Поиск по сайту
Жизнь
25.09.2018 10:44

Первые «умные города» появятся только через 100 лет

В общем смысле, Smart City – это город, в котором ресурсы городских служб не используются изолированно, а увязываются друг с другом в рамках единой концепции.
Нижний Новгород. 25 сентября. NewsRoom24.ru -

Что такое «умный город» и как его лучше строить? Эти вопросы обсуждались на Международном Digital Summit в рамках панельной дискуссии «Умный город/умный регион: Цифровая модель территорий и инфраструктуры в эпоху использования инновационных технологий и промышленного интернета» в Нижнем Новгороде.

«Только 15% людей, готовых сменить место жительства, выбирают город с точки зрения роста своей зарплаты. Все остальные выбирают с точки зрения комфорта, среды и других условий, которые предлагает не работодатель, а сам город, - рассказала генеральный директор ООО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина. - Поэтому в основе идеи «умного города» стоит человек, его потенциал и интеллект. Технологии «умного города» должны способствовать тому, чтобы уходила рутина, а город получал от этого экономический эффект».

Парадокс «умного города» сегодня состоит в том, что никто не знает точно, что это такое. Разные города с разной практикой, проблемами, населением, климатом, историей трудно привести одному знаменателю. В общем смысле, Smart City – это город, в котором ресурсы городских служб не используются изолированно, а увязываются друг с другом в рамках единой концепции. Например, система интеллектуального видеонаблюдения не строится отдельно для «Безопасного города» и отдельно для «Умного транспорта» - ее используют все городские сервисы, для которых она нужна. Базовыми «подложками» для городских сервисов считаются также геоинформационная система и система управления энергетикой – к ним, например, подключается и «умный транспорт» с «умными остановками», и «умное освещение», и подсистемы «умного ЖКХ» и т.д. Главная идея «умного города» - не столько в цифровизации отдельных процессов, сколько в том, чтобы различные подсистемы «общались» между собой с целью сократить потребление ресурсов, время принятия решений и вовлечь население в управление городом.

Как рассказал директор по облачным решениям «Huawei Россия» Артур Пярн, компания заключила более 100 договоров на создание проектов «умного города», но не под ключ, а на создание инфраструктуры, на которую потом «садятся» различные сервисы. Внедрение системы «Умного города» на основе платформенного решения - это сквозная автоматизация всех процессов. Стратегическое видение Huawei – сделать платформу и привлечь в нее разработчиков различных сервисов, не только базовых, но и новых, которые отражают качественное развитие города. Это позволяет на системной основе объединить усилия большого количества людей в едином направлении. И тогда все то, что кажется невозможным с точки зрения бюджетов, становится возможным благодаря системным требованиям.

«На основе платформы MULTI-D City развиваются проекты цифровизации городских процессов в «атомных» городах, - рассказала Ксения Сухотина. - Платформа разработана на базе проекта ASE-MULTI-D. Она помогает создать систему управления инфраструктурой города, чтобы повысить эффективность работы городских служб, более эффективно эксплуатировать инфраструктуру и ресурсы, а также снижать затраты. Экономический эффект мы уже видим на выполнении бюджета в Сарове. На базе ASE-MULTI-D мы также внедряем проекты, связанные с геоинформационными системами, с медициной, с развитием других продуктов».

Платформа имеет два уровня – открытый и закрытый. Через открытый уровень жители Сарова общаются с властью: они могут заявить о своей проблеме и получить ответ. Система не статична – каждый день возникают новые потребности, новые задачи, поэтому разработчики пополняют сервисы новыми решениями. Платформа, по словам Ксении Сухотиной, рассчитана на средние города.

Но комплексность подхода – не только главное преимущество, но и главная трудность таких проектов. Они достаточно легко реализуются в пустынях, где города строятся в чистом поле сразу на «умных» платформах. Как рассказал мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов, вызов для российских городов в том, что в них есть сложившаяся застройка со сложившимися проблемами. Например, провода, тянущиеся от одного столба к другому, которые нужно убирать под землю, старые коммунальные сети, не везде стоящие на балансе муниципалитета – решения по ним очевидны, но очевидно и то, что реализуются они не быстро. Поэтому надо исходить из реалий российских городов, а они в каждом городе разные.

Пока же большинство современных городов решают проблему внедрения умных технологий «отраслевым», модульным подходом, исходя из своих главных проблем: кто-то лучше продвинулся в создании систем «умного транспорта», кто-то – в безопасности, госуслугах, экологии и т.д.

По словам Владимира Панова, процессы в Нижнем Новгороде можно условно разбить на 14 секторов. В области муниципального управления – это общий документооборот с Нижегородской областью, что позволяет сделать сквозную систему управления. Электронный бюджет и закупки – это стандартный механизм цифровизации - готовые решения в этой сфере уже есть на рынке.

Одна из главных проблем предпринимательства – точка входа и получение информации. Эту проблему можно решить через создание информационной системы, которую бизнес сможет установить на свои смартфоны. Часть полномочий, например по нестационарным торговым объектам, передаются от муниципалитета в районы, подать заявку предприниматель сможет через МФЦ. Коммуникация с жителями и вовлечение их в жизнь города тоже должна проходить через портал, - рассказал Владимир Панов.

В сфере безопасности сейчас стоит новый рубеж – распознавание лиц. С одной стороны, это поможет полиции ловить преступников, с другой – может использоваться для контроля за входом и выходом, например, в школах. Система запоминает детей и их родственников и «отсеивает» посторонних людей на входе. Сейчас идет работа над пилотом – до конца года проект будет внедрен в двух школах.

В области ЖКХ готовое решение – портал «Наш Нижний», который уже сейчас показывает эффективность – отношения между жителями и ТСЖ из закрытых переходят в открытые. Технологии «умного» освещения достаточно стандартные, и уже внедренные во многих городах. Но сами световые опоры можно использовать и для других сервисов, например, на них можно размещать датчики, которые мониторят состояние воздуха, датчики, измеряющие температуру дорожного покрытия и высоту снега, они могут быть инструментом, который отслеживает качество уборки улиц, - рассказал Владимир Панов.

«Многие решения и технологии в сфере «умных городов» уже есть, их не нужно изобретать, - говорит глава администрации Сарова Алексей Голубев. Города могут выбирать на рынке из того, что уже есть и за это не обязательно платить большие деньги».

«Умный город» - это творческая среда, пока до конца не понятая, но уже сейчас ясно, что она, скорее всего никогда не будет сформирована окончательно, поскольку должна постоянно развиваться в ответ на вызовы городской среды. Что же касается платформенных решений, то по прогнозам компании Huawei из открытых источников, первые «умные города» на основе глубоко интегрированных систем из многих подсистем и со всеми сервисами появятся не раньше, чем через 100 лет.

Читайте нас на Яндекс.Новости

Автор: Ольга Панова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений