- Олег Валентинович, заканчивается 2011 год, реализованы важнейшие инфраструктурные проекты – запущено движение по новым полосам Окского съезда, реконструирован Канавинский мост, построена канатная дорога на Бор, активно строится метро. А что ждет нас дальше?
- Основа основ жилищного строительства - комплексное освоение территорий. Поэтому все то, что уже сделано, находится в прочной связке с тем, над чем мы планируем работать в дальнейшем.
Мы считаем, что главная цель генплана – повышения конкурентоспособности Нижнего Новгорода и поставили себе задачу, что должны находиться в первой тройке городов-лидеров постоянно.
Что для этого делаем? Во-первых, увеличиваем бюджет. Этот год мы начинали с 18 миллиардов рублей, месяц назад городская казна содержала уже 25 миллиардов, а в итоге, благодаря трем миллиардам, которые перечислило нам областное правительство, бюджет составил уже 28 миллиардов. Да, эти дополнительные деньги носят целевой характер – мы потратим их на дороги и покупку подвижного состава для метро. Но в любом случае, все это идет на развитие города.
Еще один важнейший приоритет мы видим в создании новых рабочих мест. В Нижнем Новгороде неплохие показатели по уровню безработицы – она ниже одного процента, но нас не устраивают низкие зарплаты и то, что научно-практический потенциал используется не в полной мере. Налог на доход физических лиц – главный источник бюджета, и городу выгодно, чтобы нижегородцы хорошо зарабатывали. Когда вчерашний студент со своим дипломом идет работать охранником на платную парковку или в лучшем случае распространителем косметики в городе, который традиционно славен крупнейшими промышленными предприятиями, это не может не беспокоить.
Чтобы переломить ситуацию мы сейчас с правительством области ищем площадки для развития новых промышленных зон. Инвесторы сейчас предпочитают строить заводы с нуля. К сожалению, требования изменились, и существующие старые огромные цеха не всегда пригодны, поэтому мы выбираем новые территории. Так поступили и «Либхер», который открыл производство на Московском шоссе, и «Сан-Гобен» в Павловском районе.
Уже известно, что они будут располагаться на Московском шоссе, на Южном обходе – это близко к железнодорожным магистралям, около аэропорта - все это делает эти площадки наиболее удобными в плане логистики.
Еще одно направление по созданию новых рабочих мест это IT-парк «Анкудиновка». Уже в следующем году Сбербанк планирует открыть там новый процессинговый центр. Цель всего этого одна – создать новые высокооплачиваемые рабочие места, которые смогут поправить экономику города.
- Как вы думаете, наши пробки инвесторов не напугают?
- Конечно, любой потенциальный инвестор задумается, стоит ли ему приходить в город, где дорога от дома до работы и обратно занимает значительное время. Страдает работодатель, нервничают его сотрудники – из-за пробок возникает огромное количество проблем, которые никому не нужны. Именно поэтому мы в качестве первоочередной задачи ставим решение транспортных проблем.
В ближайшее время часть пассажиропотока потока уйдет под землю, метро будем тянуть не только до площади Горького,
но и до площади Сенной - там планируется создание нового делового центра. Реконструкция Окского съезда уже закончена, в ближайших планах расширение Казанского съезда - эта магистраль узкая и неудобная, мы планируем добавить хотя бы еще одну полосу. Это пойдет в комплексе строительства развязки на площади Сенной – важнейшего транспортного узла города.
В будущем году мы «развяжем» площадь Лядова, потом площадь Сенную, и у нас нормально и качественно заработают транспортные потоки и по улице Белинского, и по улице Горького, которую мы надеемся открыть в ближайшее время. Плюс к этому мы планируем создать два транспортных полукольца – это будут хорошие магистрали: дублер проспекта Ленина и дублер проспекта Гагарина. Новые дороги «потащат» за собой строительство берегоукреплений по левому берегу Оки и освоение промзоны от Молитовского моста до Мызинского. Территория там крайне деградированная, но когда мы ее освоим, она будет пригодна в том числе для строительства жилья.
- Между тем, далеко не все территории, которые предлагает городская власть, способны заинтересовать застройщиков. Зачастую подготовить площадку под строительство стоит очень дорого. Что-то делается для решения этой проблемы?
- Мы понимаем, что градостроительная политика ведется на основе компромисса между населением, инвесторами и властью: жители протестуют против уплотнительной застройки; представителям власти не нравятся ветхие «трущобы», которые сейчас присутствуют в каждом районе города; а инвесторам приходится, прежде чем начать строительство, очень много средств вкладывать в подготовку территории, расселение ветхого фонда, решение инфраструктурных задач.
Впервые в бюджете 2012 года запланирована статья расходов на компенсацию процентных ставок для тех застройщиков, которые работают с ветхим фондом. Город будет возвращать ¾ ставки заемных средств, которые были потрачены на расселение ветхого фонда. Данный инструмент позволит нам заинтересовать строительные компании работать на этих непростых территориях. Я думаю, что инвесторам будет выгодно заниматься строительством жилья.
Кроме этого сейчас заметно улучшена процедура прохождения документов по различным разрешительным инстанциям в городе. Профессиональное сообщество, я думаю, тут тоже должно играть свою роль. Власть готова услышать от инвесторов все претензии, потому что заинтересована в качественном взаимодействии.
На сегодняшний день мы прекрасно понимаем объемы волнового переселения - все площадки, на которых расположен ветхий фон, просчитаны, определены места под строительство новых домов. Они расположены в Канавинском, Московском, Советском, Приокском, Автозаводском районах. Мы со следующего года уже запускаем волновое переселение уже по факту. Вся подготовительная работа была проделана в 2011. В бюджете 2012 года предусмотрено пилотное строительство первых 300 квартир - это не много, но это и не мало. Я надеюсь, что с помощью областного правительства в 2013 году эти объемы увеличатся в разы.
- Как будет развиваться центр города? Очевидно, что в таком состоянии историческая часть оставаться уже не может.
- Проект планировки центральной части вводит строгие регламентные ограничения по плотности застройки, высотности и функциональному назначению зданий. Особо выделены зоны зеленых насаждений, к которым мы прикасаться не будем. Важный проект сохранения исторического облика города - Рождественская слобода.
Улица Рождественская одна из не многих в городе сохранила старорусский купеческий стиль, хочется сделать ее вторым культурным центром. Большая Покровская - улица торговая прогулочная. Рождественская должна нести больше эстетическую нагрузку. Близость к набережной подразумевает, что в едином комплексе должны работать река, старый город, Кремль.
Из исторической части города надо постепенно выводить деловую жизнь, потому что расширить улицы в центре практически невозможно. Плотность бизнеса на территории Нижегородского района превышает все разумные нормы. Простой пример: если 10-этажное здание будет использоваться как офисный центр, там будут работать около тысячи сотрудников, еще тысяча туда будет ежедневно приезжать – итого две тысячи человек; если это будет 10-тысячная торговая площадка, эта цифра увеличится вдвое, то есть получится уже четыре тысячи; а если на том же месте построить жилой дом, то там будет ежедневно находиться 200-300 человек. Поэтому основной акцент в центре города мы будем делать на строительство жилых домов. А чтобы жители могли добраться до рабочего места, нам нужно метро в верхней части города и, естественно, подходы к метромосту.
- Если из центра города будет «выдавливаться» деловая жизнь, где тогда строить офисные и административные здания?
- Убежден, что деловых центров в нашем городе должно быть несколько. К этому решению подталкивает географическое положение – Нижний Новгород разделен Окой на верхнюю и нижнюю часть. Чтобы ведение бизнеса было комфортным в любой части города, мы определили следующие зоны для деловых центров. В верхней части это - площадь Сенная, бизнес-центр «Анкудиновка» и территория в Советском районе. В заречной части города это - старое Канавино, Стрелка и площадь Комсомольская. Но мы не будем препятствовать, если и в других районах будут появляться отдельные административные здания.
- В центре города существует большая проблема поставить машину. О парковках говорят давно, и если в других районах города они появились, то в центре проблему можно решить, наверное, только при помощи подземных паркингов. Есть такие планы?
- Сейчас у нас есть гораздо более важная задача – ликвидация ветхого фонда. Поэтому пока мы не планируем тратить бюджетные деньги на строительство подземных паркингов. Мы ждем, что бизнес проявит к этому интерес. Конечно, нужно обсуждать, нужно придумать механизм, который подтолкнул бы частного инвестора к решению этой городской задачи. Но и «Москва не сразу строилась», и Европа десятилетиями шла к тому, чтобы стать культурной и удобной. Не стоит ждать быстрых решений. Хотя многое уже сделано и мы все равно придем к тому, что Нижний Новгород станет удивительно приятным и комфортным для проживания.
18+