Поиск по сайту
Жизнь
16.09.2015 17:02

Почему западные технологии не ложатся на российскую почву?

Углублять локализацию мешает качество российских комплектующих и сырья, а также госполитика.
Нижний Новгород. 16 сентября. NewsRoom24.ru -

Санкции и ослабевший рубль дают шанс появлению в России современных западных производств, не просто сборочных, а с российскими комплектующими. Для российских поставщиков предприятие с иностранным капиталом – стабильный и постоянный заказчик. Казалось бы, экономическая ситуация создает все условия для углубления локализации. Но на практике – не все просто. Опыт локализации иностранных компаний в Нижегородской области обсуждали участники круглого стола, организованного Российско-Германской внешнеторговой палатой в рамках IV Международного бизнес-саммита.

 

Переход на местное сырье на начальных этапах всегда имеет свои издержки. Главная из них - проблема с качеством, которое еще нужно привести в соответствие со стандартами иностранной компании. Но, как правило, поставщики готовы идти ей навстречу, поскольку она - стабильный покупатель.

«Производственная компания «Фройденберг-Политекс» в Заволжье производит нетканые материалы для строительства, - рассказал генеральный директор компании Анрей Дэко. - Поэтому вопрос доставки и стоимости сырья для нас критичен. Наше сырье, по сути, - пластиковая бутылка. Но взять ее с рынка не просто, потому что в России нет разумной системы утилизации отходов, и государство себя в этой сфере пока никак не проявило. А качество вторичного сырья со свалки – здесь хуже, чем во всем мире. Конечно, ввозить сырье удобнее: оно имеет гарантированное качество, налажена логистика и другие связи. Но импорт дешевле при стоимости доллара 35 рублей, по курсу 75 рублей – он экономического смысла не имеет.

Поэтому на случай кризисов, подобных сегодняшнему, мы с 2006 года занимаемся поиском поставщиком в России. За 9 лет мы смогли довести уровень локализации по сырью до 80% - только 20% покупаем за рубежом. К следующему году хотим снизить долю ввозимого сырья до 15%. Если бы мы не проделали эту работу раньше, сейчас нам было бы плохо».

Однако вопрос локализации зависит от отрасли – адаптация возможна не в каждой сфере: бывает, что нет производства вообще, которое могло бы стать поставщиком, бывают и непреодолимые проблемы с качеством. «Наше сырье – полиэфирное волокно, но мы используем вторичное, потому что первичного в России нет. Хотя первичное мы все же нашли в Белоруссии», - уточняет Андрей Дэко.

«Основное наше сырье - ПВХ и пластификаты, которых в России не делают, подтверждает Евгений Климов, генеральный директор «А.С. и Палитра», с 2012 года выпускающей обои. Поэтому локализовать пока удалось только 20%, на 80% приходится работать с импортом».

 

Но если проблема с сырьем имеет варианты решений, то с локализацией сторонних операций все обстоит сложнее. «Мы занимаемся производством металлургического оборудования, поэтому проблем с сырьем – металлопрокатом – у нас нет - мы его берем у наших клиентов, чего нельзя сказать о локализации сторонних операций, - рассказывает генеральный директор «Даниели Волга» Павел Затравкин. - Например, мы до сих пор не решили вопросы с высокоточным литьем; берем из-за рубежа подшипники и метизы, поскольку местное качество не соответствует нашим стандартам. Для нас важно иметь партнеров по сторонним операциям – хромирование, никелирование другие процессы - должны быть отдельными площадками». Но для того, чтобы они появились, по мнению Павла Затравкина, должны быть заказы не только в Нижегородской области, но и в соседних регионах. Сейчас площадок нет, потому что для них нет достаточного спроса. Поэтому главное – не процентное соотношение «импорт - не импорт», а качество. Если нет качества, то нет и локализации, а только ее видимость.

В России совсем не локализованы такие направления как электроника и световая техника, - продолжает генеральный директор «Магна Автомотив Рус» Илья Смолин. Конечно, в работе с местными компаниями есть вопросы качества и их финансовой устойчивости, но сейчас стало труднее работать и из-за недоступности денег в экономике. «В нашем случае ситуация усугубляется еще и падением продаж на авторынке на 35-40% - это создает давление на всю производственную цепочку. Сейчас хорошо себя чувствуют те, кто диверсифицирован и не замкнут на один только авторынок».

 

Ситуацию не улучшает и госполитика. Критерий локализации в разных отраслях свой, говорит начальник отдела региональных связей и работы с российскими фирмами-членами Сергей Быков. При этом, по его словам, иностранным компаниям не нужны какие-то особые условия: вполне достаточно создания нормальных условий для бизнеса вообще. Поддержка не должна быть постфактум, она должна работать на опережение. Например, стеклянная медицинскую тара, которую компания SHOTT производит в Заволжье, оказывается в одинаковых конкурентных условиях с той, что импортируется из-за рубежа, из-за низких импортных пошлин - рассказал представитель компании. Пошлины должны создавать преимущество местным производителям, чтобы у инвестора был интерес вкладывать в развитие местного производства.

Кроме отсутствия системы утилизации отходов, о которой говорилось выше, можно сказать еще и о т.н. «сопутствующем» эффекте от различных государственных мер, считает Андрей Дэко. – «Например, недавнее решение об ограничении розлива пива в пластик – с вступлением в силу этого постановления наши поставщики теряют базу. Получается, что процесс локализации будет развернут вспять».

 

В целом ситуация с локализацией пока в некоторых случаях образует замкнутый круг, когда импортировать сырье и комплектующие из-за рубежа не выгодно из-за кризиса, доступных денег для модернизации производства российских поставщиков нет, а снижать требования по качеству к поставщикам – означает идти на репутационные риски, на которые компании пока не готовы.

18+

Автор: Ольга Панова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений