Как мы уже сообщали, 21 апреля Нижегородский академический театр драмы пригласит зрителей на премьеру шекспировской комедии «Двенадцатая ночь».
Репетиции подошли к завершающему моменту, и это самый ответственный период для всех в театре. В последнее время «академия» живет совсем не в академическом размеренном стиле. Не успели артисты вернуться с гастролей в Беларусь, как тут же облачились в костюмы из «Двенадцатой ночи» и вышли на большую сцену.
Для молодых актеров Марии Мельниковой, Валентина Омётова и Артема Прохорова переход от образов котов и кошек в спектакле-сказке «Мурли» к героям «Двенадцатой ночи» - почти квантовый скачок. Благо, что у обновленной «Мурли» и у шекспировской комедии – один режиссер, и репетировать «кошачьи» вводы начали одновременно с чтением по ролям шекспировского текста.
На фото: Молодые актеры Мария Мельникова, Валентин Омётов и Артем Прохоров. Первая читка.
Для режиссера-постановщика Карена Нерсисяна важна каждая деталь, даже световое пятно на колоннаде или оттенок плаща у герцога Орсино. У бутафоров и художников-модельеров – самое горячее время: подгоняются костюмы, создается посуда, выверяется общая «картинка». Приходится даже срочно, в один день, открывать маленькую красильную мастерскую, чтобы довести туфли до нужного цвета, расписать колонны или сшить особые подтяжки.
А при чем тут подтяжки, если речь о Шекспире, спросите вы. Вот тут-то в «Двенадцатой ночи» и начинаются сюрпризы. Карен Нерсисян вовсе не собирается показывать нам какую-то историческую реальность и «исторические» костюмы. Его единомышленники – сценограф Ольга Лагеда и художник по костюмам Янина Кремер - разделяют точку зрения режиссера. Действие шекспировской комедии происходит в вымышленной стране Иллирии, и это позволило художникам одеть театральную сцену и героев не в «исторические», а «вечные» костюмы, скорее отражающие человеческий мир и определенные типы человеческой личности.
На фото: Авторские эскизы Янины Кремер.
На сцене выросли руины античного портика и деревянный стол – предмет, объединяющий людей на протяжении многих и многих веков. За кулисами появился раритетный велосипед с огромными колесами, медные кубки и бочка из натурального дерева. Во время репетиций звучат раскаты грома и шум дождя. Мир природных стихий и мир людей переплетаются, влияют один на другой и образуют единую вселенную. Недаром режиссер говорит о космической наполненности каждой шекспировской строки!..
На фото: Режиссер Карен Нерисисян и актер Юрий Котов, играющий шута Фесте.
Но хотя Карен Нерсисян утверждает, что ставит «грубого Шекспира», «без бантиков и финтифлюшек», костюмы способны поразить воображение зрителя. Юбка на платье Оливии, например, состоит из пяти воздушных слоев - то ли пачка балерины, то ли пирожное безе!
А вот платье другой героини, Виолы, пришлось специально состарить и оторвать от него кусочки – Виола переживет кораблекрушение и ее костюм должен неминуемо пострадать. Но от этого он не потеряет своей элегантности.
Правда, сначала мы увидим Виолу в облике юноши-пажа…
В праздник Двенадцатой ночи вообще многих можно было увидеть не в том облике, который им присущ (вот откуда традиции наших новогодних маскарадов!). А если учесть, что Двенадцатая ночь, по древним поверьям, считалась одновременно и «временем судьбы», то станет ясно: зрителей на премьере ждет много сюрпризов. Вплоть до уточнения названия пьесы. Прижившийся перевод названия «Двенадцатая ночь, или Что угодно», оказывается, не совсем точен.
- Я чувствовал, что здесь что-то не так, - поясняет Карен Нерсисян.- Начал собирать варианты переводов, консультироваться со знатоками языка. Так вот, скорее второе название знаменитой пьесы можно перевести на русский как «Кем тебе быть», «Кем ты станешь». И тогда все становится на свои места – это не случайное и бессмысленное «все, что угодно»!.. Все, что сказано и сделано до захода солнца в эту знаменательную Двенадцатую ночь, определяет не просто события наступающего года, а то, кем именно ты станешь в новом году.
- А почему так много дождя?
- А любовь обрушивается на героев как природная стихия. Именно она заставляет их сбросить маски, преодолеть внутренние страхи, робость. Если бы пожарные нормы не запрещали, я бы еще пустил на сцену еще и огонь. Много огня!..
Премьера «Двенадцатой ночи» состоится 21 апреля.
Фото из архива театра (© Георгий Ахадов).
18+