Поиск по сайту
Интервью
11.01.2022 11:03

Виктор Сдобняков: «Хорошее» хулиганство – это очень даже педагогично

Ректор Мининского университета об итогах минувшего года и планах на 2022-й.
Нижний Новгород. 11 января. NewsRoom24.ru -

В декабре 2021 года Мининский университет отпраздновал 110-летие. За историю своего существования Мининский вырос из учительского института с 29 студентами до одного из ведущих педагогических вузов, заслуги которого признают не только на региональном, но и на федеральном уровне. В последнее время нижегородский «пед», как его называли раньше, все чаще мелькает в новостных заголовках: в минувшем году здесь открылся Федеральный научно-методический центр и появился первый в регионе педагогический кванториум, в стенах Мининского прошли юбилейный сезон Всероссийской олимпиады «Я – профессионал» и Форум PRO Знание, а вскоре в вузе заработает первый в Российской Федерации региональный ситуационный образовательный центр. В интервью Newsroom24 ректор Мининского университета Виктор Сдобняков рассказал, каким для вуза выдался 2021 год, чему педагогов научила пандемия коронавируса, а также поделился планами на ближайшее будущее. 

1. Виктор Владимирович, давайте немного похулиганим, хоть это и не педагогично для педагогического университета. Как вы думаете, что бы сказал Минин, если бы его на машине времени переместили в 2022 год? 

«Хорошее» хулиганство – это очень даже педагогично. Педагог – профессия творческая, и ничто человеческое нам не чуждо. А Козьме Минину все происходящее явно понравилось бы. Ведь то, что мы говорим на русском языке, живем в суверенном государстве - во многом именно его заслуга. Я думаю, что современная система образования его бы впечатлила однозначно. В 16-17 веках произошли заметные изменения в образовании: возможность обучаться получили дети всех сословий, а не только знати. Появились печатные учебные пособия, что тоже стало импульсом для развития образования. И все же оно сильно отличалось от современного. По современному ранжиру образование 17 века являлось начальным. Нынешняя система массового, доступного, разноуровневого образования людям того времени вряд ли могла представляться возможной. Предполагаю, что памятники, главная площадь Нижнего Новгорода и названный в честь Козьмы Минина ведущий педагогический вуз страны, приятно удивили бы нашего великого земляка. 

Козьма Минин не был педагогом, но современное патриотическое воспитание ему явно было бы близко. Например, что Мининский университет является координатором «Бессмертного полка» в ПФО среди вузов. Будучи купцом, а значит человеком хозяйственным, он с уважением бы отнесся к инфраструктуре вуза. Имущественный комплекс Мининского уникален – 4 из 6 учебных корпусов находятся на пл. Минина, в самом центре города. В главном корпусе мы открыли обновленный астрономический кабинет Музея просвещения и планетарий, отвечающий самым высоким современным стандартам. Мы обновляем интерьеры корпусов и общежитий, чтобы процесс получения знаний проходил в комфортных для студентов и педагогов условиях. 

2. На вопрос «Каким был для вас уходящий год?» большинство наших героев отвечает примерно так: «Очень тяжелым». Разделяете это мнение или всё-таки поспорите? 

Для Мининского университета год был богат на свершения и значимые для региона и страны проекты. Чего только стоят наши Кванториум и Технопарк. Образовательные пространства, оснащенные по последнему слову техники, которые коренным образом меняют концепцию преподавания. Такие пространства развивают компетенции будущего – метапредметное и междисциплинарное мышление, умение представлять знание как объект для поиска. Важно, что эти пространства станут ресурсом для всего региона - здесь будут обучаться не только наши студенты, но и школьники и педагоги Нижегородской области. Мининский университет согласно рейтинга RAEX при поддержке Российского Союза ректоров и информационном содействии Минобрнауки России стал лучшим педагогическим вузом ПФО. По показателям «Образование» и «Общество» Мининский обошел вышестоящие в рейтинге вузы. Уверен, что в следующем году наши позиции станут еще более высокими, хотя и этот результат, несомненно, очень достойный. Мы начали работу по созданию регионального ситуационно-образовательного центра на базе университета. Он станет первым в России и объединит знания различных ведомств – МЧС, МВД, ФСБ и др. Цель его создания - давать компетенции по безопасности в образовательных организациях региона - имеет на сегодняшний день особую актуальность. Мы развиваем ряд проектов, в которых являемся лидером на уровне страны. Это «Ментальное здоровье», «Эффективный университет» (прим. стал призером конкурса «Проектный олимп». Проект является частью «Эффективного региона», курируемого губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным). Мининский университет – центр подготовки педагогов для работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Этот проект мы реализуем в масштабах ПФО под руководством полномочного представителя президента Игоря Комарова. В рамках сетевого партнерства с институтом металлоорганической химии РАН им. Г.А.Разуваева и институтом прикладной физики РАН вывели на новый качественный уровень подготовку будущих педагогов в области физики и химии в т.ч. за счет передовых научных разработок.

Вернусь к вопросу. Был ли год тяжелым? Скорее увлекательным и плодотворным. 

3. Учить и учиться – две стороны одной медали. На ваш взгляд, чему ковид научил ваших педагогов – нынешних и будущих? Ведь не зря же говорят, что любое испытание – это большой урок. 

Пандемия показала дефициты и сильные стороны вузов. Потребность в онлайн-форматах обучения мы прогнозировали еще до начала пандемии, поэтому разработка обучающих онлайн-материалов началась в Мининском университете гораздо раньше, чем пандемия, что позволило нам перейти на дистанционное обучение безболезненно. На сегодняшний день преподавателями Мининского университета разработано более 4000 онлайн-курсов для сопровождения образовательного процесса. Сейчас студенты Мининского обучаются в смешанном формате. Пандемия доказала ценность живого общения, в педагогическом образовании особенно. Я считаю, что цифровые технологии, которые с пандемией еще активнее стали внедряться в образовательный процесс, оправданы и нужны. Но эмпатия, интуиция, эмоциональный и социальный интеллект - очень важные для педагога качества - не развиваются онлайн, поэтому ковидные ограничения действительно можно назвать испытанием для будущих педагогов. 

4. В начале двухтысячных самыми популярными профессиями были юрист, экономист и (отчасти, правда) психолог. Затем популярность стали набирать экологи, айтишники и дизайнеры. Кем сегодня хотят быть юные нижегородцы?

Ценность педагогического образования, как и роль педагога в образовательном процессе, неизменно возрастает. По итогам приемной кампании 2021 года мы видим, что повышается и конкурс, и средний балл абитуриентов - нас выбирают сильные выпускники. Педагогическое образование дает хорошую базу по психологии. Эти знания востребованы в любой профессии, в любой сфере деятельности, где есть место коммуникации, то есть практически везде. Из педагогов получаются хорошие управленцы, таких примеров много, например, министр просвещения РФ Сергей Кравцов – учитель математики и информатики. У молодежи появляется запрос на открытое образование и мобильность, лидером по количеству поданных заявлений по итогам приемной кампании стало направление подготовки «Педагогическое образование» с двумя иностранными языками, также востребовано дефектологическое образование. 

5. В советское время человек, который хотел учиться, шел в аспирантуру. В 90-е годы был бум на второе высшее, третье и даже четвертое. Помню, у нас был когда-то даже замгубернатора с шестью «корочками» о высшем образовании. А что сейчас больше востребовано: горизонтальный или вертикальный рост знаний? 

Это очень интересный вопрос. Буквально на днях опубликованы результаты опроса, проведенного общественным институтом общественного мнения АКСИО, в котором приняли участие почти 35 000 респондентов практически из всех регионов страны. Он показал, что для 60% респондентов целью образования является развитие индивидуальности. 47% считают, что в школе в первую очередь нужно научиться быстро адаптироваться. При этом распределение ответов коррелируется с возрастом респондента: чем он старше, тем чаще главным в школе человек называл умение менять свою жизнь, а не адаптироваться под ее новые условия. Занимательные результаты, не правда ли? Образование сейчас не измеряется количеством «корочек». Человеку, который стремится быть успешным в жизни, нужно образовываться и самообразовываться непрерывно с учетом индивидуальных интересов и способностей. В быстро меняющейся среде по-другому нельзя. Мы это понимаем и развиваем направление непрерывного образования. На базе Мининского университета открыт федеральный научно-методический центр – это подтверждение компетенций на федеральном уровне. 

6. На какое высшее учебное заведение мира вы равняетесь? Есть сегодня общепризнанный «маяк» в сфере образования? И насколько получается соответствовать этим идеалам? 

Специфика педагогического образования в том, что оно имеет сильный государственный контекст. Система образования каждого государства самобытна и отражает достижения конкретного общества. Поэтому ориентироваться на Оксфорд или Стендфорд в нашем случае просто неэффективно. Мы ориентируемся на развитие отечественного образования, при этом учитываем лучшие мировые практики, развиваем международное сотрудничество. В рамках этого направления мы расширяем панель образовательных программ, прошедших международную аккредитацию: 12 программ уже имеют аккредитацию, 12 находятся в процессе ее получения. Среди наших партнеров вузы 30 стран мира. Международное сотрудничество способствует не только развитию научной деятельности университета, но и тому, чтобы наши преподаватели и студенты были глобально конкурентоспособными и мобильными. 

Важнее не равняться на кого-то, а постоянно становиться лучше себя прошлого. У Мининского университета сложились свои педагогические, студенческие традиции, сформировалась научная школа. У университета есть потенциал и ресурсы для выстраивания собственной стратегии развития. 

7. Перед нашей встречей я увидел в новостях сообщение о том, что сотрудники НОЦ по изучению и охране биоразнообразия приняли участие в рабочей дискуссии «Перспективы развития водно-зеленого каркаса Нижегородской агломерации». Как часто университет участвует в развитии города? 

На мой взгляд, не совсем корректно говорить о том, что мы участвуем в развитии города. Мы являемся драйвером развития образования в регионе, а значит и неотъемлемой частью города. Мининский развивается в региональной повестке и влияет на нее. Волонтеры Мининского регулярно принимают участие в городских и региональных событиях, например в комплексе мероприятий, посвященных 800-летию Нижнего Новгорода, проекта «Команда 800». Мы развиваем регион через создание кадрового педагогического ресурса, в том числе через Технопарк и Кванториум. Создаем новый IT факультет, который будет готовить специалистов в том числе для IT-кластера Нижегородской области. То есть мы не просто регулярно участвуем в жизни города, мы являемся важным элементом его экосистемы. 

8. Подведение итогов года – это всегда подспудное планирование на следующие 12 месяцев. Что вам видится в ближайшей перспективе и какую высоту планируете взять? 

Нам предстоит работать в опережающей модели образовательной среды, которая сейчас переживает трансформацию. Трансформацию системы образования в высшей школе можно рассмотреть в разрезе 6 ключевых направлений: образование, исследование, глобализация, управление, кадровая политика, кампус. Направления образования мы частично уже коснулись в предыдущих вопросах. Что касается научной деятельности, то ее мы рассматриваем как обязательный признак университета, то, без чего университет не может существовать. 

Дальнейшие перспективы развития Мининского университета невозможны без открытой программы, разработанной с привлечением внешних экспертов и стейкхолдеров. Поэтому открытость инновациям, абитуриентам и их родителям, партнерам - для нас один из важнейших принципов работы. Во внутреннем контуре университета также важен этот принцип – мы стремимся вовлечь всех участников образовательного процесса в управление вузом, сделать его понятным, открытым, дискуссионным, и дать возможность каждому быть услышанным. Этому способствуют и социальные сети университета как канал оперативной информации и связи, и Точка кипения, символично ставшая сотой в России в год 110-летия вуза и настоящим центром притяжения молодежи Нижнего. 

Изменения коснутся и самой образовательной среды, в частности кампуса - важной составляющей развития университета. Мы рассматриваем его в двух плоскостях: физического и виртуального пространства. В соответствии с требованиями времени меняется инфраструктура: мы строим новые аудитории, создаем пространства для новых форматов работы (например, перевернутый класс, проектная деятельность, самостоятельная работа студента). Виртуальное пространство представлено кольцом сервисов, электронной образовательной средой, соцсетями вуза. Представители высшей школы осознают, что среда играет роль наравне с учебным процессом, поэтому нельзя новые форматы реализовывать в старых стенах. 

Глобально мы по-прежнему сохраняем вектор на решение двух основных задач: реализация федеральной повестки и профессиональная помощь региону в закрытии 100% кадровой педагогической потребности. Задачи прежние, а вот решение будет происходить в новых условиях. И нам, как ведущему педагогическому вузу страны, предстоит быть лидерами в освоении новых трендов образовательного процесса.

Фото: предоставлено пресс-службой Мининского университета

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений