Школьное образование всегда находилось под пристальным вниманием общественности. Изменения на этом уровне в последние годы происходят весьма ощутимые, и отношение к ним, прямо скажем, неоднозначное. В Нижегородской области эту сферу уже почти три месяца курирует министр образования, науки и молодежной политики Сергей Злобин. В интервью агентству Newsroom24 он рассказал о приоритетных задачах министерства на ближайшую перспективу, а также поделился своим мнением по ключевым вопросам современного общего образования.
- Сергей Васильевич, какие тенденции в развитии школьного образования Нижегородского региона вы отметили бы в первую очередь?
- Прежде всего, его высокий уровень. Об этом можно судить и по результатам единого госэкзамена, и по достижениям участников всероссийских и международных олимпиад. Всем этим нижегородцы должны по праву гордиться.
Но есть и проблемные моменты. Некоторые образовательные учреждения не раскрывают должным образом свой потенциал. В результате получается, что в них ребята не могут в полной мере реализовать свои возможности. Это несправедливо по отношению к ним.
- Наверное, именно с этим связано желание родителей устроить детей в так называемые престижные школы?
- Я бы сказал не так. Повышенный ажиотаж в данном случае связан с недостаточно грамотно выстроенной системой документооборота при приеме в 1 класс. В этом году мы постарались решить эту проблему, и, как можно было заметить, столпотворений и скандалов удалось избежать. В дальнейшем, мы планируем перейти к электронной очереди, и тогда ажиотажа не будет совсем.
- Детей все равно будут принимать в школу по прописке.
- Конечно. Есть закрепленные за школами дома в микрорайонах. Мы объясняем родителям, что выбор образовательной траектории в начальной школе не так важен. Главное – чтобы ребенку было комфортно учиться в данном образовательном учреждении. В этом случае оптимально, если школа находится рядом с местом проживания.
Подчеркну: начальная школа в принципе везде одинакова. Поэтому нужно ориентироваться не на «престиж» учреждения, а на учителя.
- Тем не менее, родители ориентируются в первую очередь на показатели работы школы, из-за чего и возникает ажиотаж при поступлении.
- Они не могут на это ориентироваться: у нас нет публичного рейтинга школ по ЕГЭ. К тому же, такие показатели не являются целью образования. Родители при выборе школы чаще всего ориентируются на исторически сложившееся видение, мнение друзей, знакомых и т.д.
- Но разница-то между школами, как вы сказали, есть?
- Разница есть. Мы оцениваем возможности развития школ, их потенциал. И наша задача – помочь этот потенциал раскрыть.
- Тогда по каким критериям вы оцениваете школы?
-Это целый комплекс критериев, в который входят образовательная среда, возможности педагогического коллектива, работа с родителями и т.д.
- Давайте поговорим о Федеральных государственных образовательных стандартах. Деятельность учителя, в соответствии с ними, должна быть нацелена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, так называемых УУД. Они приходят на смену ЗУНам – знаниям, умениям и навыкам, которые принято было формировать в прежнем образовательном пространстве. Если же мы возьмем ЕГЭ, то он, скорее, построен на ЗУНах, чем на УУД. Вы с этим согласны?
- К сожалению, у общества до сих пор бытует мнение о том, что ЕГЭ – это стандартизированные вопросы с предложенными на выбор результатами ответов. Это не так. Единый госэкзамен с годами сильно изменился. В него введены сочинение, говорение. То есть это уже полноценный комплексный экзамен, который действительно проверяет самые разные универсальные учебные действия.
Я могу согласиться с тем, что у нас не до конца зафиксированы требования к содержанию образования. Необходимо сделать это по классам, по предметам, и тогда уйдет проблема «натаскивания» на ЕГЭ. Нужно четко определить, какую тему, в каком объеме и в каком классе мы будем изучать. У нас же в одной школе учат по одним учебникам, в другой – по другим, а экзамен-то единый.
- Можно ли изменить эту ситуацию? Хотя бы предписать всем обучаться по единому учебнику?
- В настоящий момент нельзя. Образовательное учреждение вправе выбирать любой учебник или программу, если они одобрены.
- Каким вам видится потенциал дополнительного образования в Нижегородской области?
- Хотелось бы указать на огромный научно-технический потенциал региона. Его просто необходимо предоставить детям в качестве дополнительного образования. Это поможет закреплению молодых специалистов на нижегородских предприятиях.
Профильная профессиональная подготовка должна дать подрастающему поколению возможность попробовать себя в различных отраслях экономики, и тогда у детей появится интерес и потребность.
Сейчас лишь около 12% школьников занимаются техническим творчеством. С учетом потенциала региона эта цифра должна быть больше. Мы работаем в этом направлении. В частности, в 2018 году планируем открыть кванториум – пространство с особой образовательной средой. В ней ребенок сможет попробовать себя в качестве специалиста различных профессий: биолога, инженера, промышленного дизайнера и т.д.
В целом вопрос дополнительного образования очень глобальный с точки зрения организации соответствующего пространства. Предполагается, что к 2025 году все школы будут работать в одну (первую) смену. Таким образом у ребенка высвободится вторая половина дня, и это время он сможет направить на реализацию своих желаний и потребностей.
- Уточните, на кого будет ориентирован кванториум?
- На всех школьников, в том числе учащихся младших классов. Основная площадка его будет размещена в Нижнем Новгороде. Кроме того, будут работать еще несколько сетевых центров на территории таких городов, как Выкса, Дзержинск, Арзамас.
- Направлять детей в кванториум будут школы или родители?
- Это могут сделать как школы, так и родители. Добавлю: задача кванториума – вызвать на первом этапе у ребенка интерес к той или иной профессии и лишь после этого предложить ему более углубленный курс обучения.
- Занятия будут бесплатными?
- Разумеется.
- Ощущается ли сегодня дефицит молодых кадров в школах?
- Доля молодых педагогов в образовательных учреждениях Нижегородской области выше, чем в среднем по России. Мы прошли тот период, когда был реальный дефицит. Сегодня у нас есть возможность отбирать кадры. У них есть интерес работать в школах. Уровень заработных плат учителей достиг среднего по экономике. К тому же, в Нижегородском регионе свою роль сыграл проект по предоставлению молодым специалистам бесплатного жилья и машины. Сейчас он завершен, и мы прорабатываем новые формы поддержки выпускников вузов.
Очень важно вовлечь педагога в образовательный процесс еще в период его учебы. Тогда в дальнейшем ему будет проще адаптироваться в школе и преодолевать возможные сложности. Совместно с педуниверситетом такая работа ведется.
- Над решением какой задачи ваше министерство будет особенно активно трудиться в 2018 году?
- Напомню, что в соответствии с новой структурой правительства Нижегородской области, в сферу деятельности нашего министерства также включены наука и молодежная политика. На мой взгляд, молодежной политике в регионе до этого уделялось недостаточно внимания. Поэтому в текущем году мы планируем значительное количество масштабных мероприятий. Я пока не буду их называть, но уверен, что они прозвучат достаточно громко.
С точки зрения образовательного пространства, важными будут проекты по созданию кванториума и нижегородского «Сириуса».
Что касается взаимодействия с наукой, то здесь мы активизируем работу нашего проектного офиса, созданного на базе крупнейших вузов – ННГУ, НГТУ и НГПУ.
Читайте нас на Яндекс.Новости
18+