Поиск по сайту
Жизнь
04.06.2018 14:51

Есть десять секунд, чтобы понять, что человек умирает

Newsroom24 рассказывает о симуляционном обучении экстренной медицинской помощи.
Нижний Новгород. 04 июня. NewsRoom24.ru -

Есть русская народная пословица – от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Но было бы не лишним посоветовать людям не зарекаться от сердечного приступа и других неожиданных проблем со здоровьем. Оказать первую помощь человеку должен уметь врач или медсестра любой специализации. И обучают будущих медиков правилам оказания экстренной помощи в медицинском институте, в центре практических умений с применением специальных манекенов-симуляторов. В центре оборудованы реанимационные места – для базовой и расширенной реанимации. Есть манекены для обеспечения проходимости дыхательных путей. Есть симуляторы – взрослые и дети – для того, чтобы обрести навык правильного извлечения из гортани постороннего предмета, манекены для внутривенных, подкожных и мышечных инъекций, для измерения артериального давления и многого другого.

Ольга Горох, директор симуляционно-тренажерного комплекса ПИМУ, врач высшей категории по специальности «анестезиология и реаниматология»:

- В центре практических умений сконцентрированы симуляторы для навыков оказания первой медицинской помощи. На этих манекенах мы обучаем студентов практически всех специальностей, а также ординаторов и волонтёров для работы на массовых мероприятиях.

- Что это за манекены?

- Это симуляторы пятого поколения реалистичности: они позволяют оценить основные функциональные параметры организма – померить давление, послушать сердце, лёгкие (у нас большая библиотека самых разнообразных звуков) и диагностировать неотложное состояние – кардиогенный шок, отёк лёгких, респираторную патологию, анафилактический шок, внутреннее кровотечение. Мы выбираем нужную программу, и дальше студент должен определить, в каком состоянии находится человек – есть ли сознание, дыхание, сердцебиение. «Пациент» может отвечать, кашлять, стонать, прерывисто дышать или вообще не реагировать. Врач системно оценивает дыхание – какое оно, во всех ли отделах лёгких прослушивается, систему кровообращения, работу сердца – то есть проводит полное обследование пациента. Если речь идёт о базовой реанимации, когда человеку стало плохо на улице, - студенты отрабатывают алгоритм действий – позвать на помощь, оценить состояние больного, начать реанимационные действия. Если речь идёт о расширенной реанимации, в условиях медицинского учреждения – используется целый арсенал средств, имеющихся в больнице.

- Каких, например?

- В зале, где мы учим проводить расширенную реанимацию, есть оборудование для электрокардиограммы (мы можем задать манекену ЭКГ-программу с любыми нарушениями сердечного ритма). Студент проводит полный мониторинг – всё, как у живого пациента. И дальше студент имеет полное впечатление, что происходит с пациентом и как его нужно лечить. Здесь же представлены различные средства - всё, что может понадобиться для лечения – глюкометр, инфузия, лекарства. Если лечение правильное, то параметры жизнедеятельности «пациента» постепенно нормализуются. Но если наши студенты не справляются со своей задачей, то состояние «больного» может ухудшиться – например, происходит остановка сердца, и необходимо приступать к реанимационным мероприятиям. Для этого у нас есть настоящие дефибрилляторы – статичный и переносной.

- Кто обучается экстренной медицинской помощи?

- Уметь оказать неотложную экстренную помощь должен врач любой специальности: лечебное дело, педиатры, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, кардиологи, терапевты, стоматологи, фармацевты – все. У нас занимаются студенты старших курсов, занимается школа практической подготовки, студенты кружка анестезиологии и экстренной медицинской помощи, ординаторы и действующие врачи – мы проводим тренинги для повышения квалификации. Мы обучаем также волонтёров для работы на массовых мероприятиях.

Реанимационные манипуляции важно повторить много раз, довести до автоматизма. Если эти навыки в силу разных обстоятельств оказываются невостребованными, то считается, что хотя бы один раз в год их нужно «освежать».

- Как быстро врач должен отреагировать на состояние больного?

- У врача есть десять секунд, чтобы понять, что человеку нужна помощь. Это общемировой стандарт. Скажем, при остановке сердца (а это самое грозное состояние, с которым может столкнуться врач любой специальности и вообще любой человек) есть четыре, максимум пять минут, чтобы дать человеку шанс выжить. Поэтому на то, чтобы понять, что человек умирает и начать действовать, есть только десять секунд. И нужно много тренироваться, чтобы успеть уложиться в эти десять секунд и не тратить время ни на что другое. Нужно до автоматизма довести алгоритм вызова скорой помощи – что нужно сказать в трубку, в каком темпе это нужно сказать.

- Можно ли сравнивать качество обучения до появления симуляторов и сейчас?

- Вопрос неоднозначный, и ответ на него тоже. В профессии врача не может быть вообще ничего однозначного. Конечно, студент может хорошо ориентироваться в симуляторах, особенно учитывая тенденцию влечения современной молодёжи к гаджетам, но при этом он может теряться при общении с реальным пациентом. Поэтому всё-таки для врача самое главное – это контакт с человеком. Но, учитывая все юридические подоплёки, сложности патологии и сочетание вариантов самых разных патологий, конечно, сегодня подготовленность молодого доктора должна быть более высокой, более тонкой, чем когда-то. И симуляторы – это тот самый этап, который позволяет молодому доктору научиться правильно подходить к больному, правильно диагностировать заболевание, правильно принимать те или иные решения. Симуляторы позволяют освоить навык конкретного действия безопасно для больного, при многократном повторении, не вторгаясь во внутреннее пространство человека. Не всегда мы можем найти больных с тяжёлыми пороками сердца – только в специализированной больнице, в кардиоцентре. А наш молодой доктор должен знать, как звучит аортальный стеноз, как звучит метральная недостаточность, его ухо и мозг должны запомнить эти звуки. А в процессе обучения он может с таким больным и не столкнуться. Симулятор – это серьёзный этап обучения, который даёт возможность получить то, что мы не всегда можем получить у реального больного. Ещё важнее сфера, где нужно работать руками: симуляторы – это абсолютная безопасность для больного, возможность многократных повторений, когда руки знают и помнят, что надо делать. Конечно, доктор будет волноваться, когда будет впервые интубировать пациента, когда он будет катетеризировать центральную вену, но руки его будут знать, как это делается. Поэтому симуляционное обучение занимает важное место в медицинском образовании - как подготовительный фундаментальный этап.

- Симуляторы не планируется заменить на более современные?

- Есть шестое поколение – там манекены потеют, моргают, у них сужаются зрачки. Это наше, надеюсь, недалёкое будущее. Симуляторы шестого уровня реалистичности позволяют проводить научные исследования. Однако хочу заметить, что для качественного обучения на данном этапе симуляторов пятого поколения вполне достаточно.

18+

Автор: Юлия Слапогузова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений