Поиск по сайту
Деньги
25.07.2016 12:16

Что мешает развитию гражданского судостроения в Нижегородской области

Падение грузоперевозок, отсутствие мер господдержки и пробелы в законодательстве – считают представители отрасли.
Нижний Новгород. 25 июля. NewsRoom24.ru - Нижегородское судостроение сейчас живет в основном за счет оборонных заказов, дозагрузить предприятия и использовать потенциал отрасли на полную мощность может гражданское судостроение. Об этом на пресс-конференции 22 июля говорили руководители нижегородских предприятий.

Объем годовой выручки судостроительной отрасли в Нижегородской области – 20 млрд рублей. 2015 год она закончила с индексом производства 135%. Однако в 2016 году ситуация пока складывается не лучшим образом: показатели снижаются. Индекс производства за январь-май составил 95,7%. Причина снижения, по словам советника при губернаторе Нижегородской области Владимира Нефедова, в завершении некоторых госпрограмм, недостаточности федерального финансирования и, как следствие, - в недозагрузке ведущих предприятий, таких как «Красное Сормово», борский завод «Теплоход».

«Мы занимаемся всей номенклатурой гражданского судостроения: строительством всех типов судов вспомогательного флота – от мостов до спасательных судов и судов-заправщиков. Тем не менее, сейчас 80% наших заказов – военные и в 2017 году доля гражданских заказов, скорее всего, снизится, - рассказывает генеральный директор «КБ «Вымпел» Вячеслав Шаталов. – Хотя объем работы растет каждый год на 15%. Например, по нашему проекту строится ледокол «Илья Муромец».

«У нас 95% заказов – по гособоронзаказу. В этом году нам осталось выполнить 4 заказа для Министерства обороны и один причал для МЧС. В 2017 году мы ожидаем 7 заказов: 5 для Минобороны и 2 для ФСБ», - подтверждает тенденцию и.о. генерального директора «ССК» Дмитрий Савин.

Однако развитие гражданского судостроения – это не перспектива для следующего года, хотя нижегородские предприятия готовы выполнять эти заказы уже сейчас.

Одна из причин - снижение грузоперевозок по воде. Так, с 2014 года грузотоварооборот по воде упал на 23%. «Из-за этого мы можем констатировать снижение заказов и на танкеры, и на сухогрузы. И надеяться на появление заказов в такой ситуации трудно. Есть перспективы у круизного флота – но это не перспектива ближайшего года», - говорит Владимир Нефедов.

Еще одна проблема отрасли сейчас – в отсутствии мер поддержки со стороны государства, аналогичных тем, что есть в других отраслях. К примеру, программа утилизации в автопроме. В судостроении такая же проблема давно назрела, потому что гражданский флот старый и очевидно, что его нужно менять. Однако новое судно стоит дорого, а денег у судовладельцев нет. Но программа утилизации старых судов, которая могла бы сдвинуть проблему с мертвой точки, до сих пор не принята, хотя говорят о ней уже давно.

Развитие гражданского судостроения сейчас сдерживает и недоработанное законодательство. Пример приводит генеральный директор «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» Сергей Платонов. «До 2030 года в РФ действует Стратегия развития транспортной системы. И с 2011 года в рамках госзаказа в нашем КБ разрабатывается 6 проектов пассажирских судов. - Одно из них – «Комета-120М» - в сентябре-октябре будет проходить испытания на Черном море. Другое судно по нашему проекту – «Валдай» на 40 посадочных мест - предназначено для рек. Мы его строим сами на свои средства. Интерес к этому проекту проявила Самарская область, которая бы хотела на ЧМ-2018 перевозить болельщиков речным транспортом. Но здесь возникли «законодательные» проблемы с финансированием: Самарская область по закону не может выступить заказчиком, другие приемлемые схемы финансирования, в том числе и через лизинговые компании, мы пока не нашли – получается ситуация «ни купить – ни продать». Между тем речной транспорт был бы востребован рынком: по Волге и Оке сейчас ничего не ходит, ничего нет и на реках за Уралом. Вообще Нижегородская область может предложить комплексное решение для пассажирских перевозок по воде: у нас есть еще и суда на воздушной подушке, которые можно использовать зимой и в межсезонье».

Тем не менее, нижегородские судостроители считают, что в ближайшие 2 года ситуация изменится в лучшую сторону, поскольку интерес к гражданскому судостроению растет.
«Мы разрабатываем для Москвы варианты судов для речного общественного транспорта, - комментирует Вячеслав Шаталов. – Но возрождается интерес и к туристическим судам. По нашему проекту планируется построить судно для компании «Водоход». Оно рассчитано на 300 пассажиров, может выходить в прибрежные речные районы. Но на «Красном Сормове будет строиться другое судно, по проекту другой компании».

Пока же, кроме оборонного заказа, предприятия поддерживают заказы на вспомогательные, научно-исследовательские суда, рыболовецкий флот. Так, «КБ Вымпел» презентовал Росатому проект создания малых мобильных плавучих атомных станций – они помогут обеспечить электричеством и теплом небольшие поселки в сложных условиях Арктики. Их можно было бы строить на Красном Сормове», - рассказал Владимир Нефедов. Но сейчас пока первая плавучая атомная станция «Михаил Ломоносов» (по другому проекту) строится на Балтийской судоверфи. По словам Вячеслава Шаталова, «согласно этому проекту люди должны жить на станции, на которой расположен и реактор, Мы предложили строить, по сути, энергоблоки – они легче и дешевле. На нашем блоке не надо жить – он стоит у берега, а люди живут на берегу. Кроме того, наши блоки могут обеспечивать энергией маленькие прибрежные городки, которым не нужны большие станции. Росатому наша идея понравилась, но было принято решение построить сначала большую станцию, а потом строить блоки».
Автор: Ольга Панова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений