NewsRoom24 08 декабря 2016 19:03 16 +

Проект Закона Нижегородской области "О гражданской законодательной инициативе в Нижегородской области"

Данный проект не является законодательной новизной (в особенности для ряда субъектов РФ), но в Нижегородской области подобный закон отсутствует, что негативно влияет на правосознание граждан и главное, на их участие в управлении делами отдельного субъекта РФ.
Проработка 12 действующих законов позволила устранить определенные бюрократические проволочки, сохранив при этом нужные элементы инициативы. Поэтому, жду от Вас рекомендаций!


Статья 1. Назначение и сфера действия Закона.

1. Закон Нижегородской области "О гражданской законодательной инициативе в Нижегородской области" (далее по тексту - Закон) призван обеспечивать реализацию прав граждан, закрепленных в статьях 32 и 33 Конституции Российской Федерации.

2. Сфера действия настоящего Закона ограничивается участием граждан в управлении делами Нижегородской области через разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области.

Статья 2. Правовая основа гражданской законодательной инициативы.

Правовой основой гражданской законодательной инициативы в Нижегородской области являются Устав Нижегородской области и настоящий Закон.

Статья 3. Термины, понятия и определения.

Для целей настоящего Закона используются следующие термины, понятия и определения:

Гражданская законодательная инициатива - оформленная в соответствии с настоящим Законом инициатива гражданина, группы граждан, объединений граждан, направленная на принятие законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области;

Субъекты гражданской законодательной инициативы - гражданин, группа граждан, объединений граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Нижегородской области, выступающие с инициативой принятия закона или иного нормативного правового акта Нижегородской области;

Инициативная группа по сбору подписей - зарегистрированная в соответствии с настоящим Законом группа граждан, осуществляющая надлежащее оформление гражданской законодательной инициативы.

Статья 4. Общие принципы участия граждан в осуществлении гражданской законодательной инициативы.

1. Субъекты гражданской законодательной инициативы участвуют в осуществлении гражданской законодательной инициативы непосредственно и лично.

2. Участие субъектов гражданской законодательной инициативы в осуществлении гражданской законодательной инициативы является свободным, добровольным и равным. Какие-либо прямые или косвенные ограничения их прав в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств не допускаются.

Статья 5. Предмет и форма реализации гражданской законодательной инициативы.

1. Предметом гражданской законодательной инициативы является закон и иной нормативный правовой акт Нижегородской области, принятие которого отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами, Уставом Нижегородской области и иными законами Нижегородской области, за исключением проектов законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Не могут быть внесены в порядке реализации гражданской законодательной инициативы проекты законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Нижегородской области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Нижегородской области либо об отсрочке указанных выборов;
2) о системе и структуре исполнительных органов государственной власти Нижегородской области;
3) об административно-территориальном устройстве Нижегородской области либо о его изменении;
4) если их внесение в соответствующий уполномоченный орган отнесено к полномочиям Губернатора Нижегородской области;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения области.

Статья 6. Права субъектов гражданской законодательной инициативы.

Субъекты гражданской законодательной инициативы имеют право:
1) создавать инициативные группы по сбору подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы;
2) проводить агитацию по поддержке гражданской законодательной инициативе, путем организации и проведении собраний, митингов и иных мероприятий по выдвижению гражданской законодательной инициативы;
3) вести сбор подписей граждан с целью поддержки гражданской законодательной инициативе;
4) любым законным путем вести агитацию за принятие гражданской законодательной инициативы в Нижегородской области.

Статья 7. Обязанности органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области обязаны оказывать содействие субъектам гражданской законодательной инициативы в ее осуществлении.

2. Оформленная в соответствии с настоящим Законом гражданская законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению Законодательным Собранием Нижегородской области в сроки, установленные Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области для рассмотрения законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области.

Статья 8. Порядок выдвижения гражданской законодательной инициативе.

1. Выдвижение гражданской законодательной инициативы и образование инициативной группы осуществляются на собраниях граждан и иных мероприятиях (далее – Собрания), организуемых и проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В целях реализации гражданской законодательной инициативы субъекты гражданской законодательной инициативы, оповещают жителей Нижегородской области через средства массовой информации о дате, времени и месте проведения общего собрания граждан. Форма оповещения, а также источники оповещения через средства массовой информации, определяются самостоятельно субъектами гражданской законодательной инициативы.

3. Собрание правомочно выдвигать гражданскую законодательную инициативу и образовывать инициативную группу, если в нем принимают участие не менее 50 граждан. На собрании открытым голосованием большинством голосов выбираются председатель и секретарь собрания, а также члены инициативной группы в количестве не менее 10 человек.

4. Решения собрания о выдвижении гражданской законодательной инициативы и образовании инициативной группы оформляются протоколом, в котором отражаются дата и место проведения собрания, количество присутствующих, их фамилии, имена, отчества, состав избранных членов инициативной группы. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (Приложение № 1).

Статья 9. Полномочия членов инициативной группы. Организация деятельности инициативной группы.

1. Члены инициативной группы имеют право:

1) собирать подписи в поддержку внесения в Законодательное Собрание Нижегородской области гражданской законодательной инициативы;

2) любыми законными способами и средствами распространять информацию о гражданской законодательной инициативы.

2. Члены инициативной группы приобретают права, указанные в части 1 настоящей статьи, с момента выдачи инициативной группе свидетельства о ее регистрации.

3. Из числа членов инициативной группы открытым голосованием большинством голосов от числа избранных членов инициативной группы избирается руководитель инициативной группы. Решение собрания инициативной группы об избрании руководителя инициативной группы оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на указанном собрании (Приложение № 2).

4. Руководитель инициативной группы помимо прав, указанных в части 1 настоящей статьи, также имеет право:

1) представлять интересы инициативной группы в государственных органах Нижегородской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области;

2) координировать работу инициативной группы;

3) уполномочивать членов инициативной группы на осуществление отдельных полномочий руководителя, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 10. Регистрация инициативной группы

1. Инициативная группа должна быть зарегистрирована в Избирательной комиссии Нижегородской области.

2. Регистрация производится в заявительном порядке, при этом субъектом гражданской законодательной инициативы представляются следующие документы и сведения:
- заявление субъекта гражданской законодательной инициативы (Приложение № 3);
- текст гражданской законодательной инициативы и пояснительная записка к гражданской законодательной инициативе, составленные в соответствии с требованиями к оформлению нормативных правовых актов Нижегородской области, предусмотренными Законом Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»;
- протокол собрания о выдвижении гражданской законодательной инициативы;
- протокол об образовании инициативной группы;
- сведения о членах инициативной группы, включая фамилию, имя, отчество, место жительства и адрес, дату рождения и адрес местонахождения инициативной группы (Приложение № 4).

2. Избирательная комиссия Нижегородской области в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов инициативной группы, указанных в части 1 настоящей статьи, обязана проверить законность и правильность представленных документов, соблюдение процедуры выдвижения гражданской законодательной инициативы и принять решение о регистрации инициативной группы либо об отказе в ее регистрации.

3. Основаниями для отказа в регистрации инициативной группы являются:

1) несоответствие процедуры выдвижения гражданской законодательной инициативы и формирования инициативной группы установленным настоящим Законом требованиям;

2) непредставление инициативной группой документов, указанных в части 1 настоящей статьи, либо оформление документов с нарушением требований настоящего Закона, если данные нарушения не были устранены по предложению Избирательной комиссии Нижегородской области в течение определенного срока.

4. Факт регистрации инициативной группы подтверждается выдачей ей свидетельства о регистрации инициативной группы по форме, установленной Приложением № 5 к настоящему Закону, которая выдается руководителю инициативной группы не позднее дня следующего, за днем принятия решения о регистрации инициативной группы.
Одновременно с выдачей свидетельства производится также выдача инициативной группе заверенных регистрирующим органом копий гражданской законодательной инициативы в количестве, равном числу членов инициативной группы.

5. После принятия Избирательной комиссией Нижегородской области решения о регистрации инициативная группа не может вносить изменения в документы, указанные в части 1 настоящей статьи.

Статья 11. Сбор подписей

1. Сбор подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы осуществляется в течение 60 дней со дня выдачи инициативной группе свидетельства о ее регистрации.

2. В поддержку гражданской законодательной инициативы должны быть собраны подписи не менее чем 5000 (Пяти тысяч) граждан Российской Федерации, проживающих на территории Нижегородской области, обладающих активным избирательным правом.

3. Сбор подписей граждан может производиться по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в иных местах. При этом сбор подписей в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи не допускается. При сборе подписей граждан любые формы принуждения и подкупа запрещаются.

4. Право сбора подписей принадлежит членам инициативной группы. Члены инициативной группы, осуществляющие сбор подписей, знакомят граждан с заверенной копией проекта Закона, в поддержку которого собираются подписи, а также по требованию граждан предъявляют свидетельство о регистрации инициативной группы.

5. Если в течение указанного срока необходимое количество подписей граждан не будет собрано, то дальнейший сбор подписей прекращается.

6. Повторное выдвижение гражданской законодательной инициативы одного и того же проекта Закона возможно не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока, установленного частью 1 настоящей статьи для сбора подписей. Собранные инициативной группой подписи не могут быть использованы в последующем при осуществлении гражданской законодательной инициативы.

Статья 12. Подписные листы для сбора подписей граждан

1. Подписные листы для сбора подписей граждан в поддержку гражданской законодательной инициативы изготавливаются по форме, установленной настоящим Законом (Приложение № 6).

2. Гражданин, поддерживающий гражданскую законодательную инициативу, ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист, указывая одновременно свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер, дату и место выдачи паспорта или заменяющего его документа.
Данные о гражданах, ставящих свои подписи в поддержку проекта нормативного правового акта, могут вноситься в подписной лист членом инициативной группы, собирающим подписи.

3. Подписной лист удостоверяется членом инициативной группы, собиравшим подписи, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер, дату и место выдачи паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и дату ее внесения.

4. После окончания сбора подписей члены инициативной группы подсчитывают общее число собранных подписей. По результатам такого подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей, который заверяется руководителем инициативной группы (Приложение № 7).

Статья 13. Обязанности депутатов и должностных лиц Законодательного Собрания Нижегородской области по отношению к субъектам гражданской законодательной инициативы.

1. Депутаты и должностные лица Законодательного Собрания Нижегородской области обязаны:

1) принимать к рассмотрению оформленные в соответствии с настоящим Законом гражданские законодательные инициативы;

2) передавать подписные листы в Избирательную комиссию Нижегородской области для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений о гражданах и подписей граждан, собранных в поддержку гражданской законодательной инициативы.

2. Депутаты Законодательного Собрания не вправе отказывать в рассмотрении гражданской законодательной инициативы. Должностные лица Законодательного Собрания не вправе отклонять гражданскую законодательную инициативу по причинам нецелесообразности.

3. При возникновении редакционных, стилистических и иных замечаний, либо в случае необходимости разработки проекта закона или иного нормативного правового акта, вытекающего из гражданской законодательной инициативы, депутат или должностное лицо Законодательного Собрания Нижегородской области должны привлечь к этой работе соответствующего субъекта гражданской законодательной инициативы.

Статья 14. Внесение гражданской законодательной инициативы в Законодательное Собрание Нижегородской области.

1. После сбора необходимого в соответствии с частью 2 статьи 11 настоящего Закона количества подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы руководитель инициативной группы представляет в Законодательное Собрание Нижегородской области:

1) свидетельство о регистрации инициативной группы;
2) протокол об итогах сбора подписей;
3) подписные листы;
4) текст гражданской законодательной инициативы и пояснительная записка к гражданской законодательной инициативе, составленные в соответствии с требованиями к оформлению нормативных правовых актов Нижегородской области, предусмотренными Законом Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области».
При внесении гражданской законодательной инициативы в Законодательное Собрание Нижегородской области должны быть представлены документы, указанные в Регламенте Законодательного Собрания Нижегородской области.

2. Законодательное Собрание Нижегородской области при получении гражданской законодательной инициативы проверяет наличие документов, указанных в части 1 настоящей статьи. В случае если представлены не все документы, предусмотренные настоящей статьей, гражданская законодательная инициатива возвращается Законодательным Собранием Нижегородской области на основании решения Комитета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Законодательного Собрания Нижегородской области, рассмотревшего данную гражданскую законодательную инициативу.

Статья 15. Проверка достоверности подписей и сведений, указанных в подписных листах.

1. После получения документов, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, Законодательное Собрание Нижегородской области в течение пяти дней передает подписные листы в Избирательную комиссию Нижегородской области для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений о гражданах и подписей граждан, собранных в поддержку гражданской законодательной инициативы.

2. Избирательная комиссия Нижегородской области проверяет достоверность подписей и сведений, указанных в подписных листах, в течение пятнадцати дней со дня представления этих документов.

3. Проверке подлежат не менее двадцати пяти процентов подписей граждан. Подписные листы отбираются посредством случайной выборки. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.
Руководитель инициативной группы вправе присутствовать при проведении проверки.

4. В проведении проверки достоверности подписей и сведений, указанных в подписных листах, Избирательная комиссия Нижегородской области вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации.

5. Установление достоверности подписи гражданина методом опроса запрещается.

6. Недостоверными подписями считаются:

1) подписи лиц, не обладающих правом выступать в поддержку гражданской законодательной инициативы Нижегородской области;
2) подписи граждан, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
3) подписи граждан, не указавших какие-либо сведения, требуемые в соответствии с настоящим Законом;
4) подписи, собранные с нарушением срока, установленного для их сбора;
5) подписи граждан, сведения о которых внесены в подписной лист с использованием карандаша или не рукописным способом;
6) подписи граждан, сведения о которых содержат исправления, если они особо не оговорены этими гражданами;
7) все подписи гражданина (кроме одной), проставившего в подписных листах несколько подписей;
8) все подписи в подписном листе, если подписной лист не заверен собственноручной подписью члена инициативной группы, собиравшего подписи, либо если эта подпись недостоверна;
9) все подписи в подписном листе, если он заверен лицом, не собиравшим эти подписи;
10) все подписи в подписном листе, если они собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы.

5. По окончании проверки подписных листов Избирательная комиссия Нижегородской области составляется протокол, в котором указываются:

1) количество требуемых подписей граждан;
2) количество представленных подписей;
3) количество проверенных подписей;
4) количество подписей, признанных недостоверными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными.
Протокол прилагается к соответствующему решению Избирательной комиссии Нижегородской области.

6. Протокол о результатах проверки представленных подписных листов вместе с подписными листами направляется в Законодательное Собрание Нижегородской области не позднее трех дней со дня окончания проверки. Копия протокола направляется руководителю инициативной группы в тот же срок.

Статья 16. Рассмотрение инициативы Законодательным Собранием Нижегородской области.

1. Рассмотрение Законодательным Собранием Нижегородской области гражданской законодательной инициативы, внесенного в соответствии с настоящим Законом, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области.

2. В случае если в соответствии с протоколом, составленным Избирательной комиссией Нижегородской области по итогам проверки подписных листов, количество представленных подписей недостаточно для осуществления гражданской законодательной инициативы, гражданская законодательная инициатива возвращается Законодательным Собранием Нижегородской области на основании решения Комитета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Законодательного Собрания Нижегородской области без вынесения на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области.

Статья 17. Финансирование расходов, связанных с осуществлением гражданской законодательной инициативы.

1. Финансирование расходов, связанных с регистрацией инициативной группы и проверкой соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений о гражданах и подписей граждан, собранных в поддержку гражданской законодательной инициативы, является расходным обязательством Законодательного Собрания Нижегородской области.

2. Финансирование иных мероприятий по осуществлению гражданской законодательной инициативы, производится за счет собственных средств субъектов гражданской законодательной инициативы


Статья 18. Судебные гарантии осуществления гражданской законодательной инициативы.

1. Решения и действия (бездействие) Законодательного Собрания и Избирательной комиссии Нижегородской области, их должностных лиц, связанные с осуществлением гражданской законодательной инициативы, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие права граждан, связанные с осуществлением гражданской законодательной инициативы, вправе обратиться в суд субъекты гражданской законодательной инициативы, граждане, поддержавшие гражданскую законодательную инициативу.

Статья 19. Ответственность за нарушения настоящего Закона.

Нарушения должностными и иными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также гражданами норм, предусмотренных настоящим Законом, влекут административную ответственность в соответствии с законом Нижегородской области.

Статья 20. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. 


НАШИ ПАРТНЕРЫ:
  1. Планируете ли Вы заняться спортом в новогодние праздники?