Как сообщает пресс-служба Русского музея фотографии, завтра, 16 января 2013 года, в музее открываются три выставки, посвященные юбилейной дате – 170-летию нижегородской фотографии.
Один из самых значимых и любопытных проектов - выставка «Фотолетопись Нижегородской ярмарки к.XIX - н.XX вв.» Фотографии А. Карелина, М. Дмитриева, И. Иванова, М. Хрипкова и других, отобранные для экспозиции, - из фондов музея.
Нижегородскую ярмарку называли «всероссийским торжищем: сюда привозили товары из Сибири, Средней Азии, Англии, Японии, Америки. Франции… Но ярмарка была не только торговым, но и культурным центром. В часы отдыха съехавшаяся на ярмарку публика могла посетить театр «Фантош», Интернациональный музей, «Электрический театр живых фотографий». И, конечно же, на ярмарке были фотопавильоны наших знаменитых фотографов - А.О.Карелина и М.П.Дмитриева, сообщает пресс-релиз.
На фото Максима Дмитриева - разрушение Нижегородской ярмарки.
«Фотографии Нижегородской ярмарки были особенно популярны и актуальны, когда городские и областные власти возрождали саму ярмарку, это было в 1991 году, - напоминает тележурналист Александр Цирульников. – Сами исторические фотографии вернулись к нижегородцам именно тогда. Телережиссер Юрий Беспалов на основе этих фотографий сделал фильм. Я использовал эти фотографии в каждом своем телерепортаже, посвященном возрождению ярмарки (преимущественно, это были фотографии Максима Дмитриева). Ярмарка пережила второе рождение 3 сентября 1991 года, когда Борис Немцов торжественно продемонстрировал документ, подписанный Иваном Степановичем Силаевым, бывшим директором авиационного завода, а к тому времени председателем Совета Министров РСФСР. Немцов, чтобы успеть к открытию ярмарки, перехватил Силаева в стенах Совмина, и документ был подписан практически на перилах лестницы».
Вторая выставка, о которой рассказывает пресс-релиз, - это фотографии ручной работы Сергея Покалякина «Сибирские пристани Нижегородской ярмарки. Разрушение».
Сибирские пристани были главной частью портовых сооружений на Нижегородской ярмарке. Они располагались на протяжении версты, начиная от Стрелки и далее вверх по Волге. В конце 1970-х гг. эти ярмарочные постройки на территории порта являли собой плачевное зрелище. Сергей Покалякин успел заснять старую застройку пристаней до их полного исчезновения.
«Разрушение Сибирских пристаней было и следствием исторического обветшания, и целевой расчисткой места под новую застройку», - вспоминает Александр Цирульников, которому довелось жить в этом районе города. – Там строились новые – по тем временам – дома, поэтому история шла на слом. Сегодня старые лабазы, которые располагались в районе пристаней, восстанавливаются, но лишь частично. Увидеть исторический район в его первозданном виде мы сможем только на фотографиях».
Заключительным аккордом является экспозиция «Репортаж советской эпохи». Авторы - О. Ярчевский, В. Изволенский (из фондов Русского музея фотографии).
Это фотопутешествие в СССР, в город Горький: выпуск автомобилей «Чайка» и «Волга», юные речники и железнодорожники, освоение целины и «хрущевская кукуруза», строительство речного вокзала и Окских мостов… Все это и многое другое сохранилось на пленках, отснятых замечательными горьковскими фоторепортерами Олегом Ярчевским и Владиленом Изволенским в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
На фото Олега Ярчевского - станция «Счастливая».
Многие фотографии представлены широкой публике впервые.
Открытие в 17 часов.
18+