Поиск по сайту
Культура
28.01.2014 10:34

Артем Варгафтик: Нижегородцев голыми руками не возьмешь

Для читателей NewsRoom24 знаток классической музыки, ироничный, обаятельный  Артем Варгафтик ответил на несколько вопросов.

В Нижегородской филармонии состоялись концерты цикла Артема Варгафтика «Персоналии» (абонемент №22). Блестящий знаток классической музыки, ироничный, обаятельный Артем Варгафтик не скучно пересматривает хрестоматийные портреты классиков. Его выступления с любопытством слушает и взыскательная публика и новички.

Специально для читателей NewsRoom24 Артем Варгафтик ответил на несколько вопросов.

- Концерт-лекторий с каждым годом становится все более востребованным в филармонической практике. По вашему мнению, это уже тенденция?

- Да, я ощущаю востребованность такого формата – у меня стало меньше выходных.

Люди хотят узнать высокое непонятое искусство.

Я стремлюсь, чтобы концерты меньше походили на лекцию, чтобы не было взаимного обязательства: я должен внушить, научить, а слушатель усвоить и получить пятерку.

В нашей стране у аудитории большой ресурс терпения, она готова слушать долго.

- Артем, вы впервые выступаете в нашем городе. Зал полон. Поделитесь, пожалуйста, первым впечатлением от нижегородской аудитории?

- Ваш зритель достаточно сдержан, очень внимательый и, надо сказать, не отличается доверчивостью, что бывает в регионах. А эффект – бурный. Нижегородцев голыми руками не возьмешь, надо приложить эмоциональные усилия, чтобы музыкальная и историческая мысль прозвучала.

- Скажите, а может ли сейчас талантливый музыкант сам стать популярным или великим?

- Любой нижегородец, и любой житель земли, если поставит себе цель стать великим композитором, то эта цель одинаково будет недостижима. Ушла та эпоха, когда эти величия имели смысл. Центр человеческой активности, где сосредотачиваются ресурсы, интересы, таланты, переместился из этой области деятельности в другие.

Хотим мы этого или нет, у нас классическое наследие – некий завершенный процесс, и некое хранилище, где уже практически нет свободных полок.

Сейчас мы не можем угадать, кто из композиторов реально будет отвечать перед потомками.

- Вы как-то сказали, «неизвестно, что ждет музыкантов в ближайшие 10-15 лет». Что вы имели в виду?

- Классическая музыка - эфемерная область. Минимум общественного уважения. Как нормально содержать семью? В любых престижных заведениях недобор, особенно на оркестровые инструменты - валторна, фагот…Это штучные, уязвимые специалисты. К тому же, духовик – вредная профессия.

Гранты сейчас региональным оркестрам не выдаются. Музыка становится чрезвычайно зависимой от тех или иных предпочтений максимально далеких от нее людей или элит. Обратите внимание, оркестры в ряде регионов и называются и являются губернаторскими.

Я могу вам сказать, что в одном из городов лично был свидетелем потрясающей ситуации. Мы приехали вместе с пианистом Александром Гиндиным  представлять публике новый рояль.

Перед тем, как выйти на сцену, я жду, чтобы оркестр настроился. Смотрю из-за кулис – настройка оркестра не происходит. Ну, я толкаю кого-то: будете настраиваться? Нет-нет, не надо. Я пошел, представил людям рояль, оркестр, Гиндина. Первый концерт Чайковского: унисон валторн - фальшь несусветная. Никто не обращает внимания. Все нормально, успех.

Потом мне объяснили, к этим людям нельзя предъявлять никаких претензий, им никто не говорит, что они фальшиво играют, потому что других валторнистов в этом городе нет.

А должна быть конкурентная среда, профессиональный рост.

- Артем, вы утверждаете, что в первую очередь являетесь журналистом, а музыка – это информация.

- Казалось бы, не надо в музыке ничего понимать. Но элементарную гигиену умственного труда никто еще не отменял.

Основа этого подхода – любопытство. Почему у Бриттена «Простая симфония»? «Не ко мне вопрос, - может ответить вам музыкант. - Назвал и назвал». На слух лучше воспринимаются выходные данные произведения. Важно точнее назвать его по имени, объявить титульный лист.

А я смотрю источники, работаю как журналист. Как пример, следующий мой концерт, намеченный на 26 марта, и посвященный музыке Моцарта.

История последнего неоконченного произведения Моцарта часто заводит исследователей в немыслимые дебри. Типичная криптоистория.

Что было бы, если Моцарт сам дописал «Реквием»? Где факты, где заведомая ложь – надо разобраться, от этого зависит, как мы воспринимаем произведение.

Историей создания «Реквиема» я заинтересовался давно, реально собираю и перепроверяю информацию по разным источникам на двух-трех языках; чаще это итальянские и немецкие тексты. Итальянцы испытывают ревность к Моцарту, они его не любят, поэтому итальянские источники - обесценивающие этого композитора.

Приходится изучить ситуацию, характеры людей, которые были в ней задействованы. Как правило, загадка сложная, а вывод, в конце концов, простой.

-Обратите внимание на ландшафтное местоположение филармонии, имеющей признанную историю. Согласитесь, это символично.

- Я не ожидал, что здесь могут до такой степени трепетно и живо сохраняться лучшие филармонические традиции, какие только можно себе представить.

И этот оркестр, который полного большого состава, так он еще и в великолепной форме. Это люди с совершенно другими глазами, чем оркестранты во многих других городах, у них взволнованное отношение и любовь к музыке.

Я поражен, как организовано само по себе дело: все в курсе, всех  все интересует, никто не говорит, пойдете, там другой отдел этим занимается. И соответствующий результат.

И эти взаимоуважительные отношения между аудиторией и филармонией, они просто меня поражают.

Как сообщалось ранее, Артем Варгафтик в Нижнем Новгороде заявил о проблеме региональных оркестров.


18+

Автор: Светлана Ладушкина
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений