Поиск по сайту
Культура
07.05.2013 23:40

Фестиваль «Молодой джаз» появился в Нижнем Новгороде

Идеолог и организатор фестиваля - музыкант Дмитрий Смирнов.

Мы уже сообщали, что 5 мая в нижегородском джаз-клубе «Джем-Престиж» состоялся дебютный сет фестиваля «Молодой джаз». Как и все проекты неукротимого фестивального организатора Дмитрий Смирнова («Рок-талант» и «Рок-акустика»), этот фестиваль будет «серийным», о чем свидетельствует его название: «Молодой джаз.  Vol. 1».

Напомним, что главная цель фестиваля – предъявить городу новые имена, имеющие отношение к джазовому миру. Соответственно замыслу, первый том писали Iridiscent Prospect, Acid FLoriani, Александр Копытов, Ксения Ольшанская и Иван Воронин, группа «Колледж» и проездом особый гость из Москвы Алексей Макаревич. Поскольку день фестиваля совпал с Пасхой, Дмитрий Смирнов поприветствовал джазовую публику в соответствии с традициями праздника: «Христос воскресе!»

Так что это было?

Дуэт с длинным англоязычным названием Nordostic lounge project “Iridescent Prospect” неожиданно отрекомендовался как старый знакомый. Кларнетист Сергей Иванов напомнил о команде Daerect Sound, в составе которой выступал на одном из первых фестивалей эстрадной музыки в «Плакучей иве». 

Сегодня он играет с басистом и аранжировщиком Станиславом Солодовниковым. Дуэт исполнил классический лаунж: ажурная подкладка записанных клавишных, пунктирный ритм записанных же ударных плюс импровизация на бас-гитаре и кларнете. Прозрачные, расплывающиеся, разлетающиеся в пространстве звуковые  волны, негромкое звучание, меланхоличные тембры, спокойный ход мелодической линии – идеально как фон, но в концертном плане из-за монотонности и отсутствия заметного развития быстро приедается.

Александр Копытов предъявил фирменный тенор-саксофон, учебный инструментальный трек со вступительным отсчетом по-английски (one, two, three, four) и прекрасный джазовый репертуар от Сонни Роллинса и Телониуса Монка. Отсутствие сценического опыта (не всегда в ладах со своей же фонограммой) и импровизационных навыков не смущает 19-летнего амбициозного и целеустремленного  парня: одну из композиций он исполнил с собственными музыкальными вариациями и украшениями. «Мне просто захотелось играть на саксофоне», —  объясняет он вектор своей жизни. На инструмент заработал сам, занимается сам, «снимает» записи мастеров и собирается посвятить себя игре на теноре. В планах – поступление в определенный вуз к определенному преподавателю. Все спланировано и просчитано. Я с интересом буду отслеживать исполнение этого плана.

Специальный гость Алексей Макаревич выступил не в завершающем отделении, как диктовала бы логика, а в середине фестиваля в силу организационных причин. Многообещающим увиделось уже сочетание инструментов: акустическая гитара и губная гармошка. Это прозвучало отчетливо хорошо: гитарный ритм, импровизирующая гармошка и «родные напевы» из золотой библиотеки джаза. So Danca Samba, Caravan, Chucho, Libertango — просто праздник. Представьте также ошеломляющую скоординированность: гитара четко выкладывает ритм, а гармошка уводит в импровизационный полет. Хорошо!

Acid Floriani – это музыкальный проект в единственном лице гитариста Марата Шекли (назвавшего  также фамилию Патюков). Сейчас Марат играет без напарников, хотя имеет опыт работы с группами. Марат долго настраивал и проверял многочисленные педали и примочки, а потом начал ворожить. Или волхвовать. Или шаманить – это вопрос терминологии. Свободная импровизация, в русле которой музицирует этот гитарист, технологически не нова: записываются звуковые лупы (петли), на них накладываются заново сыгранные мелодические ходы – но как он это делает! Он вибрирует примочками, струнами, пальцами и медиатором, тремолирует звуки, засурдинивает гитару. Это самозабвенная сонористика, он буквально на глазах развешивает созданные звуки в каком-то причудливом порядке (или беспорядке), заполняет ими пространство. Такое действо обычно завораживает своей мистичностью. Причем, сам Марат настолько погружен в только что созданную звуковую атмосферу, что, кажется, уйди сейчас публика на цыпочках — он и не заметит.

Эксперименты такого рода не всегда находят сторонников. Вот и за столиком рядом шепчутся слушатели 40-50 лет: «Пусть будет какая-то гармония в прямом и переносном смысле. Надо взять то, что уже было создано, развить, добавить молодой напор». Но каждому свое. Эксперимент ради эксперимента, неограниченное жонглирование звуками, психоделическое погружение в атональность — эта тонкая и филигранная игра местами очень привлекательна.

Вокалистка Ксения Ольшанская и клавишник Иван Воронин числятся в списочном составе одной и той же группы, «Тихие блюзы», но на сцене встречаются впервые. Поэтому их выступление сама Ксения представляет как своего рода джем-сешн. Иван Воронин – недавнее приобретение группы, он заменил уехавшего в Германию клавишника Арсения Лукьяненко. О репертуаре, как мне показалось, дуэт договорился прямо на сцене, после чего выдал несколько джазовых и блюзовых хитов. Причем, первую композицию очень приятным голосом под собственный аккомпанемент исполнил сам Иван Воронин. Ксения Ольшанская – достаточно опытная вокалистка, работает в разных стилях, и это, думается, размывает джазовый почерк ее пения, делая его мало узнаваемым. Но голос Ксении нравится многим, так что дебют дуэта оценен вполне благосклонно.

К сожалению автора, в силу причин ему (точнее, ей) пришлось покинуть фестиваль, не дожидаясь финала. Но именно в финале выступал квинтет «Колледж», который, по предварительным прикидкам, точнее всех попадал в каноны джазового исполнительства. К тому же, его участники стали лауреатами недавно прошедшего конкурса «Нижегородский блюз». В программе «Колледжа» помимо известных тем Херби Хенкока, Чарли Паркера, Стиви Вандера и других прозвучала и собственная композиция Андрея Черствова, которую он исполнил соло на гитаре. Еще одно сольное выступление — Дмитрий Евграфов (клавиши). Что до общего впечатления от игры группы, процитируем слова самого организатора.

«Группа «Колледж», как и следует из названия, составлена из студентов нашего НМК им. Балакирева. Начали они с традиционного джазового «Хамелеона» Хэнкока, далее озвучили ряд стандартов, и закончили авторской пьесой клавишника коллектива, Дмитрия Евграфова. Вышло вполне «по-взрослому», зрело. Саксофонист (и, кажется, основатель коллектива) Роман Шерстнёв, несмотря на свой замечательный 17-летний возраст, вполне грамотно и уверенно звучит, басист Сергей Кобозов с гитаристом Андреем Черствовым на своём месте и в аккомпанементе, и в сольных партиях; Макс Шадрин за барабанами – это вообще отдельные аплодисменты. А пианисту Дмитрию Евграфову моё специальное «спасибо» за симпатичную авторскую пьесу, завершившую их выступление», — так оценил это комбо Дмитрий Смирнов.

Подытожим: молодость предъявлена, стилевое разнообразие имеется, мейнстрим на месте, новые имена прозвучали. А главное — многих участников фестиваля хочется послушать еще. Неплохое начало!

18+

Автор: Светлана Кукина
Источник: http://newsroom24.ru
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений