NewsRoom24 20 сентября 2019 00:46 16 +

Новости

Александр Михайлович Савельев
Эта тема обсуждается в нашей стране давно. Сторонников у данной инициативы довольно много. По крайней мере, в их числе министр образования и науки РФ Ольга Васильева. «Это мировая практика. Каждая страна сдает родной язык, родную историю, английский язык, математику, а дальше – по выбору», - аргументирует она свою точку зрения.
Действительно, незнание истории не сулит ничего хорошего гражданам России. Уже сегодня заметно, что молодые люди все хуже и хуже знают прошлое (а порой и настоящее) своего народа. Население рискует превратиться в «квалифицированного потребителя», а страна скатиться в «третий эшелон» по уровню интеллектуального развития.
Потому вопрос включения предмета в список обязательных на ЕГЭ весьма актуален. Нужно ли это делать? Ответ однозначный – нужно. Другой вопрос – когда?
Сначала говорилось о том, что история станет обязательным госэкзаменом с 2020 года. Однако потом выяснилось, что конкретных сроков никто не определял и вряд ли в ближайшее время определит.
Пожалуй, с решением этого вопроса действительно торопиться не стоит. С одной стороны, выпускники и так охотно выбирают историю для сдачи ЕГЭ. С другой, чтобы сделать этот предмет обязательным для всех, нужно создать необходимые все условия для его успешного освоения учащимися.
Что же происходит с преподаванием истории в современной школе? Трудностей предостаточно… Одна из основных – малое количество часов на изучение предмета. В настоящий момент это 1 час на «Историю России» и 1 час на «Всеобщую историю». Переход на новые государственные стандарты, так называемые ФГОСы, не меняет положение вещей в лучшую сторону. ФГОС, Историко-культурные стандарты (ИКС) формируют новую модель преподавания истории в системе общего образования. Подразумевается изменение дидактических элементов, определяющих содержание. Так вот элементов стало больше при том же количестве часов на преподавание. Отсюда — неизбежное изменение структуры курсов.
Давайте взглянем на нашу модель, которая прописана в ИКС: 5 класс — Древний мир, 6 класс — Средние века и древняя Россия до XV века, 7 класс — фрагменты новой истории XVI-XVII века и России XVI-XVII века, 8 класс — зарубежный и отечественный XVII век, 9 класс — зарубежный и отечественный XIX век, 10 класс — новейшая история и история России XX-XXI веков, 11 класс — история России в мировом контексте. Полного возврата к «линейке» здесь нет, поскольку 11 класс — концентрум.
Проблема же в другом. Избыток дидактических единиц мешает полноценному их освоению. Получается, что новые добавлены к старым, и при этом ничего из старого не убрано. Кроме того, уровень сложности дидактических единиц не дифференцирован от 5 к 10 классам. Историки признаются, что довлеет политико-социальное, а не духовно-культурное содержание.
Что можно сделать, чтобы разрешить данное противоречие? Оптимальный вариант – увеличить часы на преподавания истории. В идеале – до 3-4 в неделю. Также логичным было бы внести в учебный план 5 класса изучение истории России. Ну и, наконец, привести в соответствие учебники по истории России. Иначе, часть курса (в десятом классе запланировано изучение истории с 1914 года до наших дней) будет выпадать у тех, кто после школы пойдет учиться в средние специальные учебные заведения.
Еще один важный момент – нужно доработать сам ЕГЭ по истории. На мой взгляд, в него просто необходимо ввести устную часть. Это, как минимум, избавит нас от «натаскивания на тесты». Как максимум – даст больше стимулов для творческого развития школьников.
Продолжение темы следует...




  1. Считаете ли вы Нижний Новгород безопасным для проживания?