Начало нового учебного года, как правило, сопровождается активным поиском жилья для студентов. В Управление поступают обращения о некачественном оказании услуг в данном сегменте рынка. Отдельные правила, регулирующие правоотношения потребителя и исполнителя услуг по аренде помещений, законодательно не закреплены. При рассмотрении подобных жалоб используются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (далее Закон) и Гражданского Кодекса.
Роспотребнадзор сообщил, на что следует обращать внимание.
1.Предмет договора. Если по договору Вам оказывают информационные услуги по подбору жилья, то требование – «найти жилье» не является обязанностью исполнителя. Если в предмете договора указано «обеспечение заключения договора аренды жилья в срок до___», то по данному договору компания обязана обеспечить заключение договора аренды в указанный срок. Если срок нарушен, то потребитель имеет право на выплату неустойки в размере 3% от цены оказания услуги (ст.28 Закона).
2.Сроки выполнения договора. Если срок выполнения договора не указан, то проблематично требовать в кратчайшие сроки выполнение условий договора.
3.Обязанности сторон. По любому договору обязанности есть не только у исполнителя, но и у потребителя, необходимо реально оценить свои экономические возможности, чтобы не остаться в долгах.
Необходимо при заключении договора внимательно прочитать все пункты, во избежание ситуации «говорили одно, а написано совсем другое».
Если услуга, указанная в договоре, оказана некачественно, то Вы имеете право в соответствии со ст.29 Закона, по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Для подтверждения позиции потребителя при обращении в Роспотребнадзор можно использовать имеющиеся доказательства (копии документов, свидетельские показания и т.д.), целесообразно приложить претензию в адрес исполнителя услуг и ответ (при наличии).
Напоминаем, что вопросы имущественного характера подлежат рассмотрению только судебными органами (ст.11 ГК РФ).