NewsRoom24 22 октября 2017 15:00 16 +

Легендарный квартет имени Бородина дал два концерта в Нижнем Новгороде

19.01.2013 23:26
Легендарный квартет имени Бородина дал два концерта в Нижнем Новгороде
17 и 19 января Государственный квартет имени Бородина исполнил два концерта из цикла «Шостакович и...»

 Государственный квартет имени Бородина — один из старейших камерных ансамблей планеты, непрерывно гастролирующих. Явление уникальное, поскольку квартет признан одним из лидеров мирового квартетного музицирования, а творческое долголетие его зафиксировано как рекордное в российской Книге Гиннесса.

В Нижнем Новгороде квартет Бородина выступает ежегодно. Знатоки говорят о дружбе замечательных музыкантов с нашим городом – даже при том, что музыканты в составе квартета за 68 лет его существования, конечно же, менялись.  

В этом сезоне они играют цикл «Шостакович и…». «И…» - это венские классики Моцарт, Гайдн, Бетховен, немецко-австрийские романтики Шуберт и Брамс и Чайковский. Каждый из четырех концертов цикла построен на сходстве – либо идеи, либо формы, либо стиля, либо событийности – в творчестве предшественников и у самого Шостаковича. 

«Конечно, Шостакович уникум, конечно, он ни на кого не похож, конечно, он пережил свою и прочувствовал народную трагедию так, как не снилось, может быть, и самому Бетховену, — делится впечатлениями о концерте завсегдатай Кремлевского концертного зала Ольга. — И все-таки, если верить концепции квартета Бородина, он не стоит особняком, а занимает место в плеяде себе подобных – великих, вселенских, космических, равных ему в избранничестве, рожденных в разное время под одной и той же звездой гениальности.

Сыгранные 17 января квартеты европейских романтиков – 3-й Брамса и одночастный до-минорный Quartet-satz Шуберта должны составить единую концепцию тоже с одночастным квартетом Чайковского Си-бемоль мажор и его же 3-им квартетом ми бемоль минор (исполняется в филармонии 19 января). В таком выборе произведений романтизма прослеживается движение композиторской мысли по пути все более масштабного изображения музыкальными средствами сильных человеческих эмоций - страдания, печали, горечи потерь и расставаний, а также философских раздумий о смысле жизни в позднем творчестве. 

Понятно, что слушателя подводят и к вершине этого пути – творчеству Шостаковича. Если в 9-квартете, исполненном в одной программе с Брамсом и Шубертом, помимо свойственных всему творчеству Шостаковича саркастичности, гротескности в изображении пороков, можно услышать по-своему лиричные музыкальные фрагменты, то в 13-м квартете, оставленном бородинцами для последнего концерта, слушатель должен будет погрузиться в трагизм композиторского мироощущения, характерный для всех его поздних произведений, когда он, будучи неизлечимо больным, прощался с жизнью и ставил в творчестве вечные вопросы: что ждет человека после смерти? Куда мы уходим? Зачем все это было? Останется ли что-то после нас? 

Меня всегда поражает последняя нота 13-го квартета: бесконечно длинная, одинокая, исполняемая крещендо и резко, внезапно обрывающаяся на пике громкости… Как будто гений пронесся кометой над грешной землей и скрылся из вида, не понятый мелкими земными обывателями; то ли погас какой-то яркий факел, вдруг вспыхнувший самым ярким своим излучением перед самой смертью. Не знаю, тут каждый решит сам. Но когда слышишь все это в живом исполнении, понимаешь, что присутствуешь на какой-то утонченной мистерии, в которой разыгрывается драма жизни великого нашего соотечественника, прочувствовавшего трагедию века за себя и за всех. Мы прикасаемся к этому лишь во время концерта и испытываем какое-то подобие тех же эмоций, слушая его бессмертную музыку. И понимаем: вот избранник, несущий крест своего поколения, а может, и многих, многих последующих». 

Автор: Светлана Кукина
Источник: http://www.meloman.ru

архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс




  1. В чем главная проблема вашего двора?