Как оказалось, рукотворные афиши сейчас остались только в двух кинотеатрах города – в «Буревестнике» близ центра Сормова
и в детской «Смене» в Канавинском районе.
Причем рисует для них одна художница – Наталья Алексанина. Еще не так давно рисованные афиши оставались в кинотеатрах «Рекорд» и «Орленок». Но постепенно печатные плакаты вытеснили их и оттуда.
Наталья коренная сормовичка. Окончила строительный университет по специальности художник-оформитель. Долгое время работала на фабрике елочных игрушек, но поняла, что эта работа ей не подходит. «Хотелось больше свободы. Пахали там с утра до ночи, ужасно много работы было. В какой-то момент просто устала», - рассказывает Наталья. Сейчас она рисует маслом. Выставка ее картин висит в кинотеатре «Буревестник».
Там же недавно появилось красочное панно с изображением птицы буревестника, к созданию которого Наталья тоже приложила руку.
По ее словам, в «Буревестник» она попала случайно. К изготовлению афиш ее пригласили, когда три года назад она оформляла там сцену к фестивалю. Позднее позвали рисовать и для «Смены». Как оказалось, с кино она была связана еще с детства. В нижегородском кинотеатре «Юность» работала ее мама. «Так что я ходила в кино часто и бесплатно. Вот судьба в итоге и привела меня в кинотеатр», - говорит художница.
Для «Буревестника» Наталья рисует простые прописные афиши. Иногда она дополняет названия художественными элементами – использует различные шрифты, небольшие иллюстрации, рамки. Иногда афиша комбинируется с печатными плакатами. "Большего там от меня и не требуют", - признается она.
А вот для «Смены» художница часто изображает полноценные афиши или дорисовывает уже имеющиеся плакаты. Не сразу можно заметить, что печатные плакаты продолжает настоящий рисунок.
Когда плакат к фильму отсутствует, то афиша полностью рисуется красками. Например, как эта афиша к благотворительному показу фильма «Воробей», который был показан в рамках международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча». "Лохматый шрифт увидела в интернете, мальчика срисовывала с картинки. Хотя портреты у меня получаются не очень хорошо", - признается Наталья.
По словам руководителей кинотеатров, рисованные афиши выгодны в первую очередь с финансовой стороны. Печать плакатов выходит намного дороже. Но и традиции кинотеатра играют далеко не последнюю роль.
Специально для читателей Newsroom24 Наталья согласилась продемонстрировать полный процесс создания рисованной афиши. Оказалось, это трудоемкая и длительная работа, которая занимает до четырех часов на одну афишу.
Рисуются афиши на специальных многоразовых щитах с поверхностью из фанеры. Обычно в кинотеатре их несколько – для смены. Процесс рисования проходит прямо в вестибюле кинотеатра.
Перед работой необходимо очистить щит от предыдущей афиши. Рисунок смывается простой водой.
«Не жалко?», - спрашиваю я. «А что делать, - отвечает Наталья. - Это работа. Жалко, когда афишу смывает дождем. У меня такое было всего раз, когда рисунок смыло полностью. Поэтому когда ночью идет ливень, я всегда волнуюсь, как там афиша. Если она испорчена, приходится перерисовывать или обновлять». Кстати, случаев намеренной порчи плакатов на ее практике не было. "Только погода", - говорит Наталья.
После того, как краска смыта, необходимо удалить оставшиеся куски бумаги и клея.
Затем щит покрывается грунтовкой. «Так лучше держится краска. Да и фон становится более ровным», - комментирует художница.
После этого приклеивается плакат с печатной афишей. Если плаката нет, то Наталья рисует афишу сама. «Сюжеты я обычно беру из интернета – кадры фильмов или мультиков, изображения персонажей. Иногда привношу что-то свое», - говорит она.
Поскольку в кинотеатре нет системы 3D, то эту часть плаката приходится отрезать.
Когда грунтовка подсыхает, можно наносить рисунок. Сначала художница делает набросок карандашом – продолжение изображенного на плакате.
Рисует Наталья гуашью. Краски и материалы для работы предоставляет кинотеатр. А вот кисти художница всегда приносит свои. "Как настоящий художник, ношу с собой", - заметила она.
Подобрав необходимую цветовую гамму, Наталья начинает рисовать.
Постепенно афиша обрастает новыми деталями и элементами.
Часто за работой художницы наблюдают молодые посетители кинотеатра. «Спрашивают, интересуются, смотрят. Обычно им нравится», - рассказывает Наталья.
Самой удачной своей работой Наталья считает афишу к фильму «Океаны». «Я нарисовала дельфина, который как будто выпрыгивает из рамки. Получилось здорово. А вот самый страшный был, пожалуй, таракан к какому-то мультику. Даже стыдно за него было», - говорит художница.
Завершается работа написанием даты показа и времени сеансов. "После создания афиши всегда чувствуешь удовлетворение, особенно, если она удалась хорошо", - улыбается художница.
В «Буревестнике» щиты большие, поэтому вешают их рабочие. А вот в «Смене» Наталье приходится делать это самой.
В месяц художница обычно рисует по 4 афиши для каждого кинотеатра. «Деньги платят не очень большие. В «Буревестнике» - 4000 рублей в месяц, в «Смене» чуть больше. Зато свобода творчества – особых требований к работам нет. Пока будут задания - буду рисовать», - говорит она.
Пропадет совсем или нет рисованная афиша из нижегородских кинотеатров, покажет время. В большинстве городов России они уже давно сошли на нет. В Нижнем Новгороде от них пока не отказываются, но и настоящей поддержки они не находят. Времена, когда рисованные афиши были лицом кинотеатра, постепенно уходят под натиском современных технологий.
18+
18+