Суетинской, была расположена первая советская мозаика с изображением парусной лодки, созданная Израилем Ашкенази. В 2017 году фасад утеплили, и вот теперь, в 2021-ом, художник, учитывая историю этого места, связал и развил свой сюжет с прошлой монументальной работой.


Фото: Карина Рыжова

Алексеевская, 22

Этот стильный мужчина с усами и в рубашке с цветами восседает на фасаде дома №22 на улице Алексеевской. Несмотря на кроссовки популярной марки и модную олимпийку, местным жителям он почему-то напомнил… Максима Горького.

«Мы очень ждем этого фестиваля каждый год, и была надежда, что рано или поздно разрисуют наш дом – хочется красок каких-то, особенно осенью, зимой. Ну и этот Горький 21-го века мне нравится», - говорит житель пятиэтажки Святослав.

Вряд ли сербский художник Wuper Kec, который создал эту работу, имел в виду автора «Матери» и «Клима Самгина», но ведь стрит-арт – это сама свобода, и понимать его каждый может по-своему.


Фото: Юлианна Гусева

Варварская, 42

Эта работа московской художница Натальи Денисовой особенная – она написана на стене здания, в котором располагается роддом №1. Прекрасная женщина в окружении гигантских лилий, разросшихся по всей стене из красного кирпича – потрясающая картина, как нельзя более подходящая для места появления новой жизни.


Фото: Карина Рыжова

Тихий переулок, 4

А этот филворд от питерского художника Владимира Абиха уже знаком нижегородцам – его сделали знаменитым местные паблики в соцсетях еще в день его появления. Глядя на него, можно не только прикоснуться к уличному прекрасному, но и пораскинуть мозгами. Кстати, на стене с легкостью можно отыскать «подпись» автора - Абих.

«Мы с друзьями несколько раз играли, кто больше слов найдет, это занимательно. И смотрится интересно – не просто картинка, а кроссворд. Как по мне, рисунков на домах нужно больше – район сразу преображается, становится каким-то крутым, современным», - комментирует школьник Даниил, живущий в одном из соседних домов.


Фото: Карина Рыжова

Ильинская, 146а

Сбоку здания по адресу Ильинская, 146а разместился напоминающий комикс стрит-арт NDZW, художника из Вены. NDZW не любит объяснять смысл своих работ – предпочитает, чтобы каждый увидел в них что-то свое.


Фото: Карина Рыжова

Окский съезд

Яркая, графичная работа Никиты Романова из Пензы украсила один из объектов на Окском съезде – одной из самых привлекательных локаций для граффити-райтеров и уличных художников.  Она посвящена известным на всю Россию нижегородским закатам, и появилась здесь не просто так: ведь отсюда открывается потрясающий вид на весь город. Художник выполнил работу в формате анимации, и вскоре итоги его труда будут презентованы в соцсетях фестиваля и автора. 


Фото: Юлианна Гусева

Волжская набережная

Масштабное «инопланетное» граффити появилось у стадиона «Нижний Новгород». Космическая девушка в розовых очках, яркие надписи – все в лучших традициях современных граффитистов.

«Девушка как будто из будущего. Место выбрали очень правильно – нашему и без того красивому стадиону она к лицу. Я видела еще несколько работ в центре, знаю, что это художники фестиваля «Место». И рада, что в городе появляются такие вот яркие акценты, на каждой из улиц – своя фишечка», - считает 19-летняя Яна, которую мы встретили на набережной.


Фото: Юлианна Гусева

Совнаркомовская, 30

Это кот с фасада обыкновенного жилого дома неподалеку от Нижегородской ярмарки – безусловно, самая сказочная работа прошедшего фестиваля, созданная Дмитрием Каштальяном из Минска. Она отсылает нас к истории, связанной с пребыванием автора «Приключений Алисы в стране чудес» в Нижнем Новгороде. Да, не многие знают, но Льюис Кэрролл приезжал в наш город за четыре года до написания продолжения легендарной сказки и назвал Нижегородскую ярмарку чудесным местом в своем дневнике. По этой причине работа Каштальяна появилась именно здесь – рядом с ярмаркой. О произведении английского писателя напоминают чайная посуда, фламинго и сам кот, которые автор объединил с русскими традициями – к ним отсылают, например, ножки балерин и самовар. 


Фото: Юлианна Гусева

Метромост

Над колоннами под метромостом на Московском шоссе хорошо потрудились художники из международного тандема Aifo Степа и Алина (Екатеринбург, Тель-Авив). На них расположились тотемы и обереги, охраняющие место въезда в город – железнодорожный вокзал. Кроме того, при создании этой работы художники переосмыслили архитектуру нижегородской ярмарки. 


Фото: Карина Рыжова

Памирская, 8

Автор этой работы Дмитрий Аске (Москва) по праву считается одним из идеологов и самых известных персон российского стрит-арта. И рисовать он решил не в центре города, а в Молитовке, на находящемся в весьма плачевном состоянии жилом доме 1932 года постройки.


Фото: Юлианна Гусева

Площадь народного единства

На заборе у здания Бугровской ночлежки на площади Народного единства разместилась работа воронежского художника Яна Посадского. На несколько метров вдоль здания растянулась надпись «Водку не пить, песен не петь, вести себя тихо», отсылающая нас к той, что была на здании самой ночлежки в годы ее работы. Часть букв закрыта фигурами мужиков, которые, кажется, нарушают те самые запреты. Нижегородцам эта работа явно нравится.

«Интересная работа, действительно связанная с историей нашего города, с Бугровым, который так много для него сделал. Как раз к 800-летию важно было напомнить нижегородцам о том, что было здесь в прошлые века», - уверена жительница улицы Рождественской Эра Георгиевна.


Фото: Дима Четыре

Ну а мы приглашаем нижегородцев и гостей города прогуляться по маршруту знаковых работ фестиваля «Место».

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений