NewsRoom24 25 марта 2017 19:07 16 +

К 90-летию Б.А. Наравцевича

Ольга Ивановна
90 лет – возраст вполне земной, но Борис Абрамович Наравцевич ушел от нас рано – в 61 год - возраст, когда чаще всего и уходят из жизни театральные режиссеры…



Он родился в семье театрального администратора в Перми, однако вскоре семья переехала в Ленинград, и ленинградское воспитание, ленинградская театральная школа, актерский период в БДТ, дружба с Копеляном, Стржельчиком, Заблудовским, режиссерская стажировка у Товстоногова, - все это на всю жизнь определило вкусы и театральные пристрастия Наравцевича .

Петрозаводск, Астрахань, Воронеж, Рязань – в этих городах остался яркий след от спектаклей молодого режиссера (см. об этом в книге К. Щербакова «Герой, время, художник»).

Однако полнее всего талант Наравцевича проявился в Горьковском ТЮЗе, которым он руководил 16 лет (с 1970 по 1986 годы). Все это время его театр в городе был больше, чем театр: спектакли имели большой резонанс, их бурно обсуждали, у входа спрашивали «лишний билетик», здесь всегда можно было встретить интересных людей, здесь назначались свидания, сюда тянулась студенческая молодежь…

У нескольких поколений нижегородцев-горьковчан само звучание имени Наравцевич ассоциируется с праздником Театра, с ощущением особой театральной атмосферы, какой-то приподнятой романтики и удивительной творческой свободы. Все это пришло с первым же спектаклем - «Три мушкетера».

«Это был веселый спектакль о ненависти, о фанатизме людей, готовых погибнуть из-за подвесок королевы. Было осмеяние безумной власти и безумной преданности химерической идее», - писал Анатолий Смелянский, бывший завлит Горьковского ТЮЗа, который как раз и «нашел» (по его выражению) Наравцевича в Рязани и сумел «перетащить» его в Горький.

Каждая новая постановка Наравцевича становилась в городе событием. В театре была введена система бесплатных общественных просмотров – сдача спектакля «своей» публике. Резонанс от просмотров был большой, обсуждения горячими, часто эти обсуждения устраивались сразу после спектакля и были своеобразным его продолжением.

Советская система ТЮЗов, строго регламентировавшая репертуар (6 новых спектаклей в год, из них два детских, два подростковых и два молодежных), конечно, сУживала творческие возможности театра, но, в тоже время, по-своему стимулировала искать интересные «ходы» к зрителю. Сам Наравцевич считал, что все возрастные деления искусственны, а ставить для детей надо так, чтобы в зале было интересно всем зрителям, независимо от их возраста. Главное, чтобы было ощущение ЧУДА от встречи с Театром. Вот всю сцену занимает забавный, огромный, сказочный башмак и актеры, свободно импровизируя, разыгрывают детские стихотворения Маршака (спектакль так и назывался «Разноцветные страницы, или Мы играем Маршака»). Да, это детский спектакль, но на него «бегали» и вполне взрослые люди: интересно было наблюдать за актерами, которые каждый раз старались внести какую-то новую краску, играли озорно, свежо, «как в первый раз».

А детский спектакль «Любовь к одному апельсину» ставился и в утреннее время (для малышей) и вечером (для студентов). И каждый считывал для себя что-то свое. То же было и с подростковыми спектаклями. Так, имел большой общественный резонанс спектакль «Бойкот» по повести В. Железникова (еще до появления фильма «Чучело»), где решались совсем не детские проблемы.

Два «взрослых» спектакля в сезон (чаще один из классического репертуара, а другой из «нашей жизни») требовали особой концентрации сил: Наравцевич внушал актерам, что именно здесь они имеют возможность шлифовать свое мастерство, перенося особую требовательность и на другие спектакли. Он поставил три комедии Шекспира («Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы»), Мольеровского «Мещанина во дворянстве», пьесы Островского «Воспитанница», «Доходное место», Чеховские «Три сестры» и «Дама с собачкой»…

Поиски новой драматургии, отвечающей запросам сегодняшнего дня – это тоже была постоянная забота. Наравцевич любил ставить первым еще неизвестные пьесы и открывать новые драматургические имена: А. Хазанов, В. Левашов, В. Синакевич, Ю. Лиманов, М. Бременер …

А какой толчок его фантазии давали художники! И какие художники! С благодарностью вспоминает «наравцевическое» время Сергей Бархин – один из ведущих театральных художников страны, В Горьковском ТЮЗе начинал свою творческую карьеру ныне знаменитый Дмитрий Крымов, работали известные российские художницы, Татьяна Швец и Ольга Кулагина…

Удивительно плодотворным сложился у него дуэт с композитором когда музыка составляла неотъемлемую часть драматургической основы спектакля. Не раз критики писали об особой атмосфере спектаклей Наравцевича. Она, безусловно, поддерживалась и особым музыкальным строем спектакля. В 1983 году, когда еще само слово «мюзикл» было у нас под запретом, Наравцевич поставил-таки мюзикл Марка Розовского «Песнь о Данко» (по М. Горькому), и, чтобы обойти цензурные приемы, на афише жанр спектакля был определен как «музыкально-поэтическая фантазия».

Сам Наравцевич во многом был чужд политике, любой идеологии, однако раскованность его фантазии, его безоглядно невзрослое озорство, умение пробудить в актерах живое, «незаидеологизированное» чувство оказывались столь заразительными для зала, что невольно противостояли всей тогдашней косной «системе». «Система», разумеется, всегда была настороже. Спектакли подвергались критике за «не наше» настроение, их «урезали», заставляли что-то исправлять….

«Наравцевичи приходят и уходят, а Шекспир остается», - назидательно писала одна горьковская журналистка.

Наравцевич ушел из жизни в самом начале Перестройки, он застал еще приход Горбачева и надежды, связанные с ним. Особенно этими надеждами не обольщаясь, он с жадностью ловил перемены и, помню, когда Раиса Максимовна в Америке появилась на каком-то приеме в красивом красном костюме, он с легким юмором, но и не без гордости констатировал: «Наша-то лучше всех!».

После его смерти прошло 30 лет… Времена переменились. Вместе с ними резко переменился и наш, отечественный театр. Но именно сейчас так не хватает в нашей жизни Театра, который строил и который носил в себе Наравцевич. Никуда не делись ни юность с ее романтикой и мечтами, ни подростки с их проблемами, ни дети с их ощущениями Тайны и Волшебства жизни.

Наравцевич всегда сторонился «моды» на определенные режиссерские приемы. Наверное и теперь он с иронией отнесся бы к бесконечным играм с водой на сцене, не всегда обязательными раздеваниями героев, не всегда оправданным употреблением «нецензурщины» или одевание исторических персонажей в современные костюмы (не подкрепленное внутренним замыслом)…

Он всегда искал собственные театральные ходы, считал, что нужно отличать Правду жизни от «правденки» (слепого, прямого, не облагороженного Искусством, перенесения на сцену каких-то жизненных ситуаций). Он всегда ставил спектакли для самого взыскательного, умного и доброго зрителя. И зритель неизменно становился таким на его спектаклях. За что и был ему благодарен…




  1. Когда Вы планируете переобуть машину на летнюю резину?
Управление Росреестра по Нижегородской области
Если по итогам проведения административного обследо...
24.03.2017 16:55:13
Еще в рубрике