Как мы уже писали, в «Арсенале» до 3 февраля работает видеовыставка «Искусство знать». Свою научную картину мира представляют художники разных возрастов: условно «взрослые» и дети.
«Искусство знать» можно смотреть по-разному. Сначала пробежаться вдоль экспозиции и мельком посмотреть на экраны. Потом постоять с наушниками возле «избранных» видеоинсталляций, чтобы полностью погрузиться в концепцию представленной работы. Либо смотреть все подряд.
Я пошла по первому пути.
Первое впечатление о выставке – детские и взрослые работы одинаково интересны и одинаково профессиональны. Потому что дети не пытаются выдавать себя за взрослых – их «наив» органичен и, по большому счету, вполне зрел.
Работа «Синяя дыра» (Екатерина Крысова, 11 лет) привлекла мое внимание, прежде всего, созвучностью интересов: десятиклассницей, я «болела» астрономией и ядерной физикой и даже написала трактат о «черных дырах», который был одобрен, премирован и т. п.
«Синяя дыра» - дальняя родственница «черной» тезки. Она припеваючи живет на небе, хрумкает окружающие планеты и заодно заглатывает пролетающую мимо ракету.
Однако физические законы приводят к тому, что ракету приходится выплюнуть. В отличе от «черных дыр», «синяя» не все заглатывает в одну сторону. О чем свидетельствуют газеты: «скорость света существует!», «Скорость света против синей дыры» и даже неожиданное, но вполне актуальное «Олимпийская деревня – бедненько, но чистенько». Юмор автора подкупает.
Философичная «Жизнь деревьев» Петра Гончарова, напротив, очень серьезна: при нынешнем масштабе уничтожения деревьев (их рубят, жгут, изводят на мебель) впору задуматься о том, как деревья будут воспроизведены.
Мальчик-дерево, на руках которого гнездятся птицы, неожиданно наводит также на мысль «прах к праху», но, полагаю, 11-летнего автора эта мысль не посетила.
«Появилась идея» (Мария Серебрякова, 12 лет) – прелестная остроумная работа о творческом поиске. Вот творец напряженно ждет мыслительного всплеска.
О! Идея прилетела!
Пролетела.
Творец бегом бросается в погоню. Ан не тут-то было! Идеи носятся в воздухе, и охотятся за ними толпами. И случается, что твоя идея поймана другим,
и приходится нешуточно сражаться за авторство.
Мне очень нравится, как авторы вводят себя в «ткань» повествования, — в работе «Солнце» (Александра Ельницкая, 12 лет), например, где автор бродит по солнцу с исследовательскими целями, а, может, просто отправился за новыми впечатлениями.
Некоторые работы интересны своей сугубо научной стороной. Например, «Свойства воды» (Сергей Денисов, Владислав Ефимов) — это видеоинсталляция, отражающая несколько агрегатных состояний воды. Завораживает.
С другой стороны, есть и работы, в которых науки меньше, чем искусства. «Что такое авангард» (Всеволод Лобов, 15 лет) представляет собой серию анимированных коллажей, в которых оживают работы Эля Лисицкого, Казимира Малевича, Арсения Авраамова.
«Шпионская история» Евгения Стрелкова относится к сюжетам, с которыми каждому любознательнорму человеку имеет смысл познакомиться. Драматичная история создания советской атомной бомбы замешана на сотрудничестве с западными учеными, обладающими «атомным секретом», Во имя тех или иных идеалов (например, ради сохранения мира) они, фактически, продали секрет советской стороне. Некоторые поплатились за это жизнью.
«
«Равновесие NOVA» (Андрей Суздальцев) в известном смысле продолжает линию ядерного оружия. Очень забавный диалог «говорящих голов», где и говорят-то не всегда головы, напоминает о противодействии между двумя ядерными сверхдержавами, которое в наши дни звучит как-то особо актуально.
18+