Поиск по сайту
Культура
08.11.2013 07:07

Мы хотим представить нижегородцам яркую хоровую палитру, — Эдуард Фертельмейстер

Ректор Нижегородской консерватории и художественный руководитель хорового фестиваля имени Сивухина дал интервью NewsRoom24.
Как мы уже писали, в Нижнем Новгороде с 3 ноября 2013 года проходит IV всероссийский открытый хоровой фестиваль им. Л. К. Сивухина. Наш корреспондент встретился с художественным руководителем фестиваля, чтобы обозначить важные акценты новой концепции фестивальной программы.

— Эдуард Борисович, IV всероссийский открытый хоровой фестиваль им. Л. К. Сивухина заявлен как фестиваль с новой концепцией. Связано ли изменение концепции с возобновлением деятельности Всероссийского хорового общества?

— Я напомню, что в советские времена хоровое общество страны можно было по масштабности сравнить с комсомолом. Хоровые фестивали проходили повсеместно, и в нашем городе до недавнего времени тысячи детей ежегодно пели во Дворце спорта. Я говорю о фестивале «Нижегородские соловушки», который организовывал Анатолий Ежов. Благодаря этим фестивалям дети объединялись, исполняя прекрасные песни — образцы музыкального искусства. Сейчас эта очень важная традиция прекратилась, как и многие другие. Однако вспоминая деятельность таких подвижников, как Лев Сивухин, и других активных дирижеров хора, с недавних пор на самом высоком уровне стали все чаще и чаще говорить о возобновлении такого рода работы и объединении людей силами искусства. Мне самому приходилось участвовать в форуме и заседаниях по детскому музыкальному воспитанию, которые предшествовали и сопровождали заседания правительства РФ, затрагивающие эти темы.

- В результате, в прошлом году возродилось Всероссийское хоровое общество с филиалами на местах (возглавляет общество Валерий Гергиев, филиал в Нижегородском регионе поручено возглавить мне).  Вот в рамках нынешнего Сивухинского фестиваля состоится конференция о путях развития хорового искусства, а наряду с ней – первая конференция Нижегородского филиала Всероссийского хорового общества.

- Известно ли, сколько человек в России вовлечено в хоровое пение?

- Конечно, нет. Мы не можем сосчитать этих людей даже в Нижегородской области. В наших ведомствах не сформированы даже списки коллективов, и эта задача нерешаемая. Посудите сами: многие коллективы никак не регистрируются, люди просто собираются и поют. В каком-нибудь клубе или ДК сегодня коллектив есть, а завтра он распался. Это стихийный процесс, и регулировать этот процесс сверху не совсем правильно. Другое дело – вопрос поддержки, когда коллектив начал демонстрировать результаты.

- Какие концептуальные новшества в программе фестиваля вы можете отметить?

- Фестиваль выполняет две задачи. Первая – привлечение внимания людей к этому виду искусства (это задача любого фестиваля), привлечение новых людей, обмен профессиональным опытом, творческими идеями, репертуаром. Этому поспособствуют все выступления на конференции приехавших коллективов. Вторая задача – это современное позиционирование имени Льва Сивухина. Он был легендой уже при жизни, и что будет значить это имя в будущем, зависит от наших сегодняшних усилий и акцентов: как мы будем относиться к этому имени и в каком контексте его употреблять. Я верю, что это будет живое и доброе имя музыканта, который во многом определил творческую музыкальную судьбу нашего города.

Я горжусь тем, что был учеником и другом Льва Константиновича, особенно последние годы его жизни, когда мы оба работали в консерватории и проводили много времени вместе. Я наблюдал за честным и бескорыстным служением этого человека своей идее, своему выбору – хоровой музыке. Сколько же он испытал в своей жизни унижений, отказов, чтобы добиться элементарной помощи. Когда открывали мемориальную доску на здании хоровой капеллы (на Большой Покровке), был дождь. Естественно, на открытии пела капелла мальчиков. Чтобы спрятать поющих мальчишек от дождя, их поставили под козырек банка, напротив которого располагается капелла. И я тогда сказал, что произошло какое-то роковое совпадение: в момент открытия мемориальной доски Льву Сивухину, его капелла опять поет на ступенях банка, где он провел очень много дней своей жизни, выпрашивая, вымаливая помощь маленьким певцам, хоровому искусству. У него была масса друзей, много врагов и завистников. Последнее мало его трогало. Что задевало по-настоящему — это бессловесное пренебрежение сильных мира сего вопросами эстетического воспитания детей. Сколько всего он сделал! Вспомнить только, что он первым не побоялся открыть слушателю духовное хоровое искусство во времена его полного запрета: «Всенощную» Рахманинова, шедевры Чеснокова и Кастальского. Он положил на развитие хорового искусства в городе множество сил и, в конце концов, разорвал на этом свое сердце. Это очень дорогой для меня человек, и я хочу, чтобы его имя знали и помнили.

- Какие требования к программам выступлений вы выдвинули участникам?

- Просьба к коллективам была одна: покажите свое  лицо. Здесь нет обязательной программы. Идеология фестиваля состояла в том, чтобы представить многоцветие, многоликость. И чем более самобытное, самостийное лицо у коллектива — тем интересней. Репертуар, манера исполнения, дирижер, представляемый регион — это лицо хора, и все это в исполнении должно быть каким-то образом обозначено. Некоторые для своего показа выбрали сборную программу, другие выступали с одним произведением. Скажем, хор Новосибирского театра оперы и балета привез одно крупное произведение Щедрина, а хор Казанской консерватории — программу русской классики. Ансамбль «Парус» из Тамбова обычно исполняет программу эстрадного характера с включением элементов театрализации, наш арт-хор тоже использует оригинальную манеру исполнения. Так что звучит хоровая классика, духовные произведения прошлого века, современные сочинения. Мы ждем палитру, мы на нее нацелены.

- Какими цифрами можно охарактеризовать фестиваль?

- Лучше говорить об этом, когда фестиваль завершится, потому что сложится общая картина: какие планы исполнились, какие нет, какие возникли дополнительные выступления и т. д. Могу назвать статистику прошлого фестиваля: у нас выступило 24 коллектива, и в наших залах побывало около 3 тысяч слушателей. Что определенно выросло — это география фестиваля; в прошлом году было три-четыре выезда коллективов в города области, а в этом году их восемь.

- Каким образом фестиваль финансируется?

- Все делается на федеральные деньги с очень небольшой долей городского и областного бюджетов. Мы благодарны всем. Очень помог Сбербанк РФ. Большое спасибо!

- Уместно ли уже сейчас говорить о какой-то составной части фестивальной программы, которая существенно повлияет на дальнейшее развитие хорового исполнительства?

- Когда мы завершали предыдущий, третий фестиваль, у нас проходили мастер-классы, встречи с очень яркой фигурой в мире хорового исполнительства – Борисом Григорьевичем Тевлиным. В прошлом году его не стало. Это был руководитель, зав кафедрой Московской консерватории, ученик Свешникова, человек очень строгих академических правил. Свою хоровую политику он проводил как жесткую, высокопрофессиональную, непримиримую по отношению к любым новшествам. Но именно он сказал, что видит будущее хорового исполнительства в синтезе театра и хора. Это то, чем сейчас занимается нижегородский арт-хор, хоровой театр Лицовой: привнесение визуального ряда, вовлечение хористов в действо, которое разыгрывается на фоне исполняемой ими же музыки. Главное здесь – изменение психологии артиста хора на психологию артиста вообще. Каждый ответственен за свой образ, хористы индивидуализируются, становятся сами по себе яркими и интересными. Не только в общем контексте, но и сами по себе. Почему тут и сочетается многоцветие самого фестиваля с представлением людей, которые перестают быть малозаметными серыми солдатиками. Меняется мир, меняется мировоззрение, меняется страна, и люди должны быть сами по себе гораздо более интересными. И когда вместе соберутся яркие, разные по потенциалу и таланту люди, как раз и возникнет та многоцветная палитра, которую мы рассчитываем представить Нижнему Новгороду.

- У вас как музыканта, зрителя будут любимчики среди участников фестиваля?

- Вы знаете, как художественный руководитель фестиваля я и приглашал любимчиков. Все они – любимчики. Как можно не выделить, скажем, хор мальчиков московского хорового училища имени Попова и не упомянуть Ленинградскую капеллу мальчиков? Это две жемчужины, и невозможно сравнивать, какая их них драгоценнее. Тем более, что в одном из хоров теперь работает наш выпускник Василий Грачев, кстати, ученик Сивухина. Как не выделить хор Казанской консерватории, совершенно великолепный, с которым мы общаемся и поем вместе? Или хор Лицовой, с которой Сивухин дружил и, собственно, именно он меня с ней и познакомил в свое время? Это потрясающий мастер, заведующая кафедрой Саратовской консерватории, которая работает в русле, чрезвычайно мне импонирующем. Я могу называть имя каждого участника фестиваля – ни к одному из них я не отношусь индифферентно. Но все же пусть слушатели сформируют собственные предпочтения.

NewsRoom24 - информационный спонсор IV Всероссийского открытого хорового фестиваля им. Л. К. Сивухина.

18+

Автор: Светлана Кукина
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений