NewsRoom24 17 ноября 2018 20:10 16 +

Новости

Александр Михайлович Савельев
Относительно проходящей реформы образования в российском обществе сформировалось неоднозначное мнение. Как это часто бывает, здравые идеи воплощаются в жизнь со скрипом, далеко не так, как планировалось. Как учитель с 18-летним стажем, скажу, что для эффективного применения педагогических технологий необходимо создавать соответствующие условия. Если этого не делать, то и рассчитывать на позитивный результат нельзя.
К чему эти рассуждения? На днях мне удалось взять интервью у министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергея Васильевича Злобина. Говорили о перспективах школьного образования в свете стратегии социально-экономического развития региона. Особо интересовал вопрос персонификации обучения. Радует, что в стратегии этой теме отведено значительно место. Я бы даже сказал, на этом сделан упор в школе будущего. Предполагается, что для каждого ученика станут разрабатываться «индивидуальные образовательные траектории», и каждый школьник получит возможность выбора пути обучения.
Казалось бы, индивидуализация – не новая технология в образовании. Другое дело – какие использовать механизмы и варианты ее применения. В новой стратегии это фактически отдано на откуп машинному интеллекту. Представьте: расписание и задания для вас составляет не учитель, а компьютерная программа. Она же отслеживает результат и, вероятно, ставит оценки.
Разумеется, предполагается активное использование в обучении внешних цифровых носителей. Причем это будут именно школьные принадлежности, приобретенные за счет государства. Вот какие траты на образование предполагаются!
Впрочем, вопрос денег сейчас опустим. Давайте посмотрим лучше, какая роль в этом процессе отводится педагогу. Теперь это уже не учитель-предметник, а тьютор, наставник, грубо говоря, специалист на все руки. Программный же материал, видимо, ученику должна будет заложить машина. Причем заложить по его индивидуальной образовательной траектории.
С одной стороны, все выглядит неплохо: ученик осваивает УУД (универсальные учебные действия) и с помощью учителя, и используя цифровые технологии. Идеология этого подразумевает, что педагогический коллектив сумеет довольно быстро подстроиться под такой процесс. По крайней мере, ставка делается на учителей-инноваторов – тех, кто либо сразу после институтской скамьи владеет необходимыми навыками работы с «цифрой», либо способен освоить ее на курсах повышения квалификации. Сейчас в школах таких учителей довольно много. Но пока еще они не в большинстве. Требуется время для перестройки. Это явно не год и даже не пять лет. То есть, считайте, что реализации стратегии по линии персонификации обучение начнется в наших школах примерно лет через восемь-десять. В отдельных школах, может, чуть раньше. Хотя, наверное, быстрее и быть не могло. Нынешняя классно-урочная система в школах существует столетия. Сломать ее в раз не получится. Да и нет в этом смысла.
Однако давайте взглянем на проблему с другой стороны. Новые образовательные стандарты предполагают значительную самостоятельность школьников в освоении материала. Получается так: учитель на уроке лишь показал, где брать информацию и как ее обрабатывать, а далее уже ученик действует сам. Как думаете, какая доля учащихся сможет самостоятельно в полной мере освоить образовательную программу? Кому-то помогут родители. Кто-то добьется результата благодаря высокой мотивации и высокому уровню обучаемости. А что с остальными? Без действенного контроля учителя-предметника они просто-напросто «утонут». Здесь нужна не машинная, а человеческая индивидуализация. Вот этот момент хотелось бы учесть в новой стратегии развития образования.
В ней много места уделено работе с одаренными детьми. Это «Кванториумы», «Сириус», центры одаренных детей. Отлично, что у нас будут развиваться такие образовательные учреждения. В них тоже необходимо предусмотреть грамотную реализацию индивидуального подхода. Причем не только машинного. Человеческий фактор поможет подключить к данному процессу не самых успевающих по предметам ребятишек. Как показывает практика, из них иногда вырастают высококлассные специалисты.
Жаль, что из новой концепции развития образования сложно понять уровень учебной нагрузки на учителей. Будет ли она меняться в сторону уменьшения? На мой взгляд, сегодня это чуть ли главный барьер для эффективной индивидуализации в школе. Какими бы профи не были учителя, на индивидуальную работу у них просто не хватает времени. Ведь в силу известных причин они вынуждены брать на себя двойную нагрузку – работать не на одну, а на две ставки (или вообще на двух-трех работах). Добавим к этому необходимость возиться с документацией, общаться с родителями и т.д., и как итог – времени на индивидуальную работу с детьми практически не остается. Таковы реалии нынешнего образования. Очень хотелось бы, чтобы в школе будущего педагогам смогли создать более комфортные условия.




  1. Нужны ли в Нижнем Новгороде кафе, которые можно посещать с собаками?