Поиск по сайту
Образование
29.11.2021 16:40

Способы борьбы с буллингом назвали на семинаре-тренинге Мининского университета

Эксперты обсудили причину и профилактику школьной травли.
Нижний Новгород. 29 ноября. NewsRoom24.ru -

Семинар-тренинг на тему «Проектирование профессиональной позиции педагога-психолога в ситуации школьного буллинга» провели педагоги кафедры практической психологии Мининского университета. На встрече присутствовали студенты вуза и педагоги-психологи Нижнего Новгорода. 

Участники мероприятия обсудили природу и способы борьбы с буллингом, а затем отработали полученные знания на практике. В Мининском университете отмечают, что тема школьного буллинга в наше время очень важна, ведь по статистике за последние 3 года причиной 70% детских суицидов становится именно травля. 

По словам завкафедрой практической психологии Елены Кочневой, буллинг существовал во все времена, при этом данное явление наблюдается не только в школах, но и в детсадах и взрослых коллективах.

Назвали эксперты и причины, по которым дети начинают «буллить» сверстников: чаще всего это психотравмы и взаимоотношения в семьях. При этом в любой малой социальной группе всегда существует структура, и как показало исследование Мининского университета, роль в буллинге чаще всего определяется местом ребенка в такой структуре. В исследовании участвовали 65 учеников 7-8 классов: 31 девочка и 34 мальчика. По его результатам выяснилось, что инициаторами буллинга чаще оказываются «отвергаемые» и «лидеры», то есть две крайние позиции структуры. А их жертвами в основном становятся дети с невысоким социометрическим статусом «отвергаемых» или «принимаемые». Но иногда подростки травят и «звезд». А нередко жертвами буллинга становятся учителя. 

Чтобы предотвратить буллинг в классе, учитель должен внимательно наблюдать за детьми, отмечая любые перемены в поведении каждого из подопечных. Даже позитивные изменения – например, активность на уроке или неожиданное желание ребенка участвовать в школьном концерте – может говорить о компенсации его угнетенного состояния. Таким образом дети могут пытаться доказать, что они не хуже своих обидчиков. 

Педагогу важно уметь отличать буллинг от конфликта. Буллингу присущи многократность, преднамеренность, моральная или даже физическая боль и отсутствие у жертвы возможности защитить себя. Так, обычная словесная перепалка или драка под данный термин не подходит. Насилие при буллинге можно разделить по среде, в которой оно происходит. В оффлайн-среде это буллинг, моббинг или хейзинг, а в онлайне – кибермоббинг и кибербуллинг.  

Участникам рассказали и о способах вести себя при буллинге. Во-первых, жертвам травли советуют повышать самооценку – ведь от него чаще страдают дети с заниженным самомнением и комплексом неполноценности. Также необходимо развивать социальные навыки – это поможет привлечь на свою сторону «защитников», которые помогут в случае травли. Обидчикам обязательно стоит давать отпор, уверяют психологи. Но главное – не молчать о проблеме насилия, поделившись с другом, педагогом или психологом.

Для профилактки буллинга специалисты советуют проводить в школах уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игро-терапию, сказко-терапию, дискуссии, игры-размышления, просмотры видеоматериалов и фильмов и индивидуальную работу с неблагополучными школьниками.  

Как отмечает ректор Мининского университета Виктор Сдобняков, проблема травли серьезна своими последствиями. Это могут быть психосоматические реакции, защитное агрессивное поведение, дезадаптация и формирование стереотипов поведения, которые будут транслироваться в будущей семье жертвы или агрессора. 

«В этом явлении необходимо взаимодействие трех сторон: администрации школы, родителей и учителя. От нас, как от педагогического вуза, зависит методическая подготовка будущего педагога к различным сложным психологическим ситуациям,  в т.ч. буллингу. Подобные семинары Мининский проводит регулярно: мы стремимся не просто обучить студента, но и оказывать всестороннюю поддержку школам, богатый научный и практический опыт нам это позволяют», - подытожил Виктор Сдобняков. 

Важным в профилактике случаев буллинга сотрудники вуза считают создание безопасной среды, состоящей из обучения и поддержки учителей, вовлечения учащихся и родителей, методов позитивного воспитания, четкой политикой в отношении насилия, а также работающих механизмов оказания помощи.

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений