NewsRoom24 26 марта 2017 20:00 16 +

Современное искусство в России

 ... Если Вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, — идите в искусство. ...

Уильм Берроуз

Наверно никогда так политика не влияла на искусство, как в 20 веке. Фраза Ленина «Из всех искусств, для нас важнейшим - является кино» кажется уже не совсем однозначной, потому что для двух великих конкурирующих держав культурная политика  по всем направлениям имела гигантское значение. Именно в 30-х годах лидеры двух великих держав всерьёз задумались о культурной доктрине. В СССР  Сталин стал формировать свой так называемый «Сталин стиль», были приглашены из эмиграции Горький и т.д. ,создавались союзы художников, писателей, архитекторов, при их помощи велось финансирование и продвижение необходимых идей. В Америке к 30 –м годам складывалась аналогичная ситуация, вспомним историю из фильма «Фрида», когда демократично настроенный молодой Рокфеллер приглашает, для создания в своём «Рокфеллер-центре» росписи коммуниста Диего Ривера и мы помним, чем закончился этот необдуманный жест, полным уничтожением фрески с Лениным. Именно тогда американские идеологи занялись формированием государственной  культурной политики, именно тогда фигуративное искусство стало синонимом коммунистического и маргинального искусства.

Условно говоря в выборе между Дюшаном и Модильяни выигрывает Дюшан и абстракционисты. После войны и разграничения зон влияния, американцы проводят такую же политику в Европе и Японии, как  и СССР, в странах «Варшавского договора». Мне в беседе  один голландский художник рассказывал, как сложно ему было  получить классическое образование и как с помощью грантов поощрялись проекты художников абстракционистов. В 50-х годах в разгар охоты на ведьм поднятие любых социальных тем считалось коммунистической пропагандой ,а  в СССР в это время любое увлечение конструктивизмом, сюрреализмом или абстракцией считалось тлетворным влиянием запада. В 1985 году, когда железный занавес пал выяснилось, что не смотря на моду на всё советское, русские художники за некоторым исключением оказались совершенно не вписаны в контекст современного мирового искусства. За эти почти 30 лет Моисеевых скитаний в сфере образования не изменилось ничего, несмотря на ежегодный выпуск художественных вузов и училищ художники на современной арт-сцене почти не появляются. Выпускники в лучшем случае занимаются дизайном. Да и познакомится с современным мировым искусством, проследить досконально его развитие  просто негде. Даже пушкинский музей, который выделил целое здание под американское и западное-европейское искусство 20 века, представляет собой жалкое зрелище, ведь за эти годы закупок почти не велось и коллекция пополнялась в основном за счёт частных дарений русских жён великих художников. Экспозиция дает обрывочное, не полное впечатление о развитие мирового искусства за последние 70 лет.  Политика государственных чиновников просто вызывает недоумение, Медведев оказывается бывает на западе и ему очень нравится то, что он там видит и хотел-бы видеть такое и здесь. Он даже дал гранты двум художникам. Путин же человек получивший воспитание в советское время и не обладавший в молодости строптивым характером, что-бы заглядываться там на всяких  Джексонов Полоков действует как учили, выстраивает всё в духе советской идеологии, что получается совсем уж омерзительно после всего того, что было. История, как известно повторяется  два раза, один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Россия оказалась на дальних задворках мировых художественных процессов и не смотря на гаражи, винзаводы, конкурсы и прочие прекрасные вещи, всё это по прежнему остаётся лишь домашними радостями. В Москве строятся центры современного искусства, но чем они будут заполняться? Теми 25-ю художниками, которых мы и так все прекрасно знаем? Какой смысл строить аэропорты если нет самолётов? 70 московских галерей в сравнении с берлинскими 800 капля в море, серьёзные галереи финансируются за счёт побочных бизнесов, а платят обычную дорогую аренду будь то торгуют палёной водкой. Количество галерей не меняется уже много лет, и покупателей коллекционеров тоже не прибавляется. Ситуация в провинции ещё хлеще, современного искусства  там просто нет, бедный Гельман убедив пермского губернатора в продвижении города с помощью современного искусства уже хлебнул горюшка, тупая окостеневшая прозябающая система взбунтовалась. Это напоминает актёрский тренинг перед зеркалом, сперва улыбка, потом радость должна охватить всё тело. Город уже изменился, а люди? их изменить труднее. Страна спит и просит её не будить, а если проснётся, то скорее всего всем будет плохо.

Теперь про Нижний Новгород. Ситуация просто катастрофична, до сих пор нет сколько-нибудь серьёзной галереи, хотя богатые и вроде бы образованные люди водятся. Недавно приезжали молодые художники из Краснодара и сказали мне, город такой красивый, может и художники здесь не нужны и так  хорошо. Отношение власти очень симптоматично, на главной улице Большой Покровской появляется церковная лавка и исчезает художественный салон. Начальство у нас очень бога любит оказывается, а искусство меньше .  Выставочный комплекс вообще занят арендами и ремонтами, по сути обслуживает сам себя, самая популярная выставка «Выставка камней». О каком-то художественном процессе там вообще ничего не ведают. Недавно открылась первая часть комплекса «Арсенал», это пожалуй сейчас самое интересное пространство для современного искусства в провинции. Тут  огромная заслуга Нижегородского ГЦСИ и лично Анны Марковны Гор, но что там будет показываться пока не понятно, скорее всего проекты сделанные в московском ГЦСИ. К сожалению, за более чем десятилетнюю просветительскую деятельность из Нижегородского ГЦСИ не вышло не одного художника, хотя может это и не их функция, но всё равно обидно. Видимо от арт менеджеров появляются только арт менеджеры.

Так где-же учат современному искусству?,

 Мой приятель недавно убеждал меня , что его девушка уже четвёртый год учится на куратора по современному искусству где-то в Сормове. Вообще институтов обучающих этому нехитрому делу великое множество, но на самом деле их три и они не совсем институты.

 Пожалуй самый солидный это Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко,  Срок обучения 2,5 года, обучение бесплатное.

Институт проблем современного искусства (И, Бакштейна) это вроде курсов, туда поступают как правило уже люди с образованием, или люди которые уже что-то сделали

 в свои молодые годы, срок обучения 1 год, нужно заплатить примерно 30 000 руб.

 Свободные мастерские при ММСИ где вообще нет экзаменов, но мастер классы ведут хорошие художники. Обучение бесплатное.





  1. Когда Вы планируете переобуть машину на летнюю резину?
Управление Росреестра по Нижегородской области
Если по итогам проведения административного обследо...
24.03.2017 16:55:13
Еще в рубрике
Сафроновы