Все началось с того, что в интернете получил распространение вариант туристического бренда Нижегородской области, созданный Марией Пономаревой. В логотипе использовано сочетание хохломы и контуров Дмитриевской башни нижегородского Кремля. А также разработан акцидентный шрифт.
С подачи блогеров и СМИ работа дошла до высшего руководства региона. Реакция не заставила себя долго ждать. Губернатор объявил в своем блоге о начале конкурса на лучший бренд города. К участию приглашались как профессиональные дизайнеры, так и обычные жители города. Всего на конкурс поступило 14 работ, в том числе и наброски от руки. В конце месяца победителя выберет совет экспертов, предварительно узнав и мнение нижегородцев при помощи голосования.
Однако, вот в чем загвоздка. Разработка туристического бренда – это серьезная работа, которая часто не удается и бывалым дизайнерам. Она требует больших творческих и финансовых вложений. Бренд должен стать результатом генерации идей далеко не одного ума. В нашем же случае получается, что создание бренда доверили группе инициативных граждан, а теперь совет под председательством губернатора выберет из них достойный, по их мнению, вариант. А он может уже навсегда связаться с образом Нижегородской области.
Чего стоит пришедшая на конкурс работа «Нижобла» от креативного агентства "Анбеливбл". В своем проекте они решили использовать образ оленя, как официального символа области. Крайняя неблагозвучность названия облагорожена вполне современной картинкой. Но если почитать откровенно глумливый текст презентации, становится понятно, что это скорее эксперементальная шутка нижегородских креативщиков, которые решили проверить – насколько плохо в дизайне и брендинге разбирается городское и областное руководство.
Решение о туристическом брендировании Нижнего Новгорода и области рано или поздно все равно бы назрело. Ведь близится чемпионат по футболу 2018 года. Уже немало было сказано о необходимости развитии туризма и туристических маршрутов города – например, создание проекта «Рождественская сторона». К 2018 году город должен преобразиться до неузнаваемости. Исчезнет ветхий фонд, появятся новые жилые районы, комфортабельные гостиницы, будут построены дороги, продвинется линия метро, будет возведен огромный современный аэропорт и спортивный стадион. Поэтому очевидно, что надо ловить момент и создавать лицо региона.
Обратимся к опыту других городов. Фирменный туристический бренд есть практически у каждого крупного города Европы. Копенгаген берет своей "открытостью".
Хотя бренд – это не просто красивый логотип, это и комплекс многих составляющих. Это целая концепция по презентации города. Так выглядит фирменный стиль Праги.
В концепцию бренда входит и официальное оформление туристических и промо материалов - путеводителей, сувениров, футболок, городских указателей, туристического транспорта. Так оформляют брендовую продукцию в Мельбурне.
Это и создание удобного сайта для туристов, с сохранением основной концепции, а также презентацией всех маршрутов и достопримечательностей. Так выглядит официальный сайт-гид города Нью-Йорк.
Для эффектности необходимо и внесение современных индивидуальных особенностей в архитектуру города. Например, такие фирменные сооружения есть в Амстердаме.
А также в маленьком хорватском городе Пула, где за концепцию взяли "плюс" - «Пула = культура + история + природа».
В России с недавних пор тоже взялись за брендирование городов. Безусловно, все слышали о проекте студии Артемия Лебедева по созданию фирменного стиля для города Пермь. Кроме простого и лаконичного логотипа в виде красной буквы П, в городе появилось немало городских особенностей. Букву предложено использоваться везде — от урн и скамеек до афиш и бланков.
Недавно бренд-логотип появился и у Калужской области. Его также создала студия Артемия Лебедева. Логотип обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК)
Собственный бренд недавно создали и в Ненецком автономном округе, сделав упор на богатства края.
Важно, что бренд должен отражать дух города, но в современной интерпретации. Он должен впечатлять и вдохновлять. Он не должен тянуть в прошлое. Именно поэтому провальны все попытки связать бренд с гербом города или его историческими особенностями. Бренд должен быть ориентирован на будущие поколения, которые будут посещать и развивать город спустя десятилетия.
Поэтому хочется надеяться, что ответственные за данный вопрос в Нижнем Новгороде в полной мере осознают это и подойдут к созданию бренда со всей серьезностью… и креативом!
UPD: увидев воочию работы конкурса, автор лишь утвердилась в своем мнении
18+
18+