Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области, сотрудники министерства социальной политики Нижегородской области в формате видеоконференции обсудили с подведомственными учреждениями проект закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
В общей сложности в видеоконференции, проводимой министерством социальной политики, приняли участие более 100 учреждений из 50 районов области, а также представители общественных организации. После часа обсуждения были разработаны предложения в законопроект. В частности, было внесено предложение об аттестации не только работников государственных организаций социального обслуживания, но и всех поставщиков социальных услуг – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию. Кроме того, при получении социальных услуг гражданином рассматривать всю его семью в целом.
Предложения, выработанные в процессе обсуждения, будут направлены в Правительство РФ для внесения возможных изменений в законопроект.
Следует отметить, что проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее - Законопроект) направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности. Законопроект предполагает признание утратившими силу Действующих законов и формирование единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.
Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов обобщения и анализа практики реализации Действующих законов в субъектах Российской Федерации, опыта нормативного правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения в странах СНГ (Республики Беларусь, Казахстан, Украина, Молдова), странах Балтии (Эстония, Латвия). Законопроект конкретизирует содержание ряда понятий, применяемых в Действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их точного и единообразного толкования и практического использования.
Законопроект предусматривает введение ряда новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации. К числу таких понятий относятся: «государственное задание на предоставление социальных услуг», «государственный заказчик социальной услуги», «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «семья», «социальный работник», «индивидуальная нуждаемость». Введение указанных терминов направлено на фиксацию сторон, участвующих в социальном обслуживании населения, их прав и обязанностей, встраивание социального обслуживания населения в систему отношений, вытекающих из новых законодательных решений относительно правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений, размещения государственного (муниципального) заказа, государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества и т.д.
В Законопроекте уточнен перечень принципов социального обслуживания. Конкретизировано содержание таких принципов, как «доступность социального обслуживания населения», «профилактическая направленность социального обслуживания населения», «учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении социальных услуг», «конфиденциальность информации о получателях социальных услуг». Закрепление в Законопроекте норм, определяющих условия реализации принципов социального обслуживания населения, направлено на обеспечение единства требований к предоставлению социальных услуг в субъектах Российской Федерации, равенства прав граждан на их получение.
В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
С момента принятия в Действующие законы вносились многочисленные изменения, связанные с развитием законодательства Российской Федерации по вопросам общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации местного самоуправления в Российской Федерации, лицензирования, стандартизации, совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Вместе с тем, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях Действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.