NewsRoom24 24 мая 2018 03:24 16 +

Новости

Александр Михайлович Савельев
Технология педагогической деятельности предполагает следующий алгоритм индивидуальной работы с учеником:
1. Изучение целостной личности школьника в процессе его учебной деятельности:
а) наблюдение за деятельностью и поведением учащегося в классе, при выполнении учебных заданий, в процессе общественно-полезного труда и т.д.;
б) организация обстоятельств, в которых воспитанник может проявить интересующие нас качества;
в) беседы с учащимися;
г) выявление общественного мнению коллектива об этом учащемся;
д) обмен мнениями и обсуждение индивидуальных особенностей воспитанника с учителями, руководителями кружков, его родителями.
2. Проектирование основного направления индивидуальной работы с учащимися на основе разработанной типологии (см. ниже);
3. Поиск наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учеником;
4. Уточнение основного направления индивидуальной работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов здоровьесберегающих технологий;
5. Анализ и обобщение проделанной работы.
Основные критерии, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются следующие:
– обеспечение учебной мотивации;
– построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;
– недопущение сильного и выраженного утомления.
Критерии, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:
– ориентация на уровень достижений школьника;
– ориентация на процессуальные особенности его деятельности.
Исходя из специфики школы-интерната, разрабатывается типология учащихся (определяется вместе со школьным психологом и социальным педагогом). В основу типологии учащихся целесообразно положить их обучаемость и мотивы учения, включив сюда: наличие определенного фонда действенных знаний; уровень аналитико-синтетической деятельности школьников; экономичность, продуктивность и гибкость мышления; темп продвижения; состояние здоровья.
Соответственно учащихся можно распределить на группы по следующим типам:
1-тип: учащиеся у которых высокая обучаемость сочетается со сложившейся позицией хорошего ученика. Они стремятся выполнить работу добросовестно, тщательно используя рациональные приемы учения.
2 тип: учащиеся, у которых высокая обучаемость выступает как потенциальные возможности в силу возможностей здоровья и своеобразия позиции, которую они занимают в отношении к учению и школе. Они равнодушны к результатам учебного труда, не желают работать систематически, выполнять работу тщательно и аккуратно.
3 тип: учащиеся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших успехов в учении. Они компенсируют недостаточное развитие отдельных мыслительных операций, вызванных состоянием здоровья, прилежанием, стремлением использовать рациональные приемы учения.
4 тип: учащиеся с низкой обучаемостью, формальным отношением к учению, низким качеством самоорганизации. Проблемы со здоровьем вызывают у них серьезные трудности в усвоении знаний, отсутствие интереса к учению.

Индивидуальный подход на уроке
На всех этапах урока, где применяется индивидуальный подход, должны быть реализованы следующие задачи:
1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей).
2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.
3. Формировать учебно-познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и индивидуальных способностей каждого ребенка.
Варианты урочной индивидуализации.
1. «Задания по нисходящей трудности». Всему классу предлагается наиболее трудный вариант работы. Например, сделать вывод по пройденной теме. Учащимся, не справившимся с заданием, дается общее пояснение, помогающее понять сам ход решения задачи. Кому недостаточна эта помощь, дается еще одно общее указание. Тем, кто так и не включился в творческий процесс выполнения задания, предлагается карточка с рациональным планом решения познавательной задачи.
2. «Задания по восходящей трудности». Всему классу предлагается наиболее легкий вариант. Например, выписать основные события и даты из параграфа учебника. Тем, кто справился с задачей быстрее всех, дается более трудная работа. При этом оказывается конкретная помощь отдельным ученикам. Наконец, задание высшей трудности получают наиболее подготовленные ученики.
Свободный выбор задания предполагает умение правильно соотнести свои возможности со степенью трудности работы. В связи с этим в работе с учащимися необходимо учитывать: 1) степень трудности заданий указывается учителем, и он же для учеников выбирает варианты; 2) степень трудности указывается учителем, а учащиеся сами выбирают задания; 3) степень трудности определяется учащимися, и они на основании этого сами производят выбор.
Трудность задания, в отличие от его сложности, определяется при непременном учете конкретного уровня обученности и обучаемости каждого ученика данного класса.
3. Существует еще один вариант индивидуализированной структуры урока. В первые две-три минуты урока дается фронтальная инструкция по работе над темой, предлагаются задания для самостоятельной деятельности сильным ученикам с целью подготовки к изучению нового материала. В этом случае учитель проводит подготовительную работу со слабыми и средними учениками (10-15 минут). Следующий этап – фронтальное изучение нового материала (15-20 минут). Для углубления и закрепления нового материала предлагаются задания различной трудности для самостоятельного выполнения (оставшееся время).
4. Четвертый вариант. Наиболее сильные учащиеся самостоятельно готовятся дома (по заданию учителя) к усвоению нового материала и с самого начала урока работают самостоятельно. С остальными учащимися класса учитель проводит занятие, помогая им приобрести новые знания (10-15 минут). После этого проводится самостоятельная работа по углублению и закреплению нового материала (по вариантам) – 15-20 минут. Затем фронтально обобщается материал и даются задания на дом по вариантам.
5. С целью реализации дифференцированного подхода можно практиковать занятия в малой, гомогенной группе (от 2 до 4-х человек). Здесь учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
Эти уровни усвоения лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.
Пример. Первым уровнем для самостоятельной работы по теме «Великая французская буржуазная революция» будут следующие задания:
а) написать хронологическую цепочку событий Великой французской буржуазной революции;
б) составить таблицу основных деятелей революции и их основных идей;
в) сформулировать основные итоги революции.
Учащиеся, выполнившие задание первого уровня, имеют возможность проверить свою работу, сверив ее с записями в тетради, которые даются учителем в ходе подготовки к работе. Задания второго уровня сложности подводят учащихся к выводу в обобщенном виде: ученики начинают полностью ориентироваться в фактурной части изучаемой темы, самостоятельно делать некоторые обобщающие выводы типа:
«Великая французская буржуазная революция коренным образом повлияла на ход событий в Европе»;
«Она была очень кровавой и бескомпромиссной» и т.д.
Задание третьего уровня требует установления связи между компонентами знаний (смысл революции для дальнейшего развития Европы, ее принципиальные отличия от других европейских революций).

Проект урока №1
Класс: 8 кл.
Тема урока: «Империя Наполеона»
Тип урока: Лекция с элементами творческих заданий
1. Место данного урока в теме – подготовка к усвоению программного материала.
2. На уроке присутствовало 18 учащихся
При планировании урока была проведена внутриклассная дифференциация по следующим особенностям:
А. Для слабоуспевающих учеников были разработаны дополнительные задания, предполагающие ответы на вопросы в рамках обозначенной темы.
Б. Сильные ученики получали творческие дополнительные задания с целью расширить диапазон знаний по теме.
3. Дидактическая цель:
1) Обучающая: обогатиться учащихся новыми знаниями.
2) Воспитательная: воспитать чувство интернационализма, любви к истории.
3) Развивающая: научить проводить исследовательскую работу, выстраивать логическую цепь событий, делать сравнения.
4. Главный этап урока – вводная лекция учителя (10-15 минут). В ходе объяснения учащиеся должно вспомнить программы материал прошлого года – о Великой Французской буржуазной революции и сопоставить ее итоги с изучаемым периодом. Данная цель была достигнута: все учащиеся выявили заинтересованность темой. Следующий этап – фронтальное изучение нового материала (15-20 минут). Некоторые из учеников начали задавать дополнительные вопросы. Другие – делились уже полученными знаниями. Для углубления и закрепления нового материала предлагаются задания различной трудности для самостоятельного выполнения (оставшееся время).
5. По результатам лекционной работы можно констатировать о прочном усвоении материала учащимися, что было продемонстрировано ими в ходе прочтения докладов и ответов на дополнительные вопросы.
6. В качестве ТСО были использована дополнительная учебная литература (История Европы, Т.3; биографические издания о Наполеоне Бонапарте и т.д.), а также наглядные работы, которые подготовили учащиеся, и карта Европы конца XVIII – начала XIX веков.
7. В качестве коррекции проводилась работа с учащимися, у которых вызвало затруднение запоминания программного материала. Проводилась индивидуальная работа, давались дополнительные доклады и рефераты на дом.
8. Для создания комфортной психологической атмосферы на уроке применялись приемы здоровьесберегающих технологий: технология педагогической поддержки (по О.С. Газману).

Проект урока№2
Класс: 8 кл
Тема урока: «Мировые религии»
Тип урока: Защита творческих плакатов с элементами проверочной работы в группах

Цели:
Обучающая цель - сформировать у учащихся представления о мировых религиях, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.
Воспитательная цель - способствовать становлению гражданского самосознания школьников.
Развивающая цель - формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала, воплощение конкретных исторических и религиозных образов.
Оборудование урока: наглядные материалы (изображения типажей представителей мировых религий), плакаты, выполненные учащимися, карточки с вопросами для групповой работы.
Ход урока
В начале урока на доске записана его тема и домашнее задание. Там же размещена карта мира и вывешены наглядные материалы – плакаты, отражающие сущность мировых религий, выполненные учащимися.
1. Вводная часть. Слово учителя. Дает краткое пояснение к теме. Задавая наводящие вопросы, заставляет вспомнить класс об истории возникновение мировых религий. Далее говорит, что цель урока – воплотить образ представителей трех мировых религий и доказать самобытность каждой из них, используя наглядные материалы – плакаты с изображением и описанием религий (5 мин.).
2. Защита творческих плакатов. Учитель делит класс на 3 группы: «христиан», «буддистов» и «исламистов». Школьники выходят к доске и рассказывают историю и сущность одной из мировых религий. Учитель и учащиеся задают наводящие вопросы (20 мин.).
Физкультпауза
3. Самостоятельная работа в группах. Каждый учащийся групп выходит и вытягивает карточки с заданием – словом, которому необходимо дать пояснение. Одногруппники помогают ему дать правильный ответ. В течение этого времени учитель отвечает на возникающие у ребят вопросы; уместно пару раз напомнить школьникам о том времени, которым они располагают. Учитель корректирует и дополняет выводы.
4. Подведение итогов. Формулируется основной вывод: каждая религия – самобытна, что сложилось исторически.
Триединая цель урока считается достигнутой, если ученики сумели ярко описать религии, грамотно отразить пройденный материал, приводя исторические факты, и сделать на основе показанного и сказанного выводы о роли мировых религий в жизни общества.


Индивидуальный подход вне урока
Чрезвычайно важной формой организации учебного процесса стали домашние учебные занятия. Они выполнялись, как правило, самостоятельно, в организационном и познавательном отношении без непосредственного руководства со стороны учителя.
Дифференцируя домашние задания, ставились цели:
- восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, (в этом случае задание индивидуальное);
- подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;
- оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);
- расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.
Дифференциацией домашних заданий мы способствовали устранению перегрузки учащихся домашней работой. В связи с этим практиковалось и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку. Например, 2-3 слабоуспевающим учащимся предлагалось разделить количество вопрос после параграфа между собой и затем дополнить ответы друг друга.
Кроме того, при индивидуализации домашних заданий давались такие задания, которые предполагали ознакомление с объектами за пределами школы. Например, экскурсии по историческим местам Нижнего Новгорода.
Давались также объемные задания на длительный срок (составление докладов и сочинений, чтение крупных произведений, сбор различного материала и т. д.) и различные творческие задания. Многие из рассматриваемых видов заданий были добровольными или выборочными.
Определение содержания, объема и характера заданий зависело от продуктивности работы ученика на уроке. В домашнюю работу всех учеников включались задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (неточность в выводах, путаница в событиях и т.д.) позволяло не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок.
Практиковались и коллективно-групповые домашние занятия: совместная работа парами (взаимная проверка и взаимопомощь при индивидуальном выполнении задания), подготовка диалога, организация домашних наблюдений, изготовление пособий и т. д.
Практика работы показала, что для устранения уже имеющегося отставания более приемлема другая мера – индивидуализация срока выполнения некоторых наиболее существенных домашних заданий.
С целью проверки успешности индивидуального подхода проводились экспериментальные исследования. Содержание и методика эксперимента таковы. В контрольном классе выполнение домашних заданий проверялось, как и прежде, в ходе выборочного текущего опроса. В экспериментальном классе наиболее существенные задания выполнялись всеми учениками по очереди (сначала сильными, затем средними и в последнюю очередь слабыми), срок подготовки этих заданий индивидуализировался. Выполнение же менее существенных заданий проверялось выборочно в ходе текущего опроса на уроках.
Например, ученикам, которые не полностью усвоили программный материал, наряду с общим домашним заданием были даны вопросы: «Сравните, почему революция 1905–1907 гг. не смогла уничтожить монархию в России, а Февральская революция почти бескровно и быстро свергла самодержавие?».
Выполнение домашнего задания с таким глубоким сравнительным анализом двух русских революций позволяло даже слабоуспевающим ученикам усвоить программный материал осознанно и прочно.




  1. Где вы предпочитаете покупать стройматериалы?
Управление Росреестра по Нижегородской области
Управление Росреестра по Нижегородской области напо...
23.05.2018 17:36:57
Еще в рубрике