Поиск по сайту
Подробно
16.03.2017 13:43

Строительство северного обхода Нижнего Новгорода откладывается на неопределенный срок

Новое место для моста через Волгу будет выбрано только после окончания строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.
Нижний Новгород. 16 марта. NewsRoom24.ru - Строительство северного обхода Нижнего Новгорода откладывается на неопределенный срок. Об этом стало известно после принятия на федеральном уровне окончательного решения о строительстве Нижегородского низконапорного узла без автомобильного мостового перехода.

Чебоксарское водохранилище или Нижегородский гидроузел?

Напомним, в схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной Правительством РФ в марте 2013 года, рассматривалось два варианта устранения участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России. Первый - реконструкция Чебоксарского гидроузла в целях поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Второй - строительство комплексного низконапорного гидроузла на Волге в нижнем бьефе Городецкого гидроузла.

В октябре 2013 года по проекту поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров было получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы из-за огромного ущерба экологии и экономике целого ряда регионов. Только для Нижегородской области ущерб инфраструктуре в ценах 2013 года составлял 1,7 трлн рублей. Причем ущерб не отражался в проекте как подлежащий компенсации.

После долгих баталий, в которых принимали участие региональные органы власти, экологи и общественность, в 2015 году на федеральном уровне было принято окончательное решение об отказе от этого проекта и Минэкономразвития России было поручено разработать проектную документацию по обустройству Чебоксарского водохранилища на отметке 63 метра.

Таким образом, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла в районе Большого Козино, влекущее за собой значительно меньший масштаб негативных последствий подтопления, чем при повышении уровня Чебоксарского водохранилища, осталось единственным вариантом ликвидации ограничивающего судоходство участка.

Проектная проработка Нижегородского низконапорного гидроузла, который должен обеспечить создание нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами не менее 4 метров на лимитирующем участке Верхней Волги и на порогах шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла в течение всей навигации, а также в период прохождения паводка, началась в 2014 году.

Убить двух зайцев одним ударом не получилось

В то время как федеральные органы власти искали пути наиболее полного функционирования международного транспортного коридора «Север - Юг», правительство Нижегородской области попыталось решить вопрос строительства северного обхода Нижнего Новгорода, совместив строительство низконапорного гидроузла со строительством автомобильного моста через Волгу. В частности, предполагалась одновременная разработка проектной документации низконапорного гидроузла и автодорожной части северного обхода. Это позволило бы создать законченную систему автомобильных обходов Нижнего Новгорода.

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла было включено в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» на 2010 - 2020 годы. Заказчиком проектных работ по поручению Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) выступает подведомственное ему Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Генеральный проектировщик - самарское ООО «Техтрансстрой».

Для проектирования Нижегородского низконапорного гидроузла отведены 2014 - 2018 годы, для строительства – 2018 - 2020 годы. Примерный объем финансирования – около 41 млрд рублей из федерального бюджета.

Вв начале 2017 года стало окончательно понятно, что попытка правительства Нижегородской области не удалась. Об этом министр транспорта и автомобильных дорог региона Александр Герасименко поставил в известность депутатов областного парламента. Как сообщил Александр Герасименко, Росморречфлот посчитал нецелесообразным совмещение низконапорного гидроузла с автомобильным мостом.

«В федеральную программу было заложено финансирование на проектирование и строительство низконапорного гидроузла без учета стоимости строительства мостового перехода и затрат на мероприятия, связанные с обустройством зоны водохранилища», - в частности сообщил он. Таким образом строительство автодорожного мостового перехода и участков магистральной автодороги с развязками в задании не проектировании Нижегородского низконапорного гидроузла не предусмотрено.

По мнению Росморречфлота, совмещение низконапорного гидроузла с мостовым переходом значительно увеличит стоимость строительства за счет усиления несущих конструкций всех элементов гидроузла из-за дополнительных динамических нагрузок, вызываемых движением большегрузного автотранспорта, а также приведет к практической невозможности реализации требований по обеспечению транспортной безопасности.

Свою роль сыграло и то, что выбранное для размещения Нижегородского низконапорного гидроузла место находится в особо опасных карстовых условиях. Поэтому при проектировании закладывается понижение действующего гидроузла до 1 метра, что неприемлемо для автомобильного моста.

Росморречлот также не исключает возникновения проблем при проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции гидросооружения в случае его совмещения с автомобильным мостом.

В свою очередь нижегородские проектные организации, проанализировав вопрос дополнительных динамических нагрузок на гидроузел, предложили решение, позволяющее сократить стоимость строительства автодорожного перехода. В частности, нижегородские проектировщики предложили объединить предусмотренный проектом проезд технологического транспорта над плотиной с дорогой общего пользования, что, по их расчетам, не повлечет за собой существенного удорожания всего проекта. Аналогично ранее были решены вопросы совмещения плотин с автодорожными переходами на Горьковской и Чебоксарской ГЭС.

Однако не смотря на все аргументы со стороны правительства Нижегородской области позиция Росморречфлота и Минтранса России осталась неизменной.

Строительству северного обхода быть?

Отказ федерации совмещать строительство Нижегородского низконапорного гидроузла с автомобильным мостом автоматически отодвигает на неопределенный срок строительство северного обхода Нижнего Новгорода.

Правительству Нижегородской области рекомендовано рассматривать возможность поэтапного строительства северного обхода Нижнего Новгорода с мостовым переходом через Волгу за счет средств дорожного фонда области и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, представляемых регионам на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства.

Решение федерации так же сделало невозможным реализацию ранее проработанного варианта трассы северного обхода с мостовым переходом в районе Большого Козино. Согласно планам правительства Нижегородской области, начальной точкой трассы северного обхода должна была стать развязка первой очереди южного обхода – 398 километр автодороги М7 «Волга», конечной - примыкание к существующей автодороге Р-159 Нижний Новгород – Киров в районе деревни Шубино. Общая протяженность участка, проходящего по территории Балахнинского, Городецкого и Борского районов, составляла 41,23 километра.

В настоящее время специалисты нижегородских проектных организаций начали прорабатывать другие варианты прохождения трассы северного обхода Нижнего Новгорода. По предварительным оценкам, стоимость его строительства будет варьироваться в пределах 22 – 26 млрд рублей.

Для принятия решения о местоположении нового мостового перехода необходимо провести оценку карстовой опасности территории прохождения проектируемой трассы. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев не исключает, что оптимальное положение створа мостового перехода может быть определено только после ввода в действие низконапорного гидроузла.

Таким образом, логично предположить, что проектирование северного обхода может начаться после 2020 года. Говорить даже о примерных сроках строительства пока преждевременно.

По мнению начальника Горьковской железной дороги Анатолия Лесуна, новый автомобильный мост через Волгу целесообразно объединить с железнодорожным, чтобы вывести из Нижнего Новгорода транзитные грузовые потоки. Однако вопрос участия в его строительстве ОАО «РЖД» пока не прорабатывался.

Кстати, известно, что в конце 1940 – начале 1950-х годов рассматривался вопрос выноса железной дороги из черты города Горький. И железнодорожный мост, совмещенный с автомобильным, планировалось построить именно на месте проектирования Нижегородского низконапорного гидроузла.

18+

Автор: Ирина Власова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений