Поиск по сайту
Культура
04.12.2013 07:30

Выставка скульптур из стекла открывается в Нижнем Новгороде

Выставка работ скульптора Петра Станицкого пройдет с 4 декабря по 19 января.
Как сообщает пресс-служба Нижегородского государственного выставочного комплекса, из представленных художников стекла Петр Станицкий больше других выходит за рамки традиционного понимания искусства стекла. Он – скульптор в прямом смысле слова, ваятель, для которого материал – будь то стекло, дерево, картон, глина или металл – не играет определяющую роль, но работа с ним всегда подчинена собственно авторскому замыслу. Он из поколения чешских художников, которые всесторонне воспользовались современной открытостью мира и номадами путешествуют не только по реальному международному и межконтинентальному пространству, но и по миру изобразительного искусства. В направлении его творчества естественно сказалась пражская учеба под руководством известных чешских художников: скульптора Курта Гебауэра и художника стекла Мариана Карела, стажировки в университетах США, а также работа в мастерской знаменитого американца Джеффа Кунса. Такой опыт дал ему возможность прорабатывать целую шкалу импульсов и настроиться на актуальный ритм происходящего в мире.

В настоящее время скульптура уже не замкнута в своем определении осязаемой реализации трехмерного предмета на классическом материале. Ее границы, радиус материалов и функций чрезвычайно расширены. Таким образом, сегодняшний день скульптуры определяется ее актуальной установкой, местоположением: когда стираются и переплетаются традиционные рубежи и ограничения жанров и видов во имя нового синкретического единства и сосуществования отдельных художеств, как раз феномен пространства становится главным связующим звеном и знаменателем развития. У Станицкого критика отметила непосредственную тематизацию пространства, к которой вдохновил его Нью Йорк, город специфического цивилизационного пространства и архитектуры. Потому его произведения приравнивают к своего рода стрительным сооружениям. Хотя у него на пройденном пути есть и опыт работы с фигурой и с фигуративной формой, в его творчестве преобладает абстрактный фундамент геометрической конструкции формы, нередко ощущаемой интуицией.

Стекло для него скульптурный материал наравне с другими, и он естественно эксплуатирует его качества, прежде всего прозрачность, способность излучать и поглощать свет, что позволяет ему создавать – строить и конструировать – реальные и вместе с тем виртуальные пространства. Чаще всего он использует промышленные доски листового стекла, а также гутное литое стекло, комбинируя его с другими материалами. В результате обычно возникает скульптурное произведение – объект или инсталляция. Именно в соединении и на стыке различных и зачастую противоположных феноменов, непривычно комбинированных материалов, твердого и жидкого вещества, прозрачного и непрозрачного, органического и анорганического, рационального и интуитивного, массивно ощущаемой артистической формы с формой-находкой, принципов конструкции и деструкции, предопределенности и случайности, хаоса и порядка итд., вносят в его творения беспокойное напряжение значений и насыщают неживую, казалось бы, материю неоднозначным духовным акцентом.

Общим знаменателем творчества Петра Станицкого является исследование пространственных размеров человеческого бытия в современной цивилизации. Притом он представляет другой ракурс восприятия стекла как полноправной скульптурной материи. Самое удачное определение его творческих замыслов принадлежит ему самому: «Вместо фигурального знака человеческая фигура скрылась в символике архитектурных структур. Я ищу соотношения в природе и в архитектуре как в конструкции, с кторой мы связаны своей сущностью. Система, конструкция и порядок – направление моей работы. Присутствие человека – всего лишь незаметная тень, проходящая по сцене. Я сознательно ощущаю человеческое присутствие и в местах давно покинутых людьми. У меня создается убеждение, что конфигурация, масштаб и пропорция могут произвести человеческое присутствие. Присутствие из нескольких мест и времен. Любой объект любой архитектуры является какой-то автономной реальностью со свойственными ей пропорциями и иллюзиями.»

18+

Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений