Поиск по сайту
Подробно
10.06.2020 16:00

Богородский суд рассмотрит дело о «коронавирусном фейке»

Нижегородский журналист прокомментировал ход расследования и обвинения в свой адрес.
Нижний Новгород. 10 июня. NewsRoom24.ru -

Нижегородский журналист, главный редактор портала «Репортер-НН» и создатель телеграм-канала «Сорокин хвост» Александр Пичугин предстанет перед судом по обвинению в распространении фейковой информации, связанной с коронавирусом. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Нижегородской области. 

Дело, возбужденное по статье 207.1 УК РФ, будут рассматривать в Богородском городском суде. По версии следствия, в середине апреля у администратора телеграм-канала «из ложно понимаемых им общественных интересов возник умысел на публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан», а именно об обстоятельствах распространения коронавирусной инфекции. 

Из материалов дела следует, что в этот же день обвиняемый, находясь у себя дома, подготовил и разместил на канале с 1306 подписчиками «заведомо ложную информацию об обстоятельствах эпидемии», спровоцировать панику и нарушения правопорядка. В результате информация стала доступна «неограниченному кругу лиц» и была просмотрена минимум 717 подписчиками. Также сообщается, что дата судебного заседания пока не назначена. 

В свою очередь Александр Пичугин рассказал, что получил на руки обвинительное заключение прокуратуры Нижегородской области. 

«Похоже, это будет первое в России дело по статье 207.1, доведенное до судебной стадии. Надежды многих моих коллег на то, что здравый смысл возобладает, увы, не оправдались. Признаюсь, и я тоже до последнего рассчитывал на иной исход, поэтому держал паузу. Сегодня уже можно рассказать о некоторых деталях обвинительного заключения и напомнить, из-за чего вообще весь сыр-бор», – заявил журналист. 

Он напомнил, что 12 апреля, когда верующие отмечали Вербное воскресенье, на его телеграм-канале «Сорокин хвост» появилось сообщение: «Внимание! Сегодня по всей стране проходит спланированная акция по инфицированию населения смертельно опасной болезнью. Акция развязана представителями конкретной организации, все имена-пароли-явки есть у представителей правоохранительных органов и ФСБ. Руководство организации использует в качестве распространителей инфекции своих адептов-смертников, собирая их в специально оговоренных местах, где распространители сознательно нарушают санитарные правила, а после внедряются в общество. Через неделю планируется повторение акции, еще более масштабное. Будьте наготове!». 

Сообщение присутствовало на ленте около суток и было удалено после звонка из УФСБ по Нижегородской области. А через три дня в дом к Пичугину явилась опергруппа. Силовики изъяли рабочую технику и забрали журналиста на допрос, а затем объявили подозреваемым в распространении фейка. А через две недели Верховный суд РФ разъяснил, в каких случаях можно привлекать людей к ответственности по статье 207.1. Так, согласно заключению суда, обязательным условием наступления ответственности является распространение ложной информации под видом достоверной. При этом о придании фейку вида правдивой новости могут свидетельствовать ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц или использование поддельных документов, аудио- и видеозаписей, имеющих отношение к другим событиям. Но ничего из этого в сообщении на «Сорокином хвосте» не фигурирует. Более того, там нет ни названия конкретной организации, ни названия вируса, ни даже страны, где должна была пройти эта самая «спланированная акция». 

«Достоверные новостные сообщения такими быть не могут. Именно поэтому я абсолютно уверен, что подписчики канала «Сорокин хвост», прочитав это сообщение, никак не могли принять его за новостное – сказал Пичугин, указав на то, что само название канала с аллюзией на сплетни не располагает к тому, чтобы принимать информацию за официальную. 

Также журналист рассказал, что в своем сообщении он использовал такой литературный прием как остранение.

«Он призван вывести читателя из «автоматизма восприятия» всем известных вещей и явлений, показать их свежим взглядом, не называя традиционными словами. Этот прием очень любят поэты, но и в прозе он частый гость», – пояснил он, еще раз подчеркнув, что в тексте обвинения полностью игнорируются разъяснения ВС. 

В продолжение Александр Пичугин отметил, что своим сообщением он хотел в том числе предупредить правоохранительные органы о возможных последствиях необдуманных действий РПЦ, а именно вспышке коронавируса. Тем не менее, из материалов дела следует, что для ФСБ установить организацию, о которой идет речь, «не представляется возможным». Между тем, в Вербное воскресенье-2020 православные храмы по всей России были открыты, что привело к скоплению большого числа прихожан в замкнутых помещениях храмов. 

«Особенно демонстративным нарушение противоэпидемического режима выглядело во время богослужений в Свято-Троицком Дивеевском монастыре. Скриншоты с видео прямой трансляции этой литургии при стечении большого количества людей облетели все соцсети и многие СМИ. Сейчас это видео ограничено для просмотра», – отмечает Пичугин. 

Так или иначе, создатель «Сорокиного хвоста» считает, что все организации, включая религиозные, должны уважать усилия властей по ограничению распространения пандемии. Но решение оставить храмы открытыми в большой православный праздник он считает необдуманным и недопустимым. Спустя 12 дней в Дивеевском монастыре произошла вспышка COVID-19, и 25 апреля в селе был введен карантин. Коронавирусом заразились большинство монахинь, несколько из них скончались

«Я не случайно акцентирую внимание на Дивееве – именно на примере таких «герметичных» мирков ярче всего можно доказать, что в эпидемиологическом смысле запланированные на 12 апреля массовые богослужения, от которых РПЦ не смогла отказаться, превратились именно в спланированные действия по заражению людей – отметил Пичугин, добавив, что его трактовка событий 12 апреля «была жесткой и эмоциональной, но продиктовано это было исключительно заботой о снижении количества заболевших». 

В заключение журналист рассказывает о доказательной базе, на которой основано его обвинение. Так, в качестве свидетеля был привлечен Илья Савинов, судимый в прошлом за соучастие в убийстве и «верный помощник «органов» в делах против журналистов». Он трактует сообщение из телеграма по-своему: ему показалось, что речь идет о массовой террористической акции по заражению людей коронавирусом, которую организует законспирированная организация, причем в ее деятельности принимают участие сотрудники ФСБ. У следствия есть и еще два свидетеля – некий Иван Иванович Иванов и сотрудник Роспотребнадзора, чьи показания сводятся к цитированию памятки о коронавирусе.

«Вот, собственно, и всё! Этой доказательной базы следствию показалось достаточно, чтобы выходить в суд. Доносчик, инкогнито и человек-памятка... Нас ждет очень интересное судебное дело», – заключил Александр Пичугин.

Напомним, Пичугина задержали в ночь с 16 на 17 апреля. Под утро его отпустили домой. 

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений