Поиск по сайту
Жизнь
21.02.2014 17:49

1:0 в споре частного перевозчика и администрации Нижнего Новгорода

Мэрии придется разрабатывать новые конкурсные критерии для частных перевозчиков.

Нижний Новгород. 21 февраля. NewsRoom24.ru –  На этой неделе Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил без изменений решение Арбитражного суда Нижегородской области в отношении отдельных пунктов действующего «Положения об организации транспортного обслуживания в Нижнем Новгороде».

Напомним, действующее сегодня Положения об организации транспортного обслуживания в Нижнем Новгороде» было принято городской Думой еще в 2006 году с целью ужесточения контроля за работой частных перевозчиков. В сентябре 2012 года городская дума приняла в качестве приложения к этому документу новые «Критерии определения победителя конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения», призванные повысить их качество, экологичность и безопасность. Они то и были оспорены нижегородским предпринимателем Романом Семеновым в Арбитражном суде Нижегородской области как ограничивающие конкуренцию между частными перевозчиками при участии в конкурсах.

В октябре 2013 года Арбитражный суд Нижегородской области принял решение в пользу предпринимателя. Попытка администрации Нижнего Новгорода оспорить его в кассационном порядке провалилась – 17 февраля Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа также встал на сторону предпринимателя. Об этом на заседании городской Думы в среду 19 февраля сообщила начальник юридического управления гордумы Ирина Маслова.

В соответствии с решением арбитражного суда, из «Положения об организации транспортного обслуживания в Нижнем Новгороде» должен быть исключен пункт 2.5 статьи 5 «Основные требования к перевозчикам», а также полностью исключена статья 23 «Диспетчерское управление регулярными перевозками». В соответствии с ними, частные перевозчики должны были в обязательном порядке заключать договор на диспетчерское обслуживание перевозок с МП «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта».

В свою очередь из «Критериев определения победителя конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения» должны быть исключены подпункты 1.1.3. и 1.1.4, в соответствии с которыми в процессе конкурсной процедуры за автобус со сроком эксплуатации от трех до пяти лет предприниматель получал ноль баллов, а за автобус со сроком эксплуатации более пяти лет с него снимались 50 баллов.   

Арбитражный суд также предписал исключить из конкурсных критериев подпункт 1.3, предусматривающий дополнительные пять баллов за окраску транспортного средства в соответствии с установленной администрацией города цветовой гаммой, то есть в оранжевый цвет, а также пункт 1.4, предусматривающий дополнительные 20 баллов, если общее количество мест в автобусе превышает 51.

В соответствии с решением арбитражного суда, из критериев конкурса должны быть исключены подпункты 2.2.2 и 2.2.3, в соответствии с которыми наличие у перевозчика системы  мониторинга с передачей данных в единую городскую информационную систему в виде, позволяющем контролировать соблюдение расписаний движения и получать стандартный для пассажирских перевозок набор отчетных форм, давало участнику конкурса возможность получить дополнительные 30 баллов, а наличие системы мониторинга без передачи данных в единую городскую информационную систему – ноль баллов.

Исключению также подлежат:

- пункт 5, предусматривающий начисление 30 баллов за предоставление частным перевозчиком оперативного доступа к системе видеонаблюдения на пунктах прохождения медосмотра, ежедневного техосмотра подвижного состава, а также на пунктах его ночного хранения,

- пункт 6, предусматривающий начисление 20 баллов за наличие у частного перевозчика лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставляющей право проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра по месту нахождения охраняемой стоянки транспортных средств, оформленная непосредственно на участника конкурса,

- пункт 8, предусматривающий снятие 30 и 50 баллов за каждое ДТП с пострадавшими и со смертельным исходом соответственно, произошедшие по вине водителей участника конкурса при осуществлении перевозок по маршрутам регулярного сообщения,

- пункт 9, регламентирующий соблюдение частным перевозчиком условий лицензирования в течение года до момента проведения конкурса.

По мнению арбитражного суда, совокупность этих требований ограничивает конкурентные возможности частных перевозчиков, желающих принять участие в конкурсе.

После того как арбитраж поставил окончательную точку в споре администрации Нижнего Новгорода и частного перевозчика, юристам необходимо будет разработать, по сути, новую систему конкурсного отбора. И при этом максимально аккуратно прописать в ней конкурсные критерии, сохранив баланс интересов мэрии и частных перевозчиков, поскольку последние уже не только «протоптали дорожку» в арбитражный суд, но и создали судебный прецедент. 

Не смотря на решение арбитражного суда, результаты ранее проведенных конкурсов, по словам Ирина Масловой, пересмотрены не будут, и все ранее заключенные контракты с перевозчиками останутся неизменными. Однако никто не может дать гарантии, что проигравшие конкурс частные перевозчики не начнут оспаривать их результаты в суде.

Станет ли хуже?

Администрация Нижнего Новгорода и департамент транспорта считают, что отмена арбитражным судом части конкурсных критериев на право осуществления частных пассажирских перевозок может негативно отразиться на транспортной ситуации в городе. Однако пока еще никто из них ни разу не говорил и о ее кардинальном улучшении. Максимум – о подвижках в сторону улучшения.

В свою очередь простые нижегородцы, непосвященные в секреты конкурсных процедур, заметили лишь появление на улицах города небольшого количества оранжевых ПАЗиков. Ну и стикеров с телефоном горячей линии департамента транспорта, по которому можно пожаловаться на курящего, разговаривающего по мобильному телефону или слушающего громкую музыку водителя или хамящего кондуктора.         

Частные перевозчики, по каким-либо причинам не победившие на конкурсах, проводимых департаментом транспорта города на новых условиях, и потерявшие годами обслуживаемые маршруты, в последствии неоднократно заявляли о том, что победители конкурсов, получив заветные маршруты, выпускали на линии не новые автобусы, которые они заявляли на конкурсах, а старые. А новые автобусы, по их словам, вновь принимали участие в конкурсе уже с другим перевозчиком. Правда, никто из них не мог предоставить никаким доказательств своих слов, ссылаясь на отсутствие полномочий, которым обладают только проверяющие органы.

Чисто теоретически, такая ситуация действительно возможна, поскольку условия конкурса не предусматривают, что частный перевозчик должен иметь автобусы в собственности. А значит, он вполне может арендовать их, или сдавать свое право на перевозки в аренду, что сегодня и делают некоторые частные перевозчики.

В свою очередь департамент транспорта категорически настаивает на невозможности замены победителями конкурсов своих автобусов на более старые, утверждая, что по условиям конкурса в процессе работы частный перевозчик может заменить автобусы исключительно на аналогичные, при этом поставив департамент в известность о подобной замене.  

Встает вполне логичный вопрос – откуда же на улицах Нижнего Новгорода каждый день появляются ПАЗики, внешний вид которых говорит о том, что их возраст и техническое состояние явно перевалили за пятилетний срок эксплуатации, установленный департаментом транспорта города как контрольная точка?

Департамент транспорта кивает на нелегальный перевозчиков, которым, по его словам, по-прежнему удается весьма неплохо существовать вне системы. Нелегальных перевозчиков обвиняют в том, что они выходят только на самые выгодные маршруты в самое выгодное время, собирая «самые сливки», при этом не особо заботясь о техническом состоянии своих автобусов и, соответственно, о безопасности пассажиров, и ловко избегают всевозможных проверок, просто не доезжая до конечных остановок, на которых они как правило проводятся. Хотя, как это не парадоксально, самые резонансные в Нижнем Новгороде ДТП происходят с маршрутками именно легальных перевозчиков.

Напомним, 28 января на конечной остановке на площади Свободы загорелось маршрутное такси №72, принадлежавшее нижегородскому предпринимателю Сергею Ковалеву.

Предприниматель выиграл конкурс на этот маршрут в 2010 году. По данным городского департамента транспорта, на момент проведения конкурса ПАЗик был новым. 

А 18 мая 2013 года принадлежавшее этому же предпринимателю маршрутное такси № 47, при спуске с Зеленского съезда врезалось в бетонное ограждение Нижневолжской набережной.

Справка.

Конфликт предпринимателя Романа Семенова, ранее более 10 лет осуществлявшего пассажирские перевозки по маршруту № 76, с администрацией Нижнего Новгорода начался в 2012 году.

Напомним, предприниматель выиграл очередной конкурс на перевозку пассажиров по этому маршруту в сентябре 2010 года сроком на пять лет. Однако в декабре 2011 года результаты конкурса были оспорены не допущенным к участию в нем предпринимателем Сергеем Шаминым. В результате в апреле 2012 года Арбитражным судом Нижегородской области конкурс, а также заключенный по его результатам между администрацией города и предпринимателем договор на выполнение пассажирских перевозок были признаны недействительными. В июле 2012 года без проведения конкурса администрацией Нижнего Новгорода был заключен временный договор на перевозки по этому маршруту с ООО «ННТ-2» на три месяца. 

В ноябре 2012 года Арбитражный суд Нижегородской области, а вслед за ним и Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы признали длительное непроведение администрацией Нижнего Новгорода конкурса на перевозки по маршруту №76 незаконным. В свою очередь администрация Нижнего Новгорода пообещала сделать это после вступления в силу новых конкурсных критериев.  

По итогам открытого конкурса в январе 2013 года договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту №76 был заключен департаментом транспорта и связи Нижнего Новгорода с ООО «Автоком». Роман Семенов не был допущен к участию в конкурсе конкурсной комиссией.

Не пройдя по новым конкурсным критериям, Роман Семенов весьма успешно оспорил их в арбитражном суде, по сути, создав прецедент. закончился ли на этом конфликт частного перевозчика и мэрии, пока непонятно.   

Фото: http://imhonn.ru/.

18+

18+

Автор: Ирина Власова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений