Поиск по сайту
Подробно
18.05.2015 14:50

Переход на нормативно-подушевое финансирование стал причиной оптимизации системы учреждений образования в Нижнем Новгороде

В процессе оптимизации задействовано 29 школ, 69 детских садов и 8 организаций дополнительного образования.
Нижний Новгород. 18 мая. NewsRoom24.ru - Оптимизацию системы образовательных учреждений проводит администрация Нижнего Новгорода. О том, как идет работа, и какие цели планируется достичь в результате оптимизации на пресс - конференции 16 апреля рассказала заместитель главы администрации города Мария Холкина.

По данным департамента образования, в настоящее время система образования Нижнего Новгорода состоит из 561 учреждения образования. Из них 186 школ, в которых учатся 111 тыс детей, 339 детских садов, которые посещают 63 тыс детей, и 36 учреждений дополнительного образования.

Как пояснила Мария Холкина, необходимость оптимизации системы образовательных учреждений была вызвана переводом с 2014 года школ, а с 2015 года и детских садов на нормативно - подушевое финансирование. Новый механизм предусматривает финансирование образовательных учреждений по количеству обучающихся и посещающих их детей, а не по штатному расписанию, как это было раньше.

В соответствии с федеральным законодательством норматив финансирования школ составляет 35 тыс рублей на одного ученика, детских садов – 63 – 65 тыс рублей на одного ребенка в год. «Открытая прозрачная схема финансирования, - пояснила Мария Холкина, - Сколько в школе учеников, сколько в детском саду детей - столько у них и денег».

Субвенции на образование перечисляются регионам из федерального бюджета и могут тратиться образовательными учреждениями только на зарплату учителей и на приобретение оборудования для образовательного процесса. Казалось бы, все просто. «Чем больше школа получает денег, тем больше у нее останется на развитие материально-технической базы, - пояснила Мария Холкина, - Все директора школ уже переформатировали свое сознание и поняли, что чем больше у них учеников, тем лучше».

Однако экономический анализ, по словам Марии Холкиной, показал, что экономический эффект достигается при наличии в школе не менее 600 учащихся: «Школы до 600 человек экономически себя не обеспечивают».

Однако все школы в Нижнем Новгороде, как и подавляющее большинство детских садов, были построены в советские времена, и их местоположение соответствовало потребностям бурно развивающегося промышленного города. После того, как часть предприятий вообще прекратила свое существование, некоторые микрорайоны стали не столь густонаселенными, как в советские времена. Это автоматически отразилось на наполняемости детских садов и школ.

«В Нижнем Новгороде существует определенная историческая данность. Если в 30-х – 40-х – 50-х – 60-х годах микрорайон Станкозавода в Ленинском районе был бурно развивающимся, там строили детские сады и школы. Сейчас, когда производство умерло, микрорайон тоже умирает, а детские сады и школы пустуют», - привела конкретный пример Мария Холкина.

По данным департамента образования, в настоящее время только в 31 школе Нижнего Новгорода учатся более 900 учеников. В 45 школах учатся от 700 до 900 учеников, в 39 школах – от 500 до 700 учеников, в 29 школах – от 300 до 500 учеников. В 12 школах учатся от 200 до 300 учеников, еще в 12 школах от 100 до 200 учеников, а в одной школе учатся вообще менее 100 учеников. «Это катастрофа», - резюмировала замглавы администрации. Таким образом, почти 30% нижегородских школ при имеющемся количестве учеников едва сводят концы с концами.

Ситуация с детскими садами, по словам Марии Холкиной, еще более катастрофическая – 25% детсадов имеют всего по четыре группы.

Теоретически, нормативно – подушевое финансирование, на которое переведены школы и детские сады, подразумевает, что оно должно полностью их содержать. Однако не смотря на количество детей, все школы и детские сады должны иметь не только полный набор педагогов, но и полный комплект административно – технического персонала - завхоз, электрик, слесарь, дворник и т.д. В этих условиях небольшим школам и детским садам достаточно трудно выжить. Поэтому администрацией города и было принято решение об оптимизации системы образовательных учреждений путем объединения юридических лиц.

По словам Марии Холкиной, всего в процессе оптимизации задействовано 29 школ, 69 детских садов и 8 организаций дополнительного образования. «На выходе из 106 задействованных юридических лиц получится 54 юридических лица, - пояснила замглавы администрации, - А получаемые ими субвенции позволят выплачивать достойную заработную плату педагогам и оставлять средства на развитие материально – технической базы образовательных учреждений».

Администрацией Нижнего Новгорода было принято решение начать процесс оптимизации с детских садиков. Соответствующее постановление было подписано главой администрации Нижнего Новгорода Олегом Кондрашовым в начале апреля.

Как рассказала Мария Холкина, суть оптимизации состоит в объединении расположенных в непосредственной близости друг от друга детских садов в одно юридическое лицо и сокращении дублирующего персонала.

«Мы боремся за то, чтобы ни один качественный кадр не ушел из системы образования, - пояснила Мария Холкина, рассказывая, о том, как решается вопрос с сокращением заведующих детских садов, - Кадровая скамейка катастрофически мала, мы не можем раскидываться кадрами и ведем персональную работу».

«Мы сейчас пофамильно рассматриваем вопрос о том, кто будет сокращен, - продолжила Мария Холкина, - Понятно, что мы будем выбирать не заведующую, которой 62 года, а заведующую, которая молодая, перспективная, инициативная, которая готова развивать садик и внедрять какие-то интересные идеи. Сейчас очень много пилотных и грантовых проектов, в которых можно участвовать. Но если мы видим, что заведующая в 62 года даст фору 40-летней, мы предлагаем ей остаться замом и работать до тех пор, пока она не передаст свои знания».  

Мария Холкина подчеркнула, что объединение детских садов происходит исключительно на уровне юридических лиц: «Дети продолжат ходить в те же детские сады, в которых будут работать те же воспитатели». Но после объединения у двух детских садов станет один номер – того детского сада, на базе которого производится объединение.

В настоящее время проводится работа по уведомлению педагогических коллективов и родителей о проводимой оптимизации. После чего департаменту образования необходимо будет изменит уставы и зарегистрировать новые юридически лица в налоговой инспекции.

Что касается оптимизации школ, первым этапов стала оптимизация штатных расписаний, проведенная департаментом образования в 2014 году. «Директорам школ понадобилось какое-то время, чтобы понять особенности работы в условиях новой системы финансирования, - пояснила Мария Холкина, - Большинство школ начало работать в новых условиях со старым штатным расписанием. Нормативно – подушевой метод финансирования предусматривает наличие в штатном расписании школы 70% педагогов и не более 30% административно – технического персонала. На практике эти цифры существенно отличались. В результате из штатных расписаний в общей сложности были исключены 780 единиц. При этом ни один человек не был уволен, а экономия составила около 78 млн рублей».

Вторым этапом оптимизации школ станет объединение юридических лиц. В отличие от детских садов, его целью будет не только сокращение расходов на непедагогический персонал, но и оптимизация образовательного процесса с целью исключения обучения во вторую схему.

Одним из примеров этого станет объединение школы №148 и №182 Ленинского района. В настоящее время школы, расположенные на расстоянии 800 метров друг от друга, неукомплектованы, поскольку имеют совпадающие микроучастки. После объединения в одно юридическое лицо в одном здании будет располагаться начальная школа, а в другом средняя
Это позволит избавиться от обучения в две смены.

18+

Автор: Ирина Власова
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений