NewsRoom24 07 декабря 2016 22:26 16 +

Современное искусство в России

 ... Если Вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, — идите в искусство. ...

Уильм Берроуз

Наверно никогда так политика не влияла на искусство, как в 20 веке. Фраза Ленина «Из всех искусств, для нас важнейшим - является кино» кажется уже не совсем однозначной, потому что для двух великих конкурирующих держав культурная политика  по всем направлениям имела гигантское значение. Именно в 30-х годах лидеры двух великих держав всерьёз задумались о культурной доктрине. В СССР  Сталин стал формировать свой так называемый «Сталин стиль», были приглашены из эмиграции Горький и т.д. ,создавались союзы художников, писателей, архитекторов, при их помощи велось финансирование и продвижение необходимых идей. В Америке к 30 –м годам складывалась аналогичная ситуация, вспомним историю из фильма «Фрида», когда демократично настроенный молодой Рокфеллер приглашает, для создания в своём «Рокфеллер-центре» росписи коммуниста Диего Ривера и мы помним, чем закончился этот необдуманный жест, полным уничтожением фрески с Лениным. Именно тогда американские идеологи занялись формированием государственной  культурной политики, именно тогда фигуративное искусство стало синонимом коммунистического и маргинального искусства.

Условно говоря в выборе между Дюшаном и Модильяни выигрывает Дюшан и абстракционисты. После войны и разграничения зон влияния, американцы проводят такую же политику в Европе и Японии, как  и СССР, в странах «Варшавского договора». Мне в беседе  один голландский художник рассказывал, как сложно ему было  получить классическое образование и как с помощью грантов поощрялись проекты художников абстракционистов. В 50-х годах в разгар охоты на ведьм поднятие любых социальных тем считалось коммунистической пропагандой ,а  в СССР в это время любое увлечение конструктивизмом, сюрреализмом или абстракцией считалось тлетворным влиянием запада. В 1985 году, когда железный занавес пал выяснилось, что не смотря на моду на всё советское, русские художники за некоторым исключением оказались совершенно не вписаны в контекст современного мирового искусства. За эти почти 30 лет Моисеевых скитаний в сфере образования не изменилось ничего, несмотря на ежегодный выпуск художественных вузов и училищ художники на современной арт-сцене почти не появляются. Выпускники в лучшем случае занимаются дизайном. Да и познакомится с современным мировым искусством, проследить досконально его развитие  просто негде. Даже пушкинский музей, который выделил целое здание под американское и западное-европейское искусство 20 века, представляет собой жалкое зрелище, ведь за эти годы закупок почти не велось и коллекция пополнялась в основном за счёт частных дарений русских жён великих художников. Экспозиция дает обрывочное, не полное впечатление о развитие мирового искусства за последние 70 лет.  Политика государственных чиновников просто вызывает недоумение, Медведев оказывается бывает на западе и ему очень нравится то, что он там видит и хотел-бы видеть такое и здесь. Он даже дал гранты двум художникам. Путин же человек получивший воспитание в советское время и не обладавший в молодости строптивым характером, что-бы заглядываться там на всяких  Джексонов Полоков действует как учили, выстраивает всё в духе советской идеологии, что получается совсем уж омерзительно после всего того, что было. История, как известно повторяется  два раза, один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Россия оказалась на дальних задворках мировых художественных процессов и не смотря на гаражи, винзаводы, конкурсы и прочие прекрасные вещи, всё это по прежнему остаётся лишь домашними радостями. В Москве строятся центры современного искусства, но чем они будут заполняться? Теми 25-ю художниками, которых мы и так все прекрасно знаем? Какой смысл строить аэропорты если нет самолётов? 70 московских галерей в сравнении с берлинскими 800 капля в море, серьёзные галереи финансируются за счёт побочных бизнесов, а платят обычную дорогую аренду будь то торгуют палёной водкой. Количество галерей не меняется уже много лет, и покупателей коллекционеров тоже не прибавляется. Ситуация в провинции ещё хлеще, современного искусства  там просто нет, бедный Гельман убедив пермского губернатора в продвижении города с помощью современного искусства уже хлебнул горюшка, тупая окостеневшая прозябающая система взбунтовалась. Это напоминает актёрский тренинг перед зеркалом, сперва улыбка, потом радость должна охватить всё тело. Город уже изменился, а люди? их изменить труднее. Страна спит и просит её не будить, а если проснётся, то скорее всего всем будет плохо.

Теперь про Нижний Новгород. Ситуация просто катастрофична, до сих пор нет сколько-нибудь серьёзной галереи, хотя богатые и вроде бы образованные люди водятся. Недавно приезжали молодые художники из Краснодара и сказали мне, город такой красивый, может и художники здесь не нужны и так  хорошо. Отношение власти очень симптоматично, на главной улице Большой Покровской появляется церковная лавка и исчезает художественный салон. Начальство у нас очень бога любит оказывается, а искусство меньше .  Выставочный комплекс вообще занят арендами и ремонтами, по сути обслуживает сам себя, самая популярная выставка «Выставка камней». О каком-то художественном процессе там вообще ничего не ведают. Недавно открылась первая часть комплекса «Арсенал», это пожалуй сейчас самое интересное пространство для современного искусства в провинции. Тут  огромная заслуга Нижегородского ГЦСИ и лично Анны Марковны Гор, но что там будет показываться пока не понятно, скорее всего проекты сделанные в московском ГЦСИ. К сожалению, за более чем десятилетнюю просветительскую деятельность из Нижегородского ГЦСИ не вышло не одного художника, хотя может это и не их функция, но всё равно обидно. Видимо от арт менеджеров появляются только арт менеджеры.

Так где-же учат современному искусству?,

 Мой приятель недавно убеждал меня , что его девушка уже четвёртый год учится на куратора по современному искусству где-то в Сормове. Вообще институтов обучающих этому нехитрому делу великое множество, но на самом деле их три и они не совсем институты.

 Пожалуй самый солидный это Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко,  Срок обучения 2,5 года, обучение бесплатное.

Институт проблем современного искусства (И, Бакштейна) это вроде курсов, туда поступают как правило уже люди с образованием, или люди которые уже что-то сделали

 в свои молодые годы, срок обучения 1 год, нужно заплатить примерно 30 000 руб.

 Свободные мастерские при ММСИ где вообще нет экзаменов, но мастер классы ведут хорошие художники. Обучение бесплатное.


НАШИ ПАРТНЕРЫ:
  1. Планируете ли Вы заняться спортом в новогодние праздники?
Управление Росреестра по Нижегородской области
В соответствии с положениями  ст.ст. 3, 6 ФЗ «О нес...
07.12.2016 17:46:54
Еще в рубрике