NewsRoom24 16 октября 2018 23:32 16 +

Уверенность в себе можно тренировать – Марина Метнева

19.02.2018 15:56
Уверенность в себе можно тренировать – Марина Метнева
Детский психолог рассказывает о школьном буллинге.
Нижний Новгород. 19 февраля. NewsRoom24.ru -

15 февраля новостные ленты пополнились ещё одной школьной трагедией, на этот раз – во Флориде. Случаи, когда подросток приходит с оружием в школу, нередки и для России.

Глава МВД Владимир Колокольцев заявил накануне, что с начала года более 16 тысяч адресов так называемых групп смерти были внесены в реестр запрещенной информации. А президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий уголовную ответственность за побуждение детей к суициду. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Как же получается, что вчерашний адекватный, спокойный и уравновешенный ребёнок вдруг оказывается способным на убийство или самоубийство? Оказывается, одна из возможных причин – отношения с одноклассниками. Как правило, родители могут не догадываться, а учителя – не обращать внимание на то, что эти отношения не складываются.

Одна из самых больших школьных проблем – буллинг. О том, насколько актуальна эта проблема в нижегородских школах, как её распознать и как с ней бороться, - в интервью с детским психологом Мариной Метнёвой.

- Приходилось ли лично вам как психологу работать с жертвами буллинга?

- Да. Чаще всего родители обращаются не по поводу конкретно буллинга (школьной травли ребенка со стороны его одноклассников), а по поводу плохой школьной успеваемости ребенка, отказу ходить в школу, замкнутости, нервозности, вспышках агрессии. В процессе консультации выясняется, что в основе вышеперечиленного чаще всего лежит именно буллинг. Или он же в сочетании с другими негативными причинами вроде эмоционального отвержения со стороны родителей или педагогов, которое ими даже не осознается. Однако причинами того, что ребенок становится изгоем в среде товарищей, вовсе необязательно является какое-то неправильное отношение к нему родителей. Дети из вполне благополучных семей становятся изгоями и по другим причинам, индивидуально-психологическим: они чем-то выделяются, отличаются от большинства. Но, подчеркну, каждый случай нужно рассматривать отдельно.

- Насколько эта проблема актуальна?

- Увы, очень актуальна. Думаю, что отчасти буллинг «инициируется» сверху – со стороны педагогов или их молчаливого согласия. Поясню, что значит «инициируется» со стороны педагога. Иногда педагог, сам того не замечая, может всего лишь «слегка» подшутить над учеником, который, как я уже сказала, чем-то отличается от других, отнестись к нему «слегка» пренебрежительно – и вот именно это «слегка» воспринимается учениками как команда «фас». Педагоги, плохо обученные психологическим приемам взаимоотношений с детьми, не ведают, что творят, когда позволяют себе внешне вроде бы безобидные «шутки» или «издевки» в отношении некоторых учеников. Что касается «молчаливого согласия» со стороны педагога, как реакции на конфликты в среде учеников, то оно, кроме отсутствия навыка профессионального поведения, может быть продиктовано особенностями личности самих педагогов: нежеланием участвовать в конфликте, страхом навлечь на себя «проблемы», позицией «моя хата с краю» и т. И у меня чаще и чаще возникает уверенность в том, что психолог в школе нужен прежде всего не ученикам, а педагогам – для коррекции их профессионального поведения, снятия симптомов эмоционального выгорания, повышения их уверенности в себе и психологической компетентности.

- Как неправильно ведёт себя жертва буллинга?

- Наиболее видимые окружающими эмоциональные реакции жертвы – страх, неуверенность. Именно они убеждают обидчика в том, что он силен и значителен, и провоцируют на то, чтобы усилить давление. Для обидчика такое поведение - своеобразная форма компенсации собственной неуверенности, которая как раз и вуалируется агрессивным поведением. Ведь слабый может выглядеть сильным только на фоне еще более слабого.

- Как вести себя правильно?

- Сначала – научиться не показывать свой страх, подавленность, неуверенность. И тем самым исключить или свести к минимуму «удовольствие» нападающего от ощущения своей «силы», своей «победы». Многие спорят – как реагировать. Чаще всего мужчины советуют дать сдачи, ударить, подраться, записаться в секцию борьбы и т. Это верно, но не всем подходит, потому что люди – разные. Не каждому дано быть физически сильным и способным на ответную агрессию. Как быть девчонкам или мальчишкам, которых иногда называют «ботаниками»? И ситуации бывают разные. Иногда ответить ударом на удар не получится, потому что трое – на одного.

И здесь нужно помочь ребенку осознать, что если физически сильным может быть не каждый, то натренировать психологическую силу может любой человек. И именно на этом и нужно сосредоточить внимание, обучая детей и подростков противостоять травле.

Я бы предложила попробовать следующий вариант поведения. Поэтапный. Первый шаг – научиться внешне скрывать свой страх. Ведь что делает жертва, которая боится? Прячет глаза, закрывает лицо, отворачивается. Первая задача – научиться с молчаливым спокойствием (внешним) наблюдать за происходящим, перестать отводить взгляд. Это можно делать даже тогда, когда тебя бьют. Не следует недооценивать силы прямого открытого взгляда. Да-да - даже если тебя бьют – молча наблюдать, глядя в глаза обидчикам и не показывая страха. Помните - тот, кто наблюдает – чисто психологически перестает восприниматься как слабак.

Затем должны последовать следующие шаги – постепенная тренировка уверенного поведения в ситуации давления толпы. Это трудно, но существуют приемы, техники, которыми можно попытаться овладеть, чтобы выглядеть уверенным, сильным, сохраняющим достоинство даже в условиях стресса. Когда ребенок сам поймет, что уже не боится, травля прекратится сама собой.

- Как нужно вести себя родителям?

- Во-первых, дать понять ребенку, что вы готовы его защищать несмотря ни на что. Но увы, часто родители совершают ошибку и добавляют неуверенности в ребенке, начиная либо высмеивать его, либо игнорировать его проблемы. Это происходит от неуверенности и страхов самих родителей. Родителям тоже нужно учиться уверенному поведению, умению настойчиво защищать интересы своих детей, но для этого им прежде всего нужно научиться защищать свои интересы и свою позицию.

- Как обычно ведёт и как должна вести себя школа?

- Обычно, к сожалению, школа считает что «дети сами во всем виноваты», ну или их родители. По поводу родителей это, как я сказала, отчасти правда. Иногда приходится наблюдать, как и сама школа и даже сами родители из кожи вон лезут, защищая «честь школьного мундира». В основе – те же страхи и неумение противостоять давлению, потому что в подавляющем большинстве этому никто нигде не учит. Уверенное поведение, стремление отстаивать свои права, и – не дай бог – свои ИНТЕРЕСЫ - в нашем обществе часто ложно воспринимается как агрессия, и система направлена на подавление не то что попыток, но даже мыслей на эту тему. Если родители озаботятся тем, как научиться грамотно защищать свои интересы и интересы своих детей, общество от этого только выиграет.

Справка

Буллинг, или травля (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, психосоматическим заболеваниям, может явиться причиной самоубийства. 

18+

18+

Автор: Юлия Слапогузова

архив новостей

24252627282930123456789101112131415161718192021222324252627282930311234
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс




  1. Нравится ли вам, как сейчас идет благоустройство Нижнего Новгорода?