Поиск по сайту
Жизнь
13.08.2018 17:42

Сергей Злобин: «Современная школа должна выходить за рамки классно-урочной системы»

По мнению министра, школьникам нужно дать право выбора учиться по индивидуальной образовательной траектории.  
Нижний Новгород. 13 августа. NewsRoom24.ru -

Современная экономика диктует внедрение новых стандартов в образование. Этот процесс сегодня активно прорабатывается в рамках проекта Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области. Какой же должна стать нижегородская школа в ближайшей перспективе? Об этом мы беседуем с министром образования, науки и молодежной политики региона Сергеем Злобиным.

- Сергей Васильевич, Стратегия социально-экономического развития предусматривает модернизацию учреждений образования. Речь идет прежде всего об оснащении школ современным оборудованием?

- Нет, главные вопросы касаются не оборудования, которым наши школы сейчас оснащены хорошо. Важно не просто закупить компьютеры, проекторы и интерактивные доски, а грамотно использовать все это в образовательном процессе. Нужно научить и мотивировать учителей эффективно внедрять в работу современные технологии.

Ключевое понятие здесь – «цифровая школа». Цифровая – не в плане применения электронных учебников, а в плане изменения всего образовательного процесса. Нужно постараться выйти за рамки привычной нам классно-урочной системы. Нынешние образовательные возможности гораздо шире. Дети могут легко черпать информацию не только из учебников, но и прибегать к помощи различных других носителей, интернета. И надо сказать, эта информация зачастую воспринимается ими лучше, чем та, которая есть в учебниках.

Поэтому наша первоочередная задача – включить в педагогический процесс внешние цифровые носители.

- Это не личные устройства, которые ребенок приносит из дома, а именно учебные – то, чем нужно оснастить учебные заведения?

- Да, это не личный сотовый телефон, а школьная принадлежность. Идеально, если у ребенка будет индивидуальное мобильное устройство – планшет или ультрабук. Оно должно быть включено в единую информационную систему в рамках класса: иметь выход на интерактивную доску, возможность обмениваться информацией, подключаться к цифровой лаборатории. Такой цифровой класс позволяет выходить на индивидуальную образовательную траекторию, то есть дает возможность каждому ученику двигаться в обучении в своем направлении.

Аналоги цифровой школы сегодня есть. К примеру, две недели назад я проходил обучающие курсы в рамках проекта «Остров 10-21». Мы приходили на занятия с цифровыми устройствами, Check-инились, получали задания, через QR-код писали свое мнение, отвечали на вопросы. Потом нам давали медиа-конспекты. По итогам мы готовили выпускные работы, связанные со своей темой. При этом программа, построенная на искусственном интеллекте, подбирала для каждого из нас индивидуальную образовательную траекторию. Исходя из нее, для каждого формировалось свое расписание занятий.

То же самое нужно внедрять в современной школе. На первом этапе это будут отдельные классы, учащиеся которых часть учебных материалов станут получать через планшеты. Такие устройства уже есть, и, думаю, скоро мы начнем внедрять их в практику.

- Какие классы это затронет в первую очередь?

- Те, в которых педагоги будут готовы изменить свой образовательный процесс. Работа с учебником и планшетом - две разные вещи. Индивидуальный подход предполагает иные, чем при фронтальном обучении, методы и приемы. Этому нужно учиться. В чем нам должны помочь наши партнеры по цифровому образованию.

- Индивидуализация обучения есть и в нынешней школе, но она идет со скрипом, потому что для нее не созданы необходимые организационно-педагогические условия.

- При классно-урочной системе создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов. Говорить об индивидуализации, на мой взгляд, здесь нельзя, поскольку классное расписание остается линейным. В тех же образовательных классах, которые мы хотим переформатировать, ребенок сможет выбирать как минимум из 2-3 уровней предмета. Например, одних детей физика будет интересовать как фундаментальная наука, других – как прикладная, третьим вообще достаточно базовых знаний. Исходя из потребностей, машинный интеллект сформирует индивидуальное расписание.

Самое главное – здесь есть алгоритм выбора. Сегодня его за школьника делают либо учителя, либо – чаще – родители.

- С какого класса логично дать такой выбор ребенку?

- На этот счет есть разные мнения. Лично я считаю, что это нужно делать в тот момент, когда у ребенка сформировались какие-то личностные ценности, когда он понимает, чего хочет добиться в жизни. Этот этап наступает примерно в 7-8 классах. Неслучайно, именно с этого периода реализуется большинство программ углубленного образования.

- Вы уже начали подбирать школы, где появятся такие экспериментальные классы?

- Хочу сразу сказать, что мы не будем ориентироваться на школы для успешных или одаренных детей. Во-первых, мы не знаем, какие именно знания будут нужны ребенку через 5-7 лет для самореализации. Что будет востребовано экономикой? Кто бы еще недавно мог предположить, что очень перспективным направление станет ядерная медицина как направление – связь физики и медицины. Или что нам нужны будут не просто программисты, а специалисты по работе с Big Data.

Во-вторых, зачем пытаться переформатировать так называемые «брендовые» школы, если они и так уже доказали свою востребованность? Зачем ломать уже имеющее качество?

В-третьих, есть нацпроект «Образование», который, в том числе, предполагает строительство новых школ. Вполне логично, если именно в них запустим новую образовательную систему.

- А потом-то это ждет и другие школы?

- Образовательную траекторию определяет педагогический коллектив. Мне бы не хотелось кому-то что-то навязывать. Поэтому на первом этапе цифровой формат будет внедряться только в новых школах.

- Такие школы будут открыты для всех желающих?

- Да, принимать в них будут всех желающих. Добавлю, что данные образовательные учреждения будут работать в тесной связке с вузами, с интерактивными лабораториями. В их медиатеке будут не только российские, но и зарубежные образовательные ресурсы.

- Расскажите о работе с одаренными детьми в регионе.

- Она идет по нескольким направлениям. Главное – создать детям дополнительное пространство через дополнительное образование.

Уже в сентябре на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского откроется первый в Нижегородской области «Кванториум». Он разместится в трехэтажном здании на улице Ульянова и будет буквально напичкан различными технологическими новинками. Попасть сюда сможет любой желающий по предварительной записи. Сначала ребенку предложат остаться на 12-часовые курсы, потом, если будет выявлена потребность, - на более длительный срок обучения. Отмечу, что основное отличие «Кванториума» от различных техно-комнат, работающих в современных торговых центрах, заключается в осознанном выборе изучать науку. Дети будут приходить сюда не поиграться, а с желанием создать и защитить свой проект. В этом им окажут необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, мы активно формируем пространство для общения одаренных детей. С этой целью в августе на базе лагеря «Лазурный» заработал нижегородский «Сириус». Мы собрали в нем детей из разных районов, объединив их по разным интересам. С ними также будут заниматься лучшие преподаватели, и опять же на выходе состоятся защиты проектов.

Еще раз подчеркну: нам важно обучать по индивидуальным образовательным траекториям как можно большее количество учеников. Необходимо переводить педагогов из разряда учителей-предметников в разряд наставников, тьюторов, которые будут помогать детям с работе с электронными ресурсами. Цифровое образование, кстати, сможет решить и проблему малокомплектных школ. Их воспитанники также должны получать весь набор образовательных услуг, которые сегодня доступны.

- Как будет развиваться сеть детских технопарков?

- В нацпроекте «Образования» прописаны четкие параметры: в течение ближайших 5 лет технопарки типа «Кванториума» должны появиться в каждом населенном пункте с численностью населения более 60 тысяч человек. В 2019 году мы рассчитываем открыть второй такой технопарк в заречной части Нижнего Новгорода. Сейчас ведутся переговоры с потенциальным партнером.

- В Стратегии социально-экономического развития говорится о создании образовательного кластера в регионе. Что планируется сделать?

- Правильнее говорить о нескольких кластерах. Мы будет собирать по конкретным направлениям образовательные ресурсы, направленные на решение задач современной экономики. Сейчас уже активно ведется работа по созданию кластеров в системе среднего профобразования по отраслям «машиностроение» и «металлургия». Возможно, появятся кластеры, связанные с отдельными направлениями в вузах.

- Школы тоже будут включаться в этот процесс?

- Будут. Однако это не означает, что, например, в медико-биологический кластер обязательно войдут школы с химико-биологическим уклоном. Нельзя лишать ребенка права выбора учиться по индивидуальной образовательной траектории. Это мы все должны понимать. В этом – залог повышения качества образования.

Беседовал Александр Савельев.

18+

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений