Как мы уже писали, поэтический фестиваль имени нашего земляка Николая Лобачевского, первооткрывателя «неевклидовой геометрии», прошел в Казани. На фестивале побывала нижегородская поэтесса Марина Кулакова. Поэты из разных городов и стран 1 декабря возложили цветы к памятнику гениального мыслителя в день его рождения – 220-летия.
— Марина, откуда взялась идея объединить в фестивале науку и поэзию?
— Сама идея посвятить именно поэтический фестиваль именно Лобачевскому, придав фестивалю тем самым разные измерения, объёмность и глубину - не просто красива и верна по сути, - она так же красиво и точно в Казани воплощается. Идея и воплощение принадлежит Лилии Газизовой – поэту и культуртрегеру, а в моих глазах – чуткой и хрупкой газели, отважной важенке.
— Поделись своими первыми впечатлениями о событии.
— Этот необычный фестиваль отличает высочайший уровень организации и одновременно - душевности. В день открытия гости и участники фестиваля прошли по залам национального музея. Открытие фестиваля и поэтические чтения состоялись в зале Союза писателей Татарстана. Помещение только что после ремонта - блистает особого рода музейной роскошью, ходить - только в бахилах. На открытии мы посмотрели маленький фильм о Лобачевском… и так все просто и понятно теперь, спустя сто пятьдесят лет - с неевклидовой геометрией гениального ученого и просветителя, и так уместны стихи – в этом неевклидовом пространстве…
На второй день мы посетили музей Казанского университета, - какая галерея блистательных умов! – прозрений, трудов и достижений - и потрясающая возможность посидеть за столами партами в аудитории, где сидели и умнели (с разным успехом и в разные стороны) и Лобачевский, и Лев Толстой, и многие, многие другие…
— В программе фестиваля была заявлена любопытная конференция. Расскажи о ней, пожалуйста.
— Название конференции — «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание». Философское и художественное осмысление мира в контексте «неевклидовой геометрии» было невероятно интересным – доктор философских наук, профессор Н.М. Солодухо говорил о геометрических первоэлементах мира, о поэтических неевклидовых мирах и разных их гранях размышляли Е. Софронова (Рязань), М. Гликин, Е. В. Степанов (Москва), А. Ф. Галимуллина, А. Ш. Бик-Булатов (Казань) и другие авторы – поэты и исследователи.
Причем, сборник наших докладов, безупречно изданный, нам вручили в первый же день, на открытии, — этим я ещё раз хочу подчеркнуть исключительную организацию, блистательную подготовленность фестиваля.
Университетский зал, где была конференция, – классический большой учебный амфитеатр – был полон. Студенты, преподаватели разных факультетов и дисциплин, но в основном... студенты-математики! - и филологи, конечно, и просто слушатели, устремленные к неевклидовым мирам.
— Как известно, ты рассказывала на фестивале о своем исследовании архаичной символики, отраженной в узорах резьбы и вышивки. Как было воспринято твое исследование?
— Мой рассказ про истинную историю и смысл «двуглавого орла», который совсем не орёл, а древняя «рожаничная композиция», а проще, в исходном зооморфном изображении — олениха-важенка, солярно-плодородный знак-символ, — вызвал очень большой интерес. Этот доклад был из самых неожиданных и необычных, и содержал в себе совершенно другой, принципиально иной взгляд на всем, казалось бы, давно известный и привычный «образ» - изображение так называемого «двуглавого орла» на нашем гербе. Было много вопросов. Были доклады вполне классические. Были и странные, - философ Ф.Валишин, например, предъявил положительного героя. Живого.
— В программе фестиваля я нашла имя Василия Аксенова. Раскажи об этом.
— Третий день фестиваля проходил в доме-музее В. Аксенова. Музей создан недавно, ещё при жизни Василия Аксенова, и поэтому там тоже везде роскошь чистоты и новизны, хотя половина дома представляет собой реконструкцию коммунальной квартиры. В этих стенах провел детство писатель, сквозь судьбу которого словно проросла вся советская действительность, - со всеми её жестокими противоречиями.
В камерном зале музея часто звучит джаз, - это одно из творческих завещаний Аксенова, оно выполняется. Для нас играла Мария Беговатова. Саксофон. Импровизация. Здорово! А на открытии выступал Рустам Маликов – на народных инструментах, с потрясающим голосом…
— Как жаль, что такой интересный фестиваль имени Лобачевского родился в Казани, а не на родине великого математика, правда?
— Я подумала – этот фестиваль состоялся в Казани уже во второй раз – и, скорее всего, станет традиционным. Лобачевский прожил в Казани почти всю жизнь, был ректором Казанского университета. Но родился он в Нижнем Новгороде. Почему бы Нижнему Новгороду, городу, в котором родился Николай Лобачевский, и нашему университету, который носит его имя, не пригласить этот фестиваль в будущем году к нам? По-моему, эти параллели обязательно должны пересечься.
18+