NewsRoom24 08 декабря 2016 00:17 16 +

Вокруг света за 80 часов

Добрый день

В сентябре 2012 года в России вступил в силу давно требовавшийся федеральный закон, согласно которому усыновителями, опекунами, попечителями и приемными родителями могут быть люди, прошедшие обязательную подготовку. Неофициально его называют «закон о 80 часах».

В рамках этого закона граждане, выразившие желание принять в свою семью или взять под опеку ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны будут пройти курс обучения. По его итогам они проходят собеседование, сдают экзамен и получают свидетельство, которое будет рассматриваться в органах опеки или в суде в обязательном порядке вместе с другими документами, необходимыми для принятия ребенка.

О том, как этот процесс проходит в Нижегородской области, а так же о целях и задачах курса мне рассказала руководитель ресурсного центра ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка»» Светлана Николаевна Гринберг.

По официальной статистике, 60 – 80 детей в год в Нижегородской области возвращаются из замещающих семей обратно в учреждения. Воспитатели отмечают, что ребенок после такого становится неуправляемым, агрессивным, замкнутым. Потому что второй раз пережить предательство взрослых могут очень и очень немногие дети. Возникает вопрос, как же те, кто решился на такой ответственный шаг, как усыновление ребенка, могут отдать его обратно? Люди возвращают детей, потому что на самом деле были не готовы их принять – каждый по разным причинам. За каждым таким случаем, конечно, стоят трагедии и детей, и взрослых. Поэтому принятие такого федерального закона – это своего рода прививка от возвращения ребенка обратно в детский дом.

Светлана Николаевна пояснила, что нерешенные психологические проблемы взрослых довлеют над их поступками и влияют на их решения. На тренингах и лекциях будущие приемные родители проходят многочисленные проблемные ситуации, которые их неизбежно ждут. Они разбирают конфликты, учатся находить нужные слова, учатся быть мамами и папами. В процессе этого некоторые из них отчетливо понимают, что на самом деле они не хотят, не могут или не должны быть приемными родителями. Зато остальные в своем решении укрепляются, и вооружаются минимальными знаниями и навыками, а остальное уже придет потом, в процессе принятия ребенка в семью.

Курсы в школе приемных родителей – это групповые занятия, которые проходят не за партой, а креативно и творчески. Люди могут актуализировать свой жизненный опыт и, опираясь на собственные ресурсы, подготовиться к принятию в семью ребенка. Также в ходе обучения предусмотрены индивидуальные занятия с целью определения персонального риска и сильных сторон своей семьи для размещения приемного ребенка.

Только безумцу приходит в голову сесть за руль, если нет прав, но почему-то считается, что воспитывать ребенка может любой. Но воспитать кровного и приемного – не одно и тоже. Конечно, учиться взрослому человеку часто некогда и трудно, это занимает время. Но во всем цивилизованном мире приемные родители предварительно проходят курсы обучения, так как нужны особые знания, чтобы помочь ребенку, оставшемуся без родителей, справиться со своим горем и научиться быть счастливым.

В Нижнем Новгороде центр «Журавушка» с 2006 года ведет курсы для приемных семей. Начинали с 8-10 человек в год, а на сегодняшний момент Школу принимающих родителей прошли более ста человек. В рамках «закона о 80 часах» в городе открыли 8 школ приемных родителей, еще две вот-вот будут открыты, в области таких школ порядка 52. Самая актуальная проблема сейчас – нехватка кадров, хотя центр готовит тренеров для школ последние два года.

Зачастую родители, прошедшие курсы приемных родителей в центре, ходят на консультации вплоть до окончания приемным ребенком школы. В центре «Журавушка» организован Клуб принимающих семей. Именно там приемные родители находят поддержку и сочувствие, а также добрые советы опытных людей. Благодаря общению с другими усыновителями и опытными психологами приемная семья находит собственный «рецепт счастья».

Какие же категории людей хотят стать приемными родителям? И можно ли людей делить на категории? Светлана Николаевна считает, что условные категории есть, но каждая история усыновления по-своему уникальна. В школах приемных родителей тренеры разбирают каждый случай будущего усыновления отдельно, и дают рекомендации, которые могут помочь одолеть «подводные камни» принятии ребенка в семью.

Чаще всего усыновить ребенка хотят семьи, которые не смогли родить своего. Пара, 8-9 лет в браке, детей нет, потому что есть проблемы со здоровьем. В последнее время, правда, появился «новый тренд» - со здоровьем все в порядке, но ребенок все равно не получается, потому что женщина в семье не ориентирована на традиционные ценности. В обществе сейчас другие приоритеты и ценности: карьера, материальное благополучие, активный отдых, путешествия. Семьи уходят от патриархальных традиций, появляются поздние браки и поздние дети, женщины становятся более эмансипированными, а как следствие, наступает «психологическое бесплодие».

Бездетная пара в России все равно выпадает из нормы жизни – пока! Поэтому окружение, друзья и родственники начинают «давить» вопросами деторождения. Люди считают, что нужен ребенок. На тренингах в Школе приемных родителей такие пары решают для себя сложный вопрос – а надо ли им на самом деле рушить свой устоявшийся образ жизни, в котором ребенку пока места нет? На этот период брака одновременно выпадает и кризис в отношениях мужа и жены, кризис среднего возраста. Появление малыша может не решить всех проблем, а наоборот, усугубить их. Переосмысление ценностей своей жизни и готовность круто ее поменять – вот задача, которую прежде всего на тренингах решают такие пары. Справившись с этим, семья становится полноценной. И ребенок в ней – уже большая ее часть.

Вторая распространенная категория усыновителей – женщины 40-50 лет, без семьи и близких. Они хотят усыновить детей, потому что боятся одиночества. Здесь круг проблем еще более обширен. За одиночеством стоит неумение быть в социуме, отсутствие партнера и друзей, сложные отношения с близкими родственниками. До того, как усыновить ребенка, одинокому человеку нужно не только научиться ухаживать за детьми, но и настроится на жизнь с другими людьми, иначе «одна сирота возьмет другую сироту, и будут они сиротами вдвоем». Дети учатся у нас строить отношения, заводить друзей, создавать семью – на личных примерах, никакие теоретические курсы тут не помогут. Поэтому среди воспитанников детских домов, которые не жили в семье с рождения, очень мало людей, сумевших построить нормальную семью. Они этого не умеют.

Третья категория усыновителей – семьи, потерявшие ребенка. В этом случае у них есть бесценный опыт воспитания ребенка, но есть очень большое горе, с которым не всегда может справиться время. Таким семьям психологи настоятельно рекомендуют усыновлять ребенка другого пола. Иначе сравнения и попытки заменить умершего живым неизбежны. А ребенок все это чувствует, и проблемы во взаимоотношениях будут обязательно.

Четвертая категория – верующие люди, берущие на воспитания детей. Для верующей семьи усыновление становится своего рода духовной миссией. В семьях есть и кровные дети, и усыновленные. Традиции, дисциплина и вера им помогают, в таких семьях очень высокий процент «принятия» сирот. Проблем в этих семьях не меньше, но есть больше терпения для их преодоления, больше спокойствия и веры в то, что любовь и принятие со временем принесут результат.

Светлана Николаевна отметила, что все эти разделения условны – так или иначе, специалисты ведут для себя статистику, работая из года в год, накапливая и обобщая опыт. Главная задача центра «Журавушка», и других школ приемных родителей – помочь людям принять верное решение об усыновлении. После чего помочь разобраться с проблемами в семье и жизни до появления в ней ребенка. «Воспитывать как своего, растить, как профессионал» - вот лозунг тренеров школ приемных родителей.

По мнению специалистов центра, государственные программы по возвращению детей-сирот в семью необходимо внедрять более решительно и широко, охватывать многие варианты решения проблем. Но и общественное сознание должно шагнуть на другой уровень, а пока, к сожалению, многие люди уверены, что в этом вопросе власть и общественные организации как-нибудь справятся без них.

Так или иначе, после беседы со Светланой Николаевной Гринберг я вынесла для себя одну очень важную вещь: в будущем детские дома будут в основном нужны для помощи особым детям, тем, которым нужен специализированный уход. И со временем детские дома могут стать местом, где детей готовят к семейному жизнеустройству и к переходу в новую семью. Государство, общественные организации, профессионалы и обычные люди могут внести свой вклад в решение проблем сиротства. И появление школ приемных родителей – хороший фундамент для этого.


НАШИ ПАРТНЕРЫ:
  1. Планируете ли Вы заняться спортом в новогодние праздники?
Управление Росреестра по Нижегородской области
В соответствии с положениями  ст.ст. 3, 6 ФЗ «О нес...
07.12.2016 17:46:54
Еще в рубрике