Поиск по сайту
Культура
28.04.2013 23:47

Нижегородский музыкальный телепроект «Выйти из тени»: первый полуфинал

В полуфинале состязались Н1N1, Heart Rock café, «Байкер Титов» и «Каштаны из Берлина».

Жюрила команды мужская троица, а именно Валерий Нухтаров, Евгений Афраймович и Вадим Пятаев.

Первыми из тени выходили Н1N1 и Heart Rock café.

Группа H1N1 сыграла в качестве визитки старую песню, — комментирует этот баттл Евгений Афраймович. — Песня была проходная, абсолютно не интересная. Потом музыканты признались, что выбрали ее специально для своих поклонников. И мы это оценили — поставили им авансом три балла.

В номинации «соло» изменились условия конкурса: выбор инструментов для солирования делегировали жюри. В обеих первых командах мы выбрали басистов. Басист H1N1 ничего нового не показал. Но он молодец: четко и аккуратно исполнил все, что умеет и продемонстрировал, что делает это хорошо.

Басист Heart Rock café решил использовать  для солирования возможности ножного семплера. Он сначала играл ход на басу. Когда этот ход зациклился, он попытался наиграть ритм, но это получилось криво и страшно, слушать было невозможно. Была попытка показать умение играть, но получилось это на слабом любительском уровне. Он не показал владения инструментов, не справился с примочкой и полностью провалил номер.

Выпавший на долю обеих групп кавер «Там, где клен шумит» они обе исполнили неинтересно.  

Общий счет получился 8 : 6 в пользу H1N1. И это совершенно справедливо, потому что оставшаяся в проекте группа заметно сильнее своей соперницы по полуфиналу.

Но честно скажу, что по сравнению с четвертьфиналом, обе команды смотрелись хуже. Они у самих себя на четвертьфинале не выиграли бы.

Импровизаций же мы сегодня не услышали вообще».

Размышления в паузе. А ведь сложная задача для рокера – сделать кавер на такую махровую «попсу» как «Клен». Рассказывая автору этих строк о своих впечатлениях, Янина Кичигина из H1N1 поразила цифрой подготовленных для кавера вариантов – десять!!! Десять разных вариантов решения песни. За два дня подготовки! Это серьезная работа, это дорогого стоит. «Но я так и не нашла в этой песне ничего, что могла бы в ней полюбить», — призналась Янина. Эмоционального резонанса не получилось, не состоялось, не срослось «на уровне полей». И об этом несовпадении стоит задуматься организаторам. 

Вторыми из тени выходили «Байкер Титов» и «Каштаны из Берлина»

«Песню-визитку «Байкер Титов» сыграл замечательно, — вспоминает Афраймович. — Для номинации «соло» мы выбрали клавиши, Клавишница сыграла хорошо. А в кавере – это был «Музыкант» Константина Никольского – ритм-секция рассыпалась, клавишница-вокалистка не смогла одновременно петь и играть. В итоге спела плохо и сыграла плохо.

В фазу выступления группы «Каштаны из Берлина» музыканты и наш опоздавший корреспондент вступили одновременно. Группа – на сцену, корреспондент — на балкон, где работает жюри. Жюри как раз обсуждало в паузе, что барабанщик и саксофонист «Каштанов» заканчивают консерваторию, остальные уже с консерваторскими дипломами. Причем, барабанщик дополнительно играет в оркестре. То есть у каждого грамота, знания, опыт. Тем временем стало ясно, что за время, прошедшее с четвертьфинала, «Каштаны» изменили состав и обзавелись вокалисткой по имени Жанна.

Однако песню-визитку они исполнили в сугубо инструментальном составе и, как было обещано в короткой преамбуле, эта композиция раскрыла группу совершенно с неожиданной стороны. Итак… симфоническая поэма Камилла Сен-Санса «Пляска смерти» (wow! — так и охнули в жюри).

В свое время поэма была написана для следующего состава оркестра: две флейты, флейта-пикколо, два гобоя, два кларнета, два фагота, четыре валторны, две трубы, три тромбона, туба, ксилофон, литавры, тарелки, треугольник, большой барабан, арфа, скрипка соло, струнные.

В процессе сочинения Сен-Санс использовал множество новационных для того времени приемов (например, настроил привычный квинтовый интервал скрипки соло как диссонирующий тритон) и выпустил на свободу свое чувство юмора.

«Каштаны» трансформировали его замысел на баяне, балалайке, саксофоне бас-гитаре и ударных инструментах.

Когда исполнение завершилось, первым завопил «браво» наш корреспондент, освобожденный от необходимости «держать лицо» в качестве члена жюри.

«Мы так и ждали, что вы будете играть программу, выученную в консерватории, — авансировал оценку Афраймович. – Но когда услышали – поняли, что ни в одной консерватории мира эту музыку так не играют. Это здорово!»

«Да, неожиданно, тонко, проникновенно. Вообще — браво», - добавил Вадим Пятаев.

Номинация «соло». Выбор жюри - соло на балалайке - музыкантов не смутил. Николай Назаров «на раз» сыграл прекрасно подготовленный концертный (или конкурсный) номер с демонстрированием множества приемов игры на балалайке. Смутились члены жюри. «Конечно, профессионал есть профессионал. Наверняка у каждого из вас есть подобный номер», - констатировал Вадим Пятаев.

«Жаль только, что в условиях конкурса соло нет обязательного требования импровизационности этого соло», - добавил Афраймович. – Мне кажется, мы услышали выученную пьесу. Но не поставить за это отличную оценку мы не можем, потому что сыграно блестяще. А группа ваша интересна тем, что на традиционных инструментах вы играете неожиданную, совсем другую музыку. Услышь мы на балалайке импровизационное соло, которое можно отнести к рок-музыке, наверное, получили бы совсем другое впечатление».

Однако в регламенте конкурса условия по импровизационности соло не указаны. Стало быть,  музыканты формально правы! И об этом тоже стоит подумать организаторам. 

«Нечестно противопоставлять импровизационному номеру выученный, — горячилось жюри в паузе. — Соло клавишницы не было выученным. У нее не было готового номера, и она импровизировала, проявляла смекалку, показала, что может быстро ориентироваться в возможностях инструмента. Она поиграла джаз, рок, смешные эпизоды, классику, точно чувствуя, когда что надо менять. И она же провалила полностью «Музыканта». Потому что она пела главную партию и не попадала по клавишам вообще. Если бы вокал отдали лидеру, прозвучало бы иначе. Но что произошло, то произошло!»

Спор происходил на фоне саундчека группы перед исполнением «Музыканта». Саундчек подозрительно напомнил настройку симфонического оркестра перед исполнением, но это не насторожило возбужденных спором членов жюри.

Однако спор мгновенно стих на первых звуках кавера. Тихий рифф бас-гитары, исполненный упругого внутреннего ритма, начал диалог с импровизационными переливами сопрано-саксофона. Вступил речитатив вокалистки. На третьей строчке песни речитатив перешел в тихое пение. Подтянулся баян. Балалайка. Барабаны. Все постепенно, poco a poco, с точнейшим чувством меры, идеально выверенным и выдержанным ростом и напора, и громкости. На словах «зачем явился ты на свет» звучало уже мощное тутти всей группы, с неожиданным сломом привычного мелодического хода. На повторе же этого «зачем» нежная блондинка Жанна словно превратилась в королеву-воительницу, которая в лицо самой судьбы выплеснула свое яростное: «Зачем???» И – резко сброшена громкость, тише, еще тише, остались только голос, бас и сопрано-саксофон. Речитатив. Последний звук. Тишина. Пауза. Аплодисменты.

«Вот эта пауза между отзвучавшей мелодией и аплодисментами, - говорит Афраймович, - важнейший показатель. Вы представили нам совершенно новую песню, которую мы раньше и не слышали. Получилось очень красиво. Отдельное спасибо саксофонисту за то, как он помогал вокалистке в самом динамичном эпизоде, какие получались контрапункты – здорово!»

«Думаю, что вокалистка очаровала всех, - задумчиво создал свой контрапункт Вадим Пятаев. – Здесь присутствует культура вокала. Сама же песня «Музыкант» прозвучала лучше, чем у группы «Воскресенье» - красиво, вкусно аранжировали эту вещь».

Общий итог: в финал выходят «Каштаны из Берлина».

Как мы уже писали, в нижегородском Sound Hall’е с 28 ноября 2012 года записывается телевизионная музыкальная программа «Выйти из тени». Это совместный проект караоке-клуба Sound Hall и телеканала «Домашний».

Телеверсия программы демонстрируется в эфире телеканала «Домашний» по воскресеньям.

Программа «Выйти из тени» будет продолжаться до июня 2013 года. Ее завершающий этап - большой рок-фестиваль, который запланирован на День молодежи. В фестивале будут участвовать все, кто дошел до финала, группа, получившая максимум зрительских симпатий и, возможно, супергруппа, которая будет собрана по предпочтениям жюри.

В жюри, оценивающем выступления участников проекта, в разное время участвовали Игорь Кораллов, директор музыкального колледжа имени Балакирева, Евгений Рабин, клавишник легендарной группы «Второе дыхание», вокалист Вадим Пятаев, вокалист Александр Шмеркович, лидер группы Lethal Out-core Артем Казанин, выпускающий редактор NewsRoom24 Светлана Кукина.

18+

Автор: Светлана Кукина
Источник: http://newsroom24.ru
Еще в рубрике
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений