Поиск по сайту
Интервью
18.11.2020 12:35

Психолог Ольга Чехова: «COVID-диссидентам страшно признать реальность пандемии»

Эксперт объяснила, почему нижегородцы отказываются от мер COVID-безопасности.
Нижний Новгород. 18 ноября. NewsRoom24.ru -

Нижегородская область уже восемь месяцев борется с пандемией коронавируса. Тем не менее, инфекция распространяется также стремительно, как и набирает сторонников столь же опасное явление- COVID-диссидентство. Такие люди не верят в существование коронавируса и в социальных сетях призывают других нарушать эпидемические требования. Среди последователей COVID-диссидентства есть и звезды. Так, Никита Джигурда и Анастасия Волочкова незаконно приезжали в Дивеево во время карантина, получив за нарушение эпидемического режима немалые штрафы. Впрочем, свою неправоту они так и не признали. Newsroom24 вместе с психологом Ольгой Чеховой попытался разобраться, что стоит за явлением COVID-диссидентства и можно ли его победить.

-По какой причине люди отрицают коронавирус?

- В каждом случае причины могут быть разные, так как психика каждого человека уникальна. Однако если упростить, то глубинным основанием может быть страх смерти. Смириться со смертью невозможно, потому что на нее невозможно повлиять. Человек не может проявить в этом случае свой контроль и властность, что вызывает смятение и страх. Болезнь мирового масштаба - пандемия — это приближение к угрозе жизни, к смерти. Когда человек не может вместить в свое сознание реальность, где для его жизни существует угроза, он ее отрицает.

-Пожалуй, ни один COVID-диссидент не может пройти мимо обсуждения масочного режима, где непременно окрестит эпидтребования «рабством», а маски «намордниками», а не мерой защиты. Почему ношение масок так воспринимается?

- Признать ношение масок и соблюдение других эпидемических требований как необходимую меру защиты означает признать факт существования угрозы. Если человек признает, что пандемия существует, то предпринимает необходимые действия, например, защищает себя маской. Тогда маска воспринимается не как намордник, а как средство защиты, возможность обезопасить себя от угрозы. Если же не принимать эту страшную реальность, в которой возможна смерть, то обязанность соблюдения эпидемических требований воспринимается как насилие.

Демонстративные призывы не соблюдать эпидемические требования выглядят как подростковый протест. Именно в подростковом возрасте человек отрицает все, что ему предписывают взрослые, общество. Но протест является нормой для подростка, но не для взрослого человека. Однако если кто-то не прошел подростковый период, то он может реализоваться в любом возрасте. В этом случае взрослый будет протестовать против масок и прочих санитарных требований как тинейджер.

- Пандемия коронавируса показала, как каждый член общества тесно связан с другим. Ведь от действия или бездействия одного человека могут пострадать много других. Например, среди COVID-диссидентов есть так называемые «суперспредеры», которые будучи больными нарушают карантин и заражают окружающих. Почему они так поступают?

- Остаться дома при болезни может только взрослый человек, который берет на себя ответственность за свои поступки. Напротив, ребенок сделать этого не может. Так, если он хочет топнуть ногой в луже и всех обрызгать, за свои действия он не отвечает. Поэтому подобное поведение можно назвать показателем незрелости.

-COVID-диссиденты не только обсуждают свои идеи дома на кухне, но и активно отстаивают свою точку зрения в социальных сетях. С чем связано желание вынести свои суждения в публичное пространство?

- Подобное желание выглядит как подростковая потребность выделиться. В то время как подростки делают себе пирсинг во всех местах, COVID -диссиденты стараются выделиться из толпы своим несогласием соблюдать эпидтребования. Такие образом они добиваются привлечения внимания к себе.

-Некоторые COVID-диссиденты утверждают, что болезнь может случится с кем угодно, но не с ними. Почему у них возникает это чувство?

- Все страшное одновременно влечет и вызывает отвращение. Не зря среди массы новостей большую часть аудитории привлекают различные катастрофы, кровь и криминал. С одной стороны, такая информация является приближением к смерти, но то, что человек узнал о ней, посмотрел на происшествие со стороны вызывает облегчение, что с ним этого не случилось. Поэтому утверждение «болезнь случится с кем угодно, но не со мной» исходит из того, что человек не может признать факт и своей возможной болезни и даже гибели.

-Удивительно, что идеи COVID-диссидентства продолжают жить даже сейчас, когда заражение так или иначе затронуло каждую нижегородскую семью, друзей, коллег. Почему COVID-диссиденты не слышат разумных аргументов?

- Страх мешает им принять действительность, поэтому любые аргументы не помогут их убедить. Такие люди могут пересмотреть свою позицию со временем, но сделать это они смогут только самостоятельно. А пока человек не созрел, никакие доводы его не убедят.

- COVID-диссиденты требуют назвать правовые нормы, на основании которых они обязаны жертвовать своей свободой в пандемию. При этом постановления правительства, указы губернатора для них не являются весомыми.

- Не стоит забывать, что кроме правовых норм, если нормы морали, этики. К примеру, даже если в уголовном кодексе указано, что за убийство государство наказывает, то разве нужна правовая норма, чтобы этого не делать. Взрослый и ответственный человек понимает, что ненормально желать вреда другому. Поэтому в случае с пандемией зрелый человек будет стараться сделать все возможное, чтобы защитить себя и окружающих.

Напомним, с середины октября в Нижегородской области регистрируется свыше 400 новых случаев инфицирования коронавирусом за сутки. От усилий каждого жителя региона зависят сроки продолжения пандемии. Врачи не раз призывали нижегородцев носить маски и соблюдать социальную дистанцию. Ведь в условиях распространения коронавируса человек, который не осознает опасности, является первым «кандидатом» на заражение.

Автор: Анастасия Андронова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений