- 17 лет вы живете в другом городе, в другой стране. Расскажите, какие изменения вы отметили, приехав в родной Нижний Новгород?
- Начну с того, что за все это время я приезжал в Нижний Новгород около 30 раз. Здесь похоронена моя мать, и согласно еврейской традиции, я постоянно посещаю ее могилу. А что касается изменений, то они, конечно, есть. Снесено много деревянных домов, которые, по большей части гнилые. Архитектура города становится все более эклектичной, однако причины того очевидны: новые современные дома в разные отрезки времени появляются среди исторических. Я помню все изменения, которые претерпевал этот город за всю вторую половину XX века, и могу сказать, что они были постепенными, а не такими резкими, как сейчас.
Частичная смена названий площадей и улиц в городе на исторические кажется мне просто бредом. Если уж менять, то все сразу. Я считаю подобные вещи исключительно политической игрой властей. Борис Немцов в свое время из тех же соображений переименовал город Горький в Нижний Новгород.
Отмечу также значительный спад в работе промышленных предприятий региона... Например, сейчас все материалы, используемые на нижегородских стройплощадках, закупаются за рубежом. Это печально.
- А люди в Нижнем сейчас другие? По манере поведения, одежде…
- Я хорошо помню в 90-х годах культ спортивных костюмов фирмы «Адидас», в которых ходили по тогда еще улице Свердлова. Сейчас такого, конечно, нет. Стали одеваться приличнее (смеется). Однако уровень культуры все-таки снизился в Нижнем Новгороде после «перестройки», причем значительно. Также раньше люди были более образованными, цитировали русскую и не только классику. А сейчас везде Интернет, гаджеты, никто ничего не держит в голове.
- На минувшей неделе в центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина у вас состоялся творческий вечер. Расскажите о нем?
- Это было прекрасное мероприятие. Очень приятно было беседовать с людьми, которые читают мои произведения. Они поймали дух времени (50-100 лет назад), вычислили меня, как человека, мое окружение, поняли, что такое личный друг, что он также может стать личным врагом. Я очень уважаю своих читателей.
А над чем вы сейчас работаете?
- Мои книги являются своеобразными тетрадями, последние четыре из которых о моей судьбе в Горьком и Иерусалиме. Я прожил непростую, неординарную жизнь, наполненную страданиями, но, тем не менее, я счастлив и благодарю Бога, что он дал мне ее. А судя по откликам читателей, которые считают меня писателям, – этот жизненный путь удался.
Всего я планирую написать шесть таких томов. Сейчас готовится пятый, который будет называться «Писатель и художник». А четвертый, кстати, содержит мои собственные иллюстрации.
- Как известно, именно вы возродили еврейскую общину в Нижнем Новгороде. Расскажите, окрепла ли она за эти годы?
- То, что я старался сделать в свое время в синагоге, сейчас живет. Людьми соблюдаются ритуалы (например, субботнее благословение), все традиции сохранены.
Конечно, когда я пришел в неработающую в 1981 году синагогу, все верующие тогда прятались. В конце 80-х Михаил Горбачев издал указ о возрождении убитых религиозных традиций в стране, и тогда я начал ездить по Горькому и собирать подписи исповедующих иудаизм. Многие евреи мне на это говорили тогда, что я психически нездоров, что меня посадят (смеется). Однако все получилось: я собрал тогда 23 подписи, и отнес в местное отделение комитета по делам религий. С тех пор еврейские традиции в Нижнем Новгороде только крепнут.
Справка
Липа (Леонид) Аронович Грузман родился в 1946 году в городе Горьком. С 1998 года живет в Иерусалиме. Член Союза писателей Израиля и Союза российских журналистов, первый, кто написал об истории еврейства в Нижнем Новгороде. Его «Еврейские тетради» - это история Нижнего Новгорода через призму истории одного народа.
В 2013 году в рамках издательского проекта «Нижегородская книга - Году культуры» в издательстве «Дятловы горы» была издана его книга «Последние тетради».
18+