Поиск по сайту
Культура
10.12.2012 04:30

Как нижегородец Николай Лобачевский отметил своё 220-летие

Впечатлениями о поэтическом фестивале имени Лобачевского делится выступавшая там нижегородская поэтесса Марина Кулакова.

 Как мы уже писали, поэтический фестиваль имени нашего земляка Николая Лобачевского, первооткрывателя «неевклидовой геометрии»,  прошел в Казани. На фестивале побывала нижегородская поэтесса Марина Кулакова. Поэты из разных городов и стран 1 декабря возложили цветы к памятнику гениального мыслителя в день его рождения – 220-летия. 

— Марина, откуда взялась идея объединить в фестивале науку и поэзию?

— Сама идея посвятить именно поэтический фестиваль именно Лобачевскому, придав фестивалю тем самым разные измерения, объёмность и глубину - не просто красива и верна по сути, - она так же красиво и точно в Казани воплощается. Идея и воплощение принадлежит Лилии Газизовой – поэту и культуртрегеру, а в моих глазах – чуткой и хрупкой газели, отважной важенке. 

— Поделись своими первыми впечатлениями о событии. 

— Этот необычный фестиваль отличает высочайший уровень организации и одновременно - душевности.  В день открытия гости и участники фестиваля прошли по залам национального музея.  Открытие фестиваля  и поэтические чтения состоялись в зале Союза писателей Татарстана.  Помещение  только что после ремонта - блистает особого рода музейной роскошью, ходить - только в бахилах.  На открытии мы посмотрели маленький фильм о Лобачевском…  и так все просто и понятно  теперь, спустя сто пятьдесят лет - с неевклидовой геометрией гениального ученого и просветителя, и так уместны стихи – в этом неевклидовом пространстве…    

На второй день мы посетили музей Казанского университета, - какая галерея блистательных умов! – прозрений, трудов и достижений - и потрясающая возможность посидеть за столами партами в аудитории, где сидели и умнели (с разным успехом и в разные стороны) и Лобачевский, и Лев Толстой, и многие, многие другие…  

— В программе фестиваля была заявлена любопытная конференция. Расскажи о ней, пожалуйста. 

— Название конференции — «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание».  Философское и художественное осмысление мира в контексте «неевклидовой геометрии» было невероятно интересным – доктор философских наук, профессор Н.М. Солодухо говорил о геометрических первоэлементах мира, о поэтических неевклидовых мирах и разных их гранях размышляли Е. Софронова (Рязань), М. Гликин, Е. В. Степанов (Москва), А. Ф. Галимуллина, А. Ш. Бик-Булатов (Казань) и другие авторы – поэты и исследователи.  

Причем, сборник наших докладов, безупречно изданный, нам вручили в первый же день, на открытии, — этим я ещё раз хочу подчеркнуть исключительную организацию, блистательную подготовленность фестиваля.

Университетский зал, где была конференция, – классический большой учебный амфитеатр – был полон.  Студенты, преподаватели разных факультетов и дисциплин, но в основном... студенты-математики! -  и филологи, конечно, и просто слушатели, устремленные к неевклидовым мирам.

— Как известно, ты рассказывала на фестивале о своем исследовании архаичной символики, отраженной в узорах резьбы и вышивки. Как было воспринято твое исследование? 

— Мой рассказ про истинную историю и смысл «двуглавого орла», который совсем не орёл, а древняя «рожаничная композиция», а проще,  в исходном зооморфном изображении — олениха-важенка, солярно-плодородный знак-символ, — вызвал очень большой интерес. Этот доклад был из самых неожиданных и необычных, и содержал в себе совершенно другой, принципиально иной взгляд на всем, казалось бы, давно известный и привычный «образ» - изображение так называемого «двуглавого орла» на нашем гербе. Было много вопросов.  Были доклады вполне классические. Были и странные, - философ Ф.Валишин, например, предъявил положительного героя. Живого.  

— В программе фестиваля я нашла имя Василия Аксенова. Раскажи об этом. 

— Третий день фестиваля проходил в доме-музее В. Аксенова. Музей создан недавно, ещё при жизни Василия Аксенова, и поэтому там тоже везде роскошь чистоты и новизны, хотя половина дома представляет собой реконструкцию коммунальной квартиры.  В этих стенах  провел детство писатель, сквозь судьбу которого словно проросла вся советская действительность, - со всеми её жестокими противоречиями. 

В  камерном зале музея часто звучит джаз, - это одно из творческих завещаний Аксенова, оно выполняется.  Для нас играла Мария Беговатова. Саксофон. Импровизация.  Здорово!  А на открытии выступал Рустам Маликов – на народных инструментах, с потрясающим голосом… 

— Как жаль, что такой интересный фестиваль имени Лобачевского родился в Казани, а не на родине великого математика, правда?

— Я подумала – этот фестиваль состоялся в Казани уже во второй раз – и, скорее всего, станет традиционным. Лобачевский прожил в Казани почти всю жизнь, был ректором Казанского университета. Но родился он в Нижнем Новгороде. Почему бы Нижнему Новгороду, городу, в котором родился Николай Лобачевский, и нашему университету, который носит его имя, не пригласить этот фестиваль в будущем году к нам?   По-моему, эти параллели обязательно должны пересечься.


18+

Автор: Светлана Кукина
Источник: http://www.evening-kazan.ru
Еще в рубрике